Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.01.2009 | Сергей Маркедонов
Россия-Абхазия: короткое замыкание?
Тезис о том, что российско-абхазские отношения после признания независимости бывшей грузинской автономии не будут безоблачными, нашел свое подтверждение в начале 2009 года. Предметом недовольства абхазской стороны стал Меморандум, подписанный российской компанией «Интер РАО ЕС» с министерством энергетики Грузии о совместной эксплуатации Ингури- ГЭС.
Ингури-ГЭС (или Ингурская ГЭС, в Абхазии принято говорить Ингур-ГЭС) является крупнейшим энергетическим объектом всего Кавказского региона. Она была построена во времена брежневского «застоя» в 1977 году и находится на территории неразрешенного грузино-абхазского конфликта. При этом ее мощности распределены таким образом, что без совместной эксплуатации с грузинской и абхазской стороны данный энергетический объект нежизнеспособен. В абхазских СМИ эту станцию даже называли «объединяющей ГЭС». И если плотина высотой в 272 метра (кстати, одна из самых высоких в мире) находится на грузинской территории (в Цаленджихском районе), то Гальское водохранилище и т.н. «перепадные» ГЭС располагаются в Абхазии. Сегодня в штате электростанции на постоянной основе трудятся порядка 460 человек (соотношение 70 %- жители Абхазии и 30%- жители Зугдидского района Грузии). Данные цифры взяты из абхазских СМИ, где они были приведены администрацией станции. Электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределялась следующим образом: 60% - Грузии, 40% - Абхазии. Мощность электростанции составляет 1300 МВт, а ежегодная выработка может составлять около 4,5 млрд. кВт.ч. Несмотря на неразрешенность грузино-абхазского конфликта в течение долгих лет этот объект был одним из немногих примеров успешной кооперации между Сухуми и Тбилиси. Этот казус является лишним доказательством того, что вопросы выживания и такие гражданские права, как право на свет и право на тепло, могут прекрасно существовать в отрыве от статусных проблем и больших геополитических игр.
Между тем, после августа 2008 года, когда политическая роль России в Абхазии существенно изменилась, (РФ стала не миротворцем, а гарантом независимости и безопасности бывшей автономии Грузии) начались и корректировки экономических реалий внутри частично признанной республики. Крупные российские компании, спаянные с государством начали (и казус с «Интер РАО ЕЭС» - это не последнее действие такого рода) устанавливать свои правила игры. Или, по крайней мере, пытаться это делать более активно по сравнению с тем, что было раньше.
В последний день прошлого года на сайте ОАО «Интер РАО ЕЭС» появилась информация о том, что компания с одной стороны и министр энергетики Грузии с другой подписали в Тбилиси Меморандум о взаимопонимании по вопросам эффективной эксплуатации «Ингури-ГЭС». В сообщении говорилось также о договоренностях сторон «подготовить программу необходимых мер в этом направлении. Согласно положениям подписанного документа, указанная программа должна быть разработана на срок не менее 10 лет». Интересно, что в размещенной на сайте информации сообщается, что подписанию предновогоднего Меморандума предшествовали переговоры, как с руководителями грузинской, так и абхазской энергетики. Согласно официальной позиции ОАО «Интер РАО ЕЭС», «подписанный в Тбилиси документ расценивается участниками процесса как серьезный успех, учитывая особую важность Ингури ГЭС для энергоснабжения всего кавказского региона и юга Российской Федерации».
По словам же Александра Хетагури, министра энергетики Грузии, переговоры между грузинской и российской стороной начались в октябре 2008 года. Тбилиси принял условия Москвы после того, российские энергетики представили приемлемые для Тбилиси предложения. Оказывается можно даже в условиях после «пятидневной войны найти сферу, в которой возможно достижение компромисса! Однако столь благодушная атмосфера российско-грузинского энергетического сотрудничества не нашла столь же позитивного восприятия в Сухуми. 19 января 2008 года президент Абхазии Сергей Багапш выступил с резкой критикой по поводу российско-грузинского Меморандума о совместной эксплуатации Ингури-ГЭС. Этот демарш произошел аккурат в канун визита в Абхазию председателя правления «Интер РАО ЕЭС» Евгения Дода 20 января 2008 года. «Мы готовы вести переговоры с «Интер РАО» о сотрудничестве в энергетической области, но не подпишем никакое соглашение, которое ущемляло бы интересы нашей республики и народа», - заявил президент Абхазии Сергей Багапш, комментируя российско-грузинские договоренности.
Багапш даже созвал экстренное совещание по вопросам эксплуатации ИнгуриГЭС, в котором приняли участие ключевые фигуры абхазского истеблишмента (вице-президент, премьер-министр, секретарь совета безопасности). «Энергетика одна из основных составляющих нашей безопасности. Грузия может и впредь делать различного рода заявления о том, что является собственником всех объектов на территории Абхазии, но на деле это не так», - подчеркнул лидер Абхазии. По его словам, главный энергетический объект Абхазии находится на ее территории, а потому «никакие договоры и соглашения, подписанные за нашей спиной, без учета наших интересов, не будут иметь никакой силы».
В схожем ключе выступил и руководитель абхазской государственной компании «Черноморэнерго» (в свое время ее возглавлял ныне действующий президент Сергей Багапш) Резо Зантария. По словам последнего, «абхазской стороне от российской энергокомпании «Интер РАО ЕЭС» никаких выгодных для Абхазии предложений не поступало». Зантария выразил опасение, что Тбилиси и Москва попросту «делят между собой имущество Абхазии». Из его слов стало известно, что российские энергетики предложили Сухуми такой проект: создание акционерного энергетического предприятия, в котором 51 % акций будет принадлежать ОАО «Интер РАО ЕЭС», а 49%- абхазской стороне. Абхазские же власти (и энергетики) выступали за другую формулу, при которой 51 % будет у Сухуми, а российские энергетики получат 49%. Общим местом в высказываниях абхазских политиков и энергетиков является обеспокоенность тем, что российская компания «Интер РАО ЕЭС» хотела бы контролировать важную для республики стратегическую отрасль. Как будто такие стремления вновь для российских энергетиков? Разве идеи «энергетической империи» родились не в голове бывшего главного энергетика «всея Руси» Анатолия Чубайса? Но, до сих пор у руководства Абхазии восприятие российской энергетической политики (равно, как и всякой другой) не было слишком критическим. Но что же конкретно так не понравилось абхазским властям в Меморандуме? Во-первых, сам факт подписания Меморандума в Тбилиси, куда не были приглашены представители Абхазии. Во-вторых, Меморандум предполагает транзит электричества из России в Турцию через Грузию, на чем единая энергосистема последней сделает себе дополнительные доходы (скорее всего, немалые). В-третьих, Меморандум предполагает создание Совместного Совета, который будет осуществлять на паритетных началах совместное управление Ингури-ГЭС. По словам грузинского министра энергетики Александра Хетагури, это будут «наши представители и представители Интер РАО». В этом списке нет места для абхазских представителей? Этот вопрос вообще оговаривался специально или нет? Пока точные ответы не до конца ясны.
В соответствие с документом, подписанным в Тбилиси «Интер РАО ЕЭС» соглашается выплатить стоимость того электричества, которое будет поставляться ГЭС в Абхазию. По словам Хетагури это составит «15 млн. лари дохода». «Интер РАО ЕЭС» в летнее время планирует также приобретать незаконтрактированное электричество. Это даст доход в 25 млн. лари.
Впрочем, у Сухуми появились довольно неожиданные союзники в лице грузинских оппозиционеров. Для них сам факт «сделки» с российской энергетической компанией видится едва ли не как предательство национальных интересов. По словам вице - спикера парламента Грузии Левана Вепхвадзе, представляющего оппозиционное меньшинство, Меморандум не соответствует законодательству страны, поскольку принят закон об «оккупированных территориях». Получается, что Тбилиси идет на заключение Соглашения с оккупантом. Представитель же Альянса республиканцев и «Новых правых» Давид Гамкрелидзе пошел в своих высказываниях еще дальше: «Из-за передачи Ингури-ГЭС российской компании, необходимо возбудить уголовное дело, как против министра энергетики, так и Михаила Саакашвили». Впрочем, существующий уровень поддержки грузинских властей вряд ли сделает реальным такой сценарий. Хотя бы в краткосрочной перспективе. Как бы то ни было, грузинская оппозиция использует любой повод для того, чтобы дискредитировать власть и вырвать у Саакашвили монополию на патриотизм.
Однако главная интрига в этом деле - не борьба оппозиции и власти в Грузии. После 26 августа 2008 года - это первая серьезная публичная демонстрация того, что интересы Москвы (ее политического бизнеса, прежде всего) и взгляды Сухуми не во всем совпадают. Конечно, путь «слома» абхазской элиты теоретически возможен. Энергетику, другие «вкусные» отрасли представители Москвы могут в сжатые сроки «взять под себя». Слишком уж разные весовые категории у сторон. Но усилит ли это позиции России и внутри Абхазии, в Кавказском регионе, в Евразии в целом? Не будет ли тактика строительства «энергетической империи» за счет той же Абхазии началом снижения популярности РФ и отправной точкой растраты большого кредита доверия? Возможен, впрочем, и другой сценарий. За энергетическим наступлением может последовать временный отход российских компаний на заранее приготовленные позиции. Отчасти он и произошел 20 января 2009 года. Председатель правления «Интер РАО ЕЭС» Евгений Дод после встречи с руководством Абхазии предложил создать совместную рабочую группу, которая занялась бы проработкой проектов сотрудничества. Однако политический и, главное, психологический осадок, останется. Равно, как и вопрос: «За что боролись?» Пока же позиция руководства Абхазии остается неизменной. «Можно обсуждать проекты сотрудничества в сфере энергетики, развития энергосистемы, транзита через территорию Абхазии и экспорта электроэнергии, и мы готовы работать в этом направлении. Но все объекты станции, находящиеся на нашей территории, являются собственностью Абхазии, и распоряжается ими Абхазское государство», - особо подчеркивает Сергей Багапш.
Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.