Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

08.12.2008 | Татьяна Становая

Мы не бросим!

4 декабря премьер-министр России Владимир Путин провел «прямую линию», в рамках которой он ответил на вопросы россиян, полученные по телефону и в виде SMS-сообщений, а также на сайт программы «Разговор с Владимиром Путиным». Это первая «прямая линия» в таком формате и для Путина в новом статусе. Путин выступил не только и не столько как глава правительства, сколько как политический лидер страны. Причем если изначально подчеркивалось, что общение будет выстроено на основе общественных приемных партии «Единая Россия», то в итоге «партийная составляющая» образа Путина была минимизирована.

Нынешняя «прямая линия» обладает целым набором специфических качеств. Во-первых, «прямая линия» с участием премьер-министра России – беспрецедентное событие для России, которое связано с исключительностью реального политического статуса Владимира Путина. Фактически его реальная роль значительно шире роли премьер-министра: в сложившейся системе он в первую очередь является фигурой, пользующейся наибольшей общественной поддержкой. Причем важно отметить, что нынешняя «прямая линия» задумывалась еще до кризиса, с учетом этого особого статуса премьера. Это своего рода «ноу-хау» Путина, позволяющее ему выстраивать и укреплять прямые связи с обществом: весь его режим строился на контракте власти и общества, и «прямое общение» здесь играет особую политическую роль.

Поэтому «прямая линия» была очень похожа по своему содержанию на предыдущие «прямые линии» Путина в статусе президента. Огромное внимание было уделено социальным вопросам (общение сохранило свою терапевтическую функцию; кроме того, Путин заинтересован в сохранении собственной политической поддержки). Премьер сообщил, что власти готовы выполнять все свои социальные обязательства, а финансовых госрезервов хватит для недопущения негативных явлений в макроэкономике. Он также пообещал, что правительство не допустит резких скачков курса рубля. Премьер подтвердил, что в 2012 году все военнослужащие будут обеспечены служебным жильем.

Однако, и это вторая особенность «прямой линии», нынешнее общение происходит на фоне разгоревшегося финансово-экономического кризиса. В этом контексте «терапевтическая» и политическая функции была даже усилены (также как и в недавнем выступлении Путина на съезде «Единой России»). Путин рассказал, что темпы роста экономики удается удерживать на высоком уровне, в целом год можно назвать успешным. Но в то же время премьер признал, что последствия кризиса могут оказаться гораздо более чувствительными, чем ожидалось. «Россия имеет все шансы пройти мировой экономический кризис с минимальными издержками, однако необходимо готовиться, в том числе и политически, к сложному периоду, связанному с кризисом», - сказал Путин. Реплика о «политических» последствиях кризиса может говорить о том, что власти признают возможные «политические издержки» и морально к ним готовятся.

Кризис выявил противоречие между функциями правительства как антикризисного менеджера, вынужденного поддерживать системообразующие институты (например, банки) и социальными интересами значительной части населения, страдающего от последствий кризиса. В данном случае Путину пришлось искать баланс между двумя своими ролями: ролью премьер-министра, которому, возможно, придется принимать и спорные с точки зрения населения антикризисные решения, и ролью политического лидера, ориентированного на превентивное решение именно социальных проблем.

Так, Путин в рамках «запланированного экспромта» дал поручение правительству рассмотреть возможность досрочного использования «материнского капитала» для погашения ипотечного кредита (с 1 января 2009, а не 1 января 2010 года). Путин также заявил, что в условиях кризиса правительство рассмотрит вопрос о сокращении квот на наем иностранной рабочей силы на 50% (еще один «экспромт»). Кроме того, премьер допустил, что в сфере ЖКХ на фоне кризиса тарифы могут быть снижены (хотя и тут Путин жестко оговорился, что снижение опасно на фоне существенного износа системы ЖКХ). Это стало одной из самых важных новостей, с четом того, что буквально две недели назад в такой привилегии (требовать снижения тарифов) было отказано реальному сектору экономики. Путин в данном случае фактически отдал приоритет интересам населения в ущерб интересам наиболее влиятельных и близких к власти хозяйствующих субъектов. Способность вырабатывать новые государственные решения – это часть общей роли Путина как участника тандема и политического лидера. Среди других инициатив: введение «общественных работ», а также увеличение сроков наказания за педофилию.

Очень много вопросов последовало о проблемах сокращения рабочих мест и невозможности выполнять свои кредитные обязательства перед банками (прежде всего, по ипотечным кредитам). В связи с противоречивостью этих целей, позиция Путина во многом была более сбалансированной. С одной стороны, он защищал принимаемые государством меры. Так, Путин стремился обосновать необходимость направления ликвидности в финансовую систему страны именно через посредников – системообразующие банки. Это одно из самых критикуемых решений правительства, связанное с образование так называемых «финансовых тромбов»: банки с неохотой кредитуют другие банки и предприятия, а также устанавливают завышенные процентные ставки, фактически «зарабатывая на кризисе». Путин не только не раскритиковал банки, но и поддержал их, указав, что от их благосостояния будет зависеть финансовая стабильность большинства россиян. «За банками стоят миллионы вкладчиков, граждан Российской Федерации, которые заинтересованы в том, чтобы банковские учреждения работали ритмично и у них было достаточно ликвидности, чтобы обеспечивать интересы граждан. Именно для этого мы направляем огромные средства в банковский сектор – примерно около 5 триллионов рублей по разным каналам», – сообщил премьер.

Не стал Путин солидаризироваться и с критикой банков, фактически закрывающих ипотечное кредитование, а также принимающих иные меры по защите от роста неплатежей (хотя не обошлось без мягкого предупреждения не «кошмарить» клиентов и не пользоваться правом требовать досрочного погашения ипотечных кредитов). Премьер здесь возложил ответственность на государство, указав, что в качестве антикризисной, защитной меры власть будет давать (через Агентство по ипотечному кредитованию) гарантии по кредитам.

Традиционную поддержку получил и сектор ТЭК: Путин был вынужден отвечать на вопрос о причинах сохранения высоких цен на бензин и здесь премьер полностью встал на сторону нефтяных компаний. Он указал, что НК несут убытки, обеспечивая высокие доходы государства и фактически гарантируя выполнение бюджетом всех обязательств. НК, по словам Путина, «стараются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. Это правда. Это тоже в известной степени политика государства». Путин также отметил, что «за счет людей с большими или средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, которые остро нуждаются».

На этом фоне общение Путина с народом показало, что государство берет на себя основные функции по управлению ситуацией. Премьер подтвердил, что государство продолжит поддерживать предприятия реального сектора. По его словам, около 175 млрд рублей будут направлены на долгосрочные кредиты. При этом решение о направлении средств через банки останется неизменным. Затрагивая тему роста безработицы, Путин также не стал возлагать здесь какую-либо ответственность на предприятия, указав, что проблема будет решаться силами государства. «Считаю необходимым создать необходимые денежные ресурсы у соответствующих служб, которые занимаются занятостью, с тем, чтобы оперативно реагировать на наиболее острые проблемы», – сказал глава правительства.

В-третьих, Владимир Путин впервые предстал не только как премьер-министр, но и как лидер партии власти «Единой России». Общение строилось на базе общественных приемных Путина, созданных почти во всех регионах России. Заметим, что изначально, подразумевалось создание приемных партии «ЕР», однако затем они были переоформлены в приемные лично Путина. В ходе «прямой линии» Путин заявил, что его лидерство важно, прежде всего, с точки зрения опоры на парламентское большинство (тем самым, на первый план выставлены прагматичные мотивы его решения возглавить партию). Более того, Путин дал понять, что и создание общественных приемных имеет инструментальное значение: партия власти приобщается к решению реальных проблем населения.

Важно отметить, что в рамках «прямой лини» не нашли отражения чисто «медведевские» темы или инициативы: это и правка Конституции, и политические реформы, и вопросы развития судебной реформы, борьбы с коррупцией и т.д. – таким образом, происходит разделение функций между участниками тандема. В тоже время на ряд политических вопросов Путин ответил уже после «прямой линии». Так, он заверил, что не вернется на пост президента до 2012 года, гарантируя невозможность проведения досрочных президентских выборов. Он также заверил, что останется на посту премьера до конца срока, сохранив неопределенность в вопросе об участии в выборах 2012 года.

Внешнеполитическая тематика была во многом традиционной, хотя уровень жесткости в отношении США был минимален. Путин вновь возложил ответственность за финансовый кризис на США, но при этом продолжил линию на выстраивание отношений с новой администрацией Барака Обамы. «Мы очень рассчитываем, что будут позитивные изменения в отношениях с США, и сейчас такие сигналы поступают, - сказал Путин. - Мы видим, что не спешат с принятием в НАТО Грузии и Украины, размещением радара в Польше». Кроме того, по его словам, на экспертном уровне среди специалистов, близких к избранному президенту США Бараку Обаме, раздаются заявления о том, что не нужно спешить с размещением элементов ПРО в Европе. Фактически тем самым Путин озвучил набор условий оптимизации отношений: это замораживание процесса расширения НАТО и решение проблемы ПРО. Также важно отметить, что Путин избегал любых агрессивных заявлений и даже, напротив, опровергал подобные слухи (например, о возможности размещения военных баз на Кубе и в Венесуэле).

Была затронута и тема поставок газа в Украину: Путин предупредил, что дешевого газа не будет, а в случае отсутствия контракта, поставки будут сокращены. Наиболее эмоциональное и широкое раскрытие получила тема Грузии. Путин назвал действия Саакашвили в отношении Южной Осетии «преступлением», проведя аналогию с Саддамом Хусейном – таким образом, грузинский президент остается для России полностью неприемлемой фигурой. Заметим, что изначально, по данным СМИ, планировалось организовать «прямое включение» из Южной Осетии. Однако затем это решение было пересмотрено. Судя по всему, сейчас российские власти не хотят лишний раз обострять эту тему, учитывая необходимость выстраивания отношений с Западом.

«Прямая линия» показывает, что Путин предстал как полноценный политический лидер, способный принимать решения по ключевым вопросам государственного курса. При этом ему удается достаточно успешно исполнять и вторую, более противоречивую, роль антикризисного менеджера. Путин достаточно удачно находит баланс интересов между широкими слоями населения и экономическими акторами. При этом государство закрепляет за собой функции главного арбитра и центра управления кризисом. Это позволяет, как минимизировать социально-политические последствия кризиса в стране, так и реализовывать антикризисную программу, далеко не всегда отвечающую непосредственным интересам широких слоев населения.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net