Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.02.2009 | Алексей Макаркин
Перспективы национальных проектов в период кризиса
Кризис затронул различные области российской экономики и социальной сферы, в том числе и приоритетные национальные проекты, реализация которых началась в 2006 году. «Родившиеся» в период высоких нефтяных цен, они оказались уязвимы в условиях уменьшения доходной части федерального и региональных бюджетов.
Идея нацпроектов была выдвинута 5 сентября 2005 года президентом Владимиром Путиным, четыре направления были определены им заранее в послании Федеральному собранию 2004 года. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев стал курировать нацпроекты в правительстве (в результате он стал публично-политической фигурой, что создало основу для его президентской избирательной кампании), был создан специальный совет при президенте и соответствующий департамент кабинета министров, который возглавил Борис Ковальчук, сын влиятельного совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука. Нацроекты играли ярко выраженную политическую роль – они стали реакцией на рост ожиданий значительной части населения, которая в условиях экономического роста рассчитывала на улучшение своего материального положения. Многие врачи и учителя, в соответствие с ними, получили надбавки к зарплате, реализовывались меры по модернизации систем образования и здравоохранения, улучшению аграрной инфраструктуры. Наименее перспективным изначально считался проект «Доступное жилье» - из-за высокой степени монополизации в строительстве и, как следствие, высокого уровня цен в данной сфере.
К 2008 году было принято принципиальное решение о преобразовании нацпроектов в госпрограммы. В сентябре на заседании президиума совета при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике было принято решение в течение месяца завершить работу по разработке трех госпрограмм, в которые со следующего года будут преобразованы в нацпроекты по развитию образования, здравоохранению и по доступному жилью. Ранее нацпроект в области сельского хозяйства был заменен принятой в июне 2007 года правительственной пятилетней госпрограммой. Тогда предполагалось, что работа по преобразованию нацпроектов в госпрограммы будет обусловлена необходимостью «перевода» их на рутинный уровень, не связанный с политическими приоритетами (благо парламентская и президентская избирательные кампании были завершены, и потребность в «раскрутке» проектов сократилась). Финансирование планировалось сохранить в прежнем объеме, но постепенно перекладывать его часть на региональные бюджеты.
Вопрос передачи части ответственности за нацпроекты на регионы был поднят и Дмитрием Медведевым в январе нынешнего года. Он рекомендовал правительству «разработать дополнительные меры по реализации приоритетных национальных проектов в 2009 году с учетом экономической ситуации, в том числе предусмотреть необходимый объем финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ». В том же месяце ушел в отставку Борис Ковальчук, причем его преемник так и не был назначен, а судьба возглавлявшегося им департамента остается неясной. Таким образом, значение нацпроектов для аппаратной расстановки сил снижается.
В то же время премьер-министр Владимир Путин в декабре пообещал не снижать финансирование нацпроектов, хотя и отметил необходимость оптимизировать бюджетные расходы: «Мы не раз ставили вопросы таким образом, что на национальных проектах экономить не будем, они остаются одним из ключевых направлений нашей деятельности в социальной сфере, но это не отменяет необходимость высоких требований к обоснованности запрашиваемых средств». Он также поставил задачу не допустить сбоев в финансировании при передаче в регионы ряда мероприятий в рамках нацпроектов, напомнив, что часть функций передается на другой (региональный) уровень, и в данном случае «особенно важна организация финансирования, чтобы не было никаких сбоев». «Федеральное участие должно было создать крепкие стартовые позиции для реализации важнейших социальных отраслей, наработан без преувеличения огромный ресурс, и задача регионов - грамотно этим ресурсом распорядиться в будущем, конечно, при нашей активной поддержке», - сказал тогда глава правительства. Отметим, что на реализацию нацпроекта в области образования в 2009 году запланировано потратить 30,9 млрд рублей. На проект в области здравоохранения будет выделено 111,9 млрд рублей, а на проект «Доступное жилье» - 91,2 млрд рублей.
Президент Дмитрий Медведев также заявлял, что кризис не отменит «социальные завоевания» последнего времени. А на минувшей неделе заместитель главы Администрации президента РФ Владислав Сурков заявил, что проблемы в экономики не помешают выполнению Программы-2020, которая предусматривает, в частности, реализацию приоритетных нацпроектов.
Однако из регионов в последние недели поступает информация о проблемах с реализацией нацпроектов. Самая громкая история произошла в Екатеринбурге, мэр которого, Аркадий Чернецкий, даже заявил, что его город может выйти из приоритетных нацпроектов «Образование» и «Здоровье». Причиной такого шага могут стать проволочки на областном уровне. В частности, городское здравоохранение до сих пор не получило контрольных цифр по числу населения, которое планируется обследовать на предмет выявления заболеваний. Кроме того, область сократила финансирование зарплаты педагогов - если деньги не удастся найти, то среди учителей возможны сокращения. По данным начальника Управления образования города Евгении Умниковой, всего из областного бюджета на зарплату педагогам ранее планировалось выделить 3 млрд 254 млн рублей. Между тем, выделено лишь 2 млрд 715 млн рублей. По словам Умниковой, 80 млн рублей планируется взять из программы компьютеризации школ, но даже с учетом этой суммы денег хватит лишь на выплату текущей зарплаты без 10%-й стимулирующей надбавки. Таким образом, проблемы затронули как нацпроекты, так и обычное финансирование системы образования.
Столь резкий демарш мэра не мог не вызвать негативной реакции на федеральном уровне – именно этим можно объяснить разъяснения мэрии Екатеринбурга. Пресс-секретарь городской администрации Константин Пудов фактически дезавуировал слова своего шефа, заявив, что Екатеринбург не намерен отказываться от реализации приоритетных национальных проектов. Однако дальнейшие высказывания Пудова подтвердили наличие сложностей: «Сейчас существуют определенные проблемы с деньгами. Дело в том, что под реализацию некоторых федеральных программ задерживается финансирование. В частности, существуют задержки по дополнительным выплатам врачам». По его словам, задержки начались примерно месяц назад. Причина их пока не ясна. В связи с этим администрация Екатеринбурга планирует обратиться в министерства финансов России и Свердловской области за разъяснениями. «Мы хотим остаться лидерами в части реализации приоритетных национальных проектов и настаиваем на том, чтобы больше таких задержек не было», - отметил Пудов. Таким образом, екатеринбургские власти лишь изменили стилистику на более политкорректную, но не отказались от сути своих претензий.
Ситуация в Екатеринбурге не уникальна. В конце января из регионов уже начали поступать тревожные сигналы о проблемах в здравоохранении. Например, критическая ситуация сложилась в Красноярске. Врачи и фельдшеры скорой помощи три месяца не получали выплаты, положенные по национальному проекту «Здоровье». «Президентская» премия, которая составляет около 7 тыс рублей в месяц (для многих медработников это 40-50% зарплаты), помогла снизить дефицит кадров в бригадах скорой помощи - раньше работать «за копейки» круглосуточно, при постоянном стрессе врачи не хотели. Теперь же выплаты по нацпроекту были впервые задержаны. По словам минздрава Красноярского края, премии задержали, поскольку не поступили деньги из федерального бюджета. Затем, однако, чиновники заверили, что деньги уже пришли, и работники скорой помощи вскоре их получат.
С новыми проблемами столкнулся и еще один нацпроект – «Доступное жилье» - хотя они носят иной характер. Также в конце января в Татарстане министр по делам молодежи, спорту и туризму Марат Бариев обратил внимание на то, что многие молодые семьи отказываются от участия в программе по покупке доступного жилья из-за неплатежеспособности. Чиновник сообщил о намерении предложить правительству России увеличить размер социальной выплаты до 40% от расчетной стоимости жилья за счет федерального бюджета. Правда, неясно, насколько бюджет сможет справиться с этой задачей в условиях, когда на правительственном уровне обсуждается вопрос о сокращении расходов, а не об их увеличении.
В результате вместо плавного преобразования нацпроектов в госпрограммы без ущерба для их финансирования происходят «сбои» в их реализации, вызывающие напряжение в регионах. Получатели дополнительных благ уже привыкли к ним и болезненно воспринимают возникшие проблемы (особенно если учесть сохраняющийся невысокий уровень доходов в области образования и здравоохранения), что может усилить социальную напряженность. В то же время передача хотя бы частичной ответственности за нацпроекты регионам тоже в нынешней ситуации оказывается под вопросом – многие субъекты Федерации сами ожидают поддержки со стороны центра и не готовы брать на себя дополнительные расходы. Таким образом, дальнейшие перспективы нацпроектов (и их «преемников» - госпрограмм) напрямую зависят от степени остроты кризиса и от способности государства в условиях резкого снижения нефтяных цен осуществлять стабильное финансирование социальной сферы. Ситуация с нацпроектами имеет и политическое измерение, свидетельствующее о сложностях в отношениях между различными уровнями власти, каждый из которых заинтересован в снятии с себя ответственности за возникшие проблемы (либо хотя бы в минимизации такой ответственности).
Алексей Макаркин – вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.