Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.02.2009 | Сергей Маркедонов
Азербайджанский фактор для Грузии
9 февраля 2009 года в столице Турции Анкаре состоялся Второй Международный форум Национальной Ассамблеи азербайджанцев Грузии (НААГ). То, что данной мероприятие прошло за пределами Грузии не вызывает удивления. Это становится уже традицией. Первый форум НААГ состоялся два года назад в Киеве. А третий планируется в 2011 году (если не будет форс-мажорных обстоятельств) в Баку или в Москве. Национальная Ассамблея азербайджанцев Грузии не принадлежит к числу абсолютно лояльных действующей власти. С одной стороны ее трудно упрекнуть в сепаратизме. Свое будущее активисты НААГ связывают с грузинским государством. В одном из обращений НААГ в конце 2006 года говорилось буквально следующее: «В деле защиты национальных интересов Грузии азербайджанцы, проживающие там, будут участвовать наравне с грузинами». Даже при всем негативном отношении к дискриминационной политике официального Тбилиси (по крайней мере, такую интерпретацию дают лидеры этой организации) на своем форуме в Анкаре НААГ говорит о спасении «государственности Грузии», решении ее «национально-государственных интересов» абхазского и югоосетинского конфликтов. В своем интервью известному российскому информационному агентству «Регнум» в октябре прошлого года (то есть уже после событий «пятидневной войны») президент НААГ Дашгын Гюльмамедов вполне определенно сказал, что «территориальная целостность Грузии признана международным сообществом и не подлежит изменениям».
Даже критикуя натовские планы официального Тбилиси, НААГ в своей риторике не прибегает к отрицанию «западного выбора, как такового». Ассамблея азербайджанцев весьма позитивно относится к европейскому вектору грузинской политики, надеясь с помощью ЕС добиться более качественной политики в отношении к этническим меньшинствам. Лидеры Ассамблеи акцентируют внимание на неэффективности того же Североатлантического Альянса (что потихоньку начинают делать и грузинские оппозиционеры). В ноябре 2008 года президент НААГ Дашгын Гюльмамедов заявил: «В Вашингтоне Грузию рассматривают в реальности как объект жертвоприношения. Запад не намерен принимать Грузию в НАТО. Просто этой перспективой пытаются припугнуть Россию. На самом деле в США к гражданам Грузии относятся как к людям третьего сорта, как к дикарям. Мы не можем нормально получить визу в США. Хотя на словах Соединенные Штаты называют Грузию стратегическим партнером, на деле этого не видно. Где был и чем занимался этот «партнер», когда российские войска вошли в Грузию? Кроме пустых заявлений и нескольких показушных рейдов военных кораблей американские «друзья», ограничились созерцанием».
С другой стороны отношение к ныне действующему президенту у НААГ никак не назовешь однозначно положительным. Еще в 2006 году Ассамблея требовала отставки Михаила Саакашвили, роспуска парламента и проведения досрочных выборов. В то же время спустя два года президент НААГ отмечал позитивную динамику, связанную с деятельностью грузинского президента: «После победы на президентских выборах (состоялись в январе 2008 года - С.М.) Саакашвили сдержал многие свои обещания. Например, газификация региона Борчалы (в Грузии этот регион называется Квемо Картли- С.М.) реализована на 40%. С февраля этого года начаты дорожно-строительные работы. Одна из самых проблематичных дорог в Борчалы Шулавери-Качаган-Красный Мост наполовину готова, причем строители использовали асфальт высшего качества. Телефонизация Марнеульского района полностью завершена.
Сейчас за $90 можно заказать абонентный пакет, который доступен для пользования на всей территории Марнеульского и частично Болнисского районов». Тогда же Гюльмамедов весьма скептически высказался по поводу перспектив оппозиции. Впрочем, в Грузии организации этнических меньшинств (армянских или азербайджанских) относятся к оппозиции настороженно. Те же представители оппозиции грешат националистическими высказываниями. Вспомним, какую реакцию вызвали у лидера грузинских лейбористов Шалвы Нателашвили совместные проекты Еревана и Тбилиси! Едва ли не опасения «нового армянского сепаратизма». Что же касается собственно азербайджанцев, то с их стороны (в этом плане их реакция диаметрально противоположная позиции армян Грузии) весьма негативно воспринимались действия оппозиции в парламенте по рассмотрению проектов репатриации турок-месхетинцев. Напомним, что Саакашвили критиковался оппозиционерами за свое якобы имевшее место быть «тюркофильство». Напротив, его намерения приступить к решению этого сложного узла этнических проблем и противоречий поддерживаются НААГ. В частности, на февральском форуме 2009 года в Анкаре процесс репатриации турок - месхетинцев был признан в целом приемлемым, но имеющим «определенные нюансы». В то же самое время активисты НААГ в той же Анкаре разделили ответственность за растущий «грузинский шовинизм» между властями и оппозицией.
Но, пожалуй, ключевой вопрос- видение перспектив грузинской государственности. И здесь у Национальной Ассамблеи серьезные расхождения с официальным Тбилиси, который отнюдь не приветствует федералистские идеи, явно предпочитая автономию или (как это в прошлом году делал президент Саакашвили) смешивая две модели в нечто «федерально-автономное». НААГ же не первый год выступает с требованием изменения основ национально-государственного устройства Грузии, а также существенной корректировки языковой политики. Еще два года назад Верховный Меджлис Национальной Ассамблеи Азербайджанцев Грузии принял резолюцию с требованием предоставить азербайджанскому языку государственный статус. Тогда же НААГ выступил с инициативой объявить его государственным наряду с грузинским и абхазским языком. Про армянский язык азербайджанцы Грузии по понятным причинам не вспомнили. Эти же требования озвучивались не раз и позднее. Между тем, следует отметить, что на различных армянских интернет-сайтах, посвященных проблемам этнических меньшинств Грузии, вопросы развития (и проблемные точки) азербайджанской общины находят свое отражение. Однако самое главное- этот призывы НААГ к федерализации Грузии. В различных интервью, выступлениях Дашгына Гюльмамедова этот тезис звучит рефреном.
Нельзя не отметить, правда, и здесь некоторую терминологическую эволюцию. В последние два года федерализация нередко заменяется (а иногда отождествляется) с понятием конфедерации. В октябре прошлого года Гюльмамедов заявил, что « единственный выход из создавшегося положения - превращение Грузии в конфедерацию, в которую Абхазия и Южная Осетия войдут как государственные образования.
Пожалуй, несмотря на определенное сопротивление недовольных, это будет самым приемлемым вариантом для Грузии, Абхазии, Южной Осетии и... России. Ведь признав легитимность этих сепаратных режимов в Грузии, Москва собственноручно создала для себя мину замедленного действия. Если процесс признания Абхазии и Южной Осетии получит развитие, то это станет юридическим прецедентом и вдохновит сепаратистские силы в самой России. Скорее всего, огонь сепаратизма может охватить мусульманско-тюркские республики Российской Федерации». Требование создания Грузинской конфедерации было озвучено и на Втором международном форуме НААГ в Анкаре. Этот лозунг рассматривается лидерами Ассамблеи, как механизм предотвращения дискриминации азербайджанцев, имеющей место в управленческой практике, образовательной политике официального Тбилиси.
В то же время нельзя не отметить определенной эклектики в требованиях Ассамблеи азербайджанцев. Выдвигая «конфедеративные тезисы», НААГ в то же время говорит нечто противоположное, например, «азербайджанцы не претендуют на предоставление им автономного статуса в Грузии. Азербайджанского сепаратизма в Грузии никогда не будет». Что это означает? НААГ не претендует на автономию, а сразу хочет конфедерации? Или конфедерация видится крайней мерой в случае продолжения дискриминационного курса (в языковой сфере, кадровой политике, распределении земельных ресурсов, что является одним из самых острых вопросов)? Насколько вообще можно хотя бы в малой степени отождествлять сепаратизм с неким особым (автономным) статусом? Конечно, все претензии и громкие лозунги азербайджанцев Грузии не следует переоценивать. Во-первых, Баку и Тбилиси имеют слишком много общих подходов к оценке геополитической ситуации на Большом Кавказе, хотя их отношения к Москве все же серьезно отличаются. Но как бы то ни было, обе эти страны входят в ГУАМ, считают себя пострадавшими сторонами в процессе распада СССР. В этой связи ни Баку (вовлеченный в разрешение конфликта в Нагорном Карабахе), ни Тбилиси (теряющий с каждым днем шансы на возвращение утраченных территорий) не заинтересованы в эскалации напряженности. То же азербайджанское руководство будет стремиться к сдерживанию «горячих голов» в НААГ, а также других азербайджанских структурах внутри Грузии. Во-вторых, внутри Грузии есть и вполне лояльные азербайджанцы. И на уровне НПО, и во власти. Не будут заинтересованы в разрыве с Тбилиси и те кадры (имеющие азербайджанское происхождение), которые грузинские власти привлекли для управления Квемо Картли. Однако в то же самое время далеко не все официальные договоренности можно выполнять, если основы региональной политики Тбилиси не будут существенным образом скорректированы. Сегодня в Болниси из 74 тысяч населения более 49 тысяч - азербайджанцы. В Гардабани из 113 тысяч азербайджанцы составляют почти 50 тысяч, в Дманиси 18 тысяч из 28, в Марнеули 98 тысяч из 118! И далеко не все из этих жителей следят за хитросплетениями кавказской «большой игры» и тонкостями тбилисско-бакинской дипломатии. Для них вопросы распределения земельных участков и нечистоплотности чиновников (особенно если это – представитель «титульной нации) намного важнее.
Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.