Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.12.2008 | Валерий Выжутович
Ветер в паруса
Российская жизнь, увы, щедра на всяческие неурядицы экономического свойства. За последние лет пятнадцать чего только не было. Крушение «пирамид», дефолт, обвал рынка ГКО, монетизация льгот, крах многих коммерческих банков - то одно, то другое… Теперь вот, извольте видеть, финансовый кризис. Ну да, он общемировой, но гражданам от этого не легче. А веду я к тому, что благодаря всевозможным ЧП, большим и малым, политические партии периодически получают возможность оглашать электоральное пространство восклицаниями типа «доколе?!», «мы не позволим!», «мы призовем к ответу!», «мы защитим!»... Попытка нажить политический капитал на том, что в иные времена успокоительно именовалось «временными трудностями», - обычное дело.
«Ветер истории вновь дует в наши паруса», - сказал Геннадий Зюганов, выступая перед соратниками на недавнем съезде КПРФ. И дополнил эту метеосводку победной констатацией: «В волнах кризиса гибнет спрут мирового империализма».
Все так и есть. Не в том, конечно, смысле, что «мировой империализм», накрытый штормом, гибельно погружается в историческую пучину - даст бог, он еще побарахтается «в волнах кризиса». Все так и есть - если иметь в виду стремление настроить паруса на кризис. Причем настроить их так, чтобы поймать попутный ветер. В этом стремлении нет ничего предосудительного: брать в союзники всякую нестабильность (в данном случае экономическую), обращать дефолты, инфляцию и прочие передряги себе на пользу - законное право политиков. В такие моменты каждая партия хочет предстать народной защитницей. Вспомним, к примеру, как реагировала та же КПРФ на повышение тарифов ЖКХ. «Даже когда правил Мамай, он забирал одну десятую часть - десятину, - просвещал народ Геннадий Зюганов. - А сейчас, по сути дела, забирают девять десятых». Лидер компартии призывал малоимущих самостийно «отрегулировать» тарифы: мол, если ваш доход ниже прожиточного минимума, платите от этой суммы за квартиру и «коммуналку» 10 процентов и ни копейки сверх. Нет смысла обсуждать, сколь действенны подобные воззвания. Кому нечем рассчитаться за свет, газ, воду, тот без всякого подстрекательства месяцами, а то и годами пренебрегает этой обязанностью.
Впрочем, партийный клич «Все - на борьбу с грабительскими тарифами!» не за тем раздавался, чтобы склонить население к экономическому неповиновению. Просто КПРФ хотела показать, что только она и может защитить народ от коммунальных напастей, больше некому. Между тем в обществе распространено мнение, что партии «пиарятся на экономических трудностях». Особенно сейчас, когда этих самых экономических трудностей финансовый кризис предоставляет в щедром изобилии. Для оппозиционных партий это еще и повод усилить атаку на власть. Вот и Геннадий Зюганов, выступая на съезде, не преминул заметить, что «тандем Медведев - Путин» вступил «на тонкий лед» и вынужден в условиях кризиса балансировать «между кучкой богачей-казнокрадов и интересами остального общества». Лидер КПРФ сказал, что оппозиция призвана «гнать дальше по этому тонкому льду» нынешнюю власть, которая «рано или поздно должна будет провалиться».
Вообще-то Геннадий Зюганов при всей его непримиримой риторике с властью отнюдь не на ножах. Его партия тоже - вовсе не боевой авангард оппозиции. Год за годом, а в последние восемь лет - особенно, эта партия врастала в систему власти и теперь чувствует себя в ней вполне комфортно. Говоря, что «в партии наблюдаются две тенденции - те, кто готов строиться под Путина, и те, кто готов противостоять проводимой в стране политике либеральной диктатуры полицейского толка», сам же Зюганов образцово олицетворял обе тенденции. Вплоть до последних президентских выборов он только и делал, что одновременно и «строился», и «противостоял». Восемь лет мирного сосуществования с властью не добавили популярности ни самой КПРФ, ни ее лидеру, изрядно сократило число коммунистических сторонников, повыветрело из населения веру в Зюганова и его потускневших товарищей. Но всякий раз, как только страна подвергается какому-то испытанию, коммунисты вспоминают, что они коммунисты. Извлекаются из партийных запасников портреты Ленина, поднимаются на щит привычные лозунги.
Вот и теперь. Два часа кряду на съезде КПРФ Геннадий Зюганов говорил о причинах «кризиса современного империализма», неизбежности «перехода к социалистическим формам устройства и развития общества». Ну хорошо, «современный империализм» в его планетарном масштабе терпит крах, это все уже поняли, сомневающихся нет. Один пустяковый вопрос: а «отдельно взятой стране», России, - ей что надо делать сейчас, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями? Что необходимо предпринять для спасения нет, не «всего прогрессивного человечества» от «спрута мирового империализма, а отечественного промышленного сектора от инвестиционной голодухи, банков - от разорения, ипотечных заемщиков - от долговой ямы, трудовой люд - от массовой безработицы, пенсионеров - от нищеты? На этот счет глава КПРФ не высказал никаких предложений. Кроме одного - привычного, универсального: «Вернуть в собственность общества природные богатства России, стратегические отрасли экономики».
Словом, на вопрос «что делать?» у коммунистов нет ответа. Зато вторая часть классической диады для них затруднений не составляет. На вопрос «кто виноват?» ответ имеется. Думская фракция КПРФ начала сбор депутатских подписей под требованием отправить в отставку министра финансов Алексея Кудрина. Но в состязании, кто первым укажет на виноватого, у коммунистов уже появились соперники. Зампред фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков сообщил журналистам: «Я выйду на заседание фракции с инициативой обратиться к президенту рассмотреть вопрос от отставке Кудрина. И я буду настаивать на том, чтобы фракция приняла консолидированное решение». Первый заместитель председателя КПРФ Иван Мельников в ответ заявил, что едва ли кто-то, кроме коммунистов, сможет начать публичную кампанию такого рода. Лавры «освободителей» министра финансов от должности теперь станут предметом межпартийной борьбы. Так уже было, когда стоял вопрос о дальнейшей судьбе другого министра - Зурабова.
Популистский, наперегонки, поиск виноватых - всегдашнее занятие партийных предводителей. А уж в периоды нестабильности, возбуждающей социальное недовольство, им особенно важно не опоздать с поименным перечислением лиц, коих надо «привлечь к ответу». Занятие азартное, что и говорить. Но малопродуктивное, если для ослабления кризиса что-то делать всерьез, а не грешить популизмом.
Будут теперь и попытки зазвать народ на митинги. Депутат-коммунист Виктор Илюхин уже посетовал, что его партия «не поспевает за растущим в обществе недовольством», но пообещал: «Мы присоединимся к общественному протесту». Присоединяться пока не к чему. Самостийные проявления недовольства в сколь-нибудь массовом масштабе не наблюдаются. Хотя половина опрошенных в ходе онлайн-исследования, проведенного компанией Nielsen, уверена, что экономика страны переживает рецессию, а 42 процента респондентов не ждут скорого финансового оздоровления. При этом рейтинги президента Дмитрия Медведева и главы правительства Владимира Путина по-прежнему высоки. Ольга Крыштановская, глава Центра изучения элиты Института социологии РАН, отмечает феномен: «По мнению граждан, люди во власти защищают только свои личные интересы, а также интересы олигархов. И при этом, когда мы спрашивали о Медведеве, Путине, «Единой России» - потрясающе иной результат!»
Кстати, о «Единой России». Если для КПРФ кризис стал союзником, то для правящей партии это политический оппонент. Может быть, впервые «Единая Россия» получила реального и очень серьезного оппонента. Ее лидер Владимир Путин откровенно сказал, что политические перспективы партии власти будут «напрямую зависеть от того, как мы справимся сегодня с проблемами, с которыми сталкивается страна и ее граждане».
КПРФ может с удовольствием подставить свои партийные паруса под ветер кризиса. «Единая Россия» - нет. Для «Единой России» этот ветер - не попутный.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.