Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.02.2009 | Татьяна Становая
Четыре вида «резервистов»
Вчера на президентском сайте была обнародована первая сотня из формирующегося «кадрового резерва» управленцев. В нее вошли представители федеральной, региональной и бизнес-элиты, а также представители научного сообщества и общественных организаций. Обнародованный список вызывает скорее много вопросов: насколько уместно включать в резерв действующих чиновников высокого уровня, а также крупных бизнесменов. Кроме того, одной из самых непростых проблем остается механизм подбора резервистов: по сути, кадры отбираются самими чиновниками и, тем самым, сразу же становятся ангажированными. У элиты появился новый способ лоббирования своих кадров «наверх» - через «кадровый резерв».
Проблема кадров была публично поставлена президентом Дмитрием Медведевым почти сразу после его избрания. Это стало его одной из самых важных политических задач: за последние годы государство практически утратило полноценную кадровую политику, ротация кадров происходила крайне слабо, меритократические механизмы отсутствовали. Кроме того, существовала и специфика «путинского режима», в котором кадровые назначения были слишком тесно завязаны на критериях политической и личной лояльности. Подбор кадров происходил не просто непрозрачно, но и часто вызывал очень много вопросов с точки зрения чрезмерного влияния на него со стороны конкретных групп влияния. Это слишком сильно сказывалось на эффективности управления: выбор «своих» зачастую оказывался гораздо более важным, чем выбор профессионала.
После избрания на пост президента Дмитрия Медведева, перед Кремлем и встали новые задачи, и открылись новые возможности. Так, перед государством была поставлена задача модернизационного развития, построения современной экономики. Без эффективного госуправления добиться здесь успеха практически невозможно. Новые возможности, в свою очередь, заключались в том, что Медведеву уже не нужно было решать политические задачи (все они была успешно завершены при Путине): вертикаль власти отстроена, а элита «зачищена». От принятия государственных решений были отодвинуты олигархи (по сути, они просто исчезли), политических возможностей лишилась региональная власть. Грубо говоря, Кремль может позволить себе, в нынешних условиях, в большей степени уделять внимание критериям профессионализма, а не только личной лояльности, при принятии кадровых решений.
До сих пор было неясно, будет ли кадровый резерв ориентирован на замещение политических должностей или ограничится управленческими, технократическими должностями. Судя по списку и тому, как он формировался, речь идет именно о политических постах: губернаторов, министров, руководителей управлений администрации президента. Кроме того, и сам Медведев говорил, что наиболее остро кадровая проблема ощущается при подборе кандидат на посты губернаторов: отсутствует «скамейка запасных».
Однако именно такой подход к формированию кадрового резерва и вызывает много вопросов. Во-первых, подбор кадров в резерв остается непрозрачным, равно как и сам механизм принятия кадрового решения. Кандидатов отбирали 172 эксперта, в число которых вошли, помимо прочих, руководители администрации президента (в частности, первый замглавы администрации Владислав Сурков, начальник управления по внутренней политике Олег Говорун), правительства (вице-премьер Сергей Собянин), губернаторы. Как стало известно «Ведомостям», общий принцип был «один эксперт — один голос», однако негласно было известно, что голоса некоторых экспертов, таких как сам Нарышкин, стоили дороже, т. е. умножались на два или на три, сообщил один из экспертов, который не нашел в итоговой сотне ни одной из предложенных им кандидатур.
Получается, что резерв формировался теми, кто либо заинтересован в собственной кадровой экспансии, либо занимается непосредственной подготовкой кадровых решений президента. Участников первой сотни условно можно разделить на четыре группы. Первая группа – это те, кого кто-то «двигает» без гарантии добиться успеха. Например, источник в администрации президента заявил «Ведомостям», что депутата фракции КПРФ в Госдуме, до избрания — председателя совета директоров ОАО «Новко» Олега Денисенко лоббирует в губернаторы лидер коммунистов Геннадий Зюганов. Такие кандидатуры дают Кремлю возможность выстраивать более эффективные отношения с полуавтономными группами влияния. Однако в наибольшей степени к этой группе можно отнести представителей региональной части – здесь «своих» активно продвигали губернаторы. Как пишут «Ведомости», министр инвестиционной политики Нижегородской области Дмитрий Сватковский вошел в список по ходатайству губернатора Валерия Шанцева. Мэра Череповца Олега Кувшинникова могли включить в список по ходатайству вологодского губернатора Вячеслава Позгалева или представителей «Северстали», говорит сотрудник администрации президента.
Вторая условная группа - те, кто в ближайшее время получит повышение (то есть сначала принимается кадровое решение, а потом кандидат «для порядка», помещается в резерв, а не наоборот). Например, по данным «Ведомостей», заместителя министра регионального развития Анастасию Ракову протежирует Сергей Собянин: она может получить пост министра. Близкий знакомый одного из резервистов также заявил газете, что в региональной части есть как минимум два будущих губернатора. Интересно, что в резерве оказался Андрей Турчак, чью кандидатуру накануне Дмитрий Медведев внес для утверждения губернатором Псковской области, а также главный юрист предвыборного штаба Дмитрия Медведева Гарри Минх, переведенный с должности главы правового департамента правительства на должность полпреда президента в Госдуме. Теперь это преподносится как доказательство эффективности политики по использованию резерва.
Третья группа – «молодежь». К ней можно отнести всех, кто был отобран преимущественно по возрастному критерию. В действительности, именно для таких резерв по большей степени и задумывался.
Наконец, четвертая группа – «тяжеловесы». Это в основном те, кто уже достиг вершины своей карьеры, возглавив бизнес-организацию или научное учреждение. Их приход на госслужбу маловероятен, что сами представители откровенно говорят СМИ. Не исключено, что представители частного бизнеса будут включаться в советы директоров госкомпаний – одна из ключевых идей президента Медведева. По данным СМИ, представители бизнеса были рекомендованы руководителями и собственниками компаний.
Получается, своего рода «задание» от Кремля. Однако и сами первые лица также включены в первую сотню: это предправления UC Rusal Александр Булыгин, гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож, президент — председатель правления ЗАО «ВТБ 24» Михаил Задорнов, гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов, президент «Атона» Евгений Юрьев, гендиректор СУЭК Владимир Рашевский.
Пока неясно, каким образом кадровый резерв отличается от действующих высокопоставленных чиновников и незапятнанных представителей бизнес-элиты или других сообществ. Все они автоматически неофициально числятся в кадровом резерве. Возможно, сейчас отбираются именно те, кто имеет ощутимый потенциал роста: их уже рассматривают как кандидатов на те или иные посты или в таком качестве выдвигают. Вероятно, это не самый лучший способ отбора лучших из лучших, но есть здесь, помимо иных, и неоспоримый плюс – кандидаты из кадрового резерва оказываются в поле зрения общественности, и возможность назначения никому доселе неизвестных или давно позабытых фигур на ключевые посты, как это было свойственно кадровой политике Путина, снижается.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.