Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.03.2009 | Сергей Маркедонов
Комиссия в поисках объективности
2 марта 2009 года глава Международной комиссии ЕС по расследованию причин грузино-российского конфликта швейцарский дипломат Хайди Тальявнини прибыла в Абхазию. Ее визит рассчитан на три дня. В рамках этой поездки глава Комиссии планирует встречу с лидерами Абхазии (президентом Сергеем Багапшем, вице –президентом Раулем Хаджимбой, главой МИД республики Сергеем Шамбой, секретарем Совбеза Станиславом Лакобой), а также посещение самого проблемного региона- Гальского района. После поездки в Абхазию швейцарский дипломат отправится в Тбилиси, чтобы затем «сравнить позиции» участников неразрешенного конфликта.
Напомним, что Международная комиссия под эгидой ЕС приступила к работе 2 декабря прошлого года. Создание такой комиссии отражает новые реалии, сложившиеся на Южном Кавказе после нарушения старого статус-кво. В данном случае речь идет о возрастании роли Европейского Союза. Миссии ОБСЕ и ООН действовали по мандатам, принятым еще в период Дагомысских и Московских соглашений, когда о российско-грузинском конфликте говорили в Тбилиси (и то не сразу и не все участники политического процесса). Комиссия же ЕС возникла после «пятидневной войны», когда Тбилиси и Москва непосредственно столкнулись из-за расхождения позиций в Абхазии и в Южной Осетии. После августовских событий соглашения 1992 и 1994 гг. больше не работали, старые мандаты международных организаций стали выглядеть не вполне адекватными новым реалиям. ЕС же посредством плана Медведева-Саркози (который после 26 августа 2008 года также кажется не слишком адекватным, но все же он не является документом из периода нового формирующегося статус-кво) получило доступ к разрешению конфликтов посредством размещения своих военных наблюдателей в Грузии. Кроме наблюдателей ЕС включился в переговорный процесс в Женеве (уже прошло 4 раунда и планируется проведение пятого). Следовательно, роль ЕС в разрешении (или запутывании?) конфликтов на Кавказе выросла. К этому добавляется и принятый в декабре 2008 года проект «Восточное партнерство», в которое было включено три государства Южного Кавказа и Украина (также вовлеченная в кавказские дела через ГУАМ и кооперацию с НАТО).
Как бы то ни было, официальной целью Комиссии ЕС является объективное выяснение причин, обстоятельств, приведших к эскалации грузино-осетинского конфликта летом 2008 года и открытому вовлечению в него России (то есть изменению формата конфликта). При создании Комиссии предполагалось, что по итогам ее работы будет подготовлен солидный экспертный доклад, который и расставит все точки над I. Доклад будет подготовлен для руководства РФ, Грузии, ООН и ОБСЕ, а также для своего непосредственного «заказчика» Европейского Союза. Предполагается, что Доклад станет официальной версией событий августа 2008 года «единой Европы». Мандат Комиссии ограничен во времени. Она проработает до 31 июля 2009 года. Впрочем, нельзя исключать, что некоторые непредвиденные обстоятельства заставят ЕС продлить мандат работы Комиссии. Выше мы уже отмечали, что Комиссию возглавляет Хайди Тальявини, у которой есть значительный опыт работы в Кавказском регионе. В 2002-2006 гг. Тальявини была специальным представителем генсека ООН в зоне грузино-абхазского конфликта.
Сегодня в деятельности Комиссии ЕС заинтересованы все стороны конфликта, хотя эта мотивация у каждого своя. Для России участие ЕС в расследовании конфликта позволяет сохранять имидж страны, заинтересованной в международной кооперации на Кавказе. Для Грузии – это новый повод поддержать имидж государсмтва, пережившего «агрессию». По словам заместителя главы МИД РФ Григория Карасина, Россия заинтересована в работе Международной комиссии, если таковая будет действовать объективно. В переводе с дипломатического языка на русский, это означает, что Комиссия не будет делать акцент на территориальной целостности Грузии, а перенесет фокус внимания на «разделение ответственности между сторонами», то есть уделит внимание не только российским «неоправданным действиям», но и аналогичным действиям Грузии. Интересна позиция Грузии. С одной стороны, официальный Тбилиси заинтересован в том, чтобы урегулирование конфликтов проходило с большим участием международных структур. Этого Саакашвили добивался до августа 2008 года, а также непосредственно в ходе «пятидневной войны». «Мы неоднократно говорили, и особенно наш президент, что Грузия готова сотрудничать с комиссией. Мы правы, и нам нечего скрывать. Мы жертвы российской агрессии, поэтому сотрудничество с этой комиссией в наших интересах", - заявил глава МИД Грузии Григол Вашадзе 16 декабря 2008 года после визита главы комиссии госпожи Тальявини в Тбилиси.
В то же время грузинские власти имеют персональные претензии к составу Комиссии. Им не нравятся два члена этой стремящейся к объективности структуры. Речь идет о профессоре- юристе из Германии Отто Лухтерхандт и британском полковнике Кристофере Лангтоне. С точки зрения официального Тбилиси, этим лицам необходимо дать «отвод» по причине их якобы «необъективности». Эта тема поднималась в ходе визита Хайди Тальявини в Тбилиси в середине февраля нынешнего года. Вице-премьер (и главный «интегратор» Грузии) Темури Якобавшили даже обвинил господ Лухтерхандта и Лангтона в финансовых связях с «Газпромом». Что касается поисков источников финансирования, оставим конспирологические теории «грузинским демократам». Отметим лишь, что профессор из Германии не раз отзывался о де-факто государствах Евразии не в том ключе, который устраивал бы Тбилиси (равно и Кишинев с Баку). В сентябре 2006 года в интервью известной немецкой компании “Deutsche Welle”, рассуждая о референдуме по статусу Приднестровья, профессор Лухтерхандт заявил: «Для сравнения нужно различать международно-правовые и политические аспекты. С точки зрения международного права, например, Приднестровье и Косово находятся в сходной ситуации. В прошлом они были автономными областями в составе союзных республик СССР и Югославии – Молдавии и Сербии. После развала Советского Союза и СФРЮ Европейский Союз признал государствами лишь бывшие союзные республики обоих государств. Сепаратистские устремления и обретение фактической независимости в этих областях до сих пор не привело к признанию их международным сообществом в качестве государств». И хотя тот же Лухтерхандт в других своих интервью и выступлениях заявлял о зависимости ПМР, Южной Осетии и Абхазии от России, проблемах с их жизнеспособностью, он покусился на «символ веры» США и ЕС- «уникальность косовского случая». После окончания «пятидневной войны»профессор Лухтерхандт проанализировал августовские события с правовой точки зрения. Его выводы рассмотрела комиссия по правам человека и юридическим вопросам Евросовета. В своем заключении Лухтерхандт писал, что Грузия нарушила нормы международного гуманитарного права, когда использовала непропорциональную силу и напала на Цхинвали. И хотя, по мнению профессора, Россия неоднократно нарушила суверенитет Грузии в Южной Осетии, Москва сможет оправдать свои действия, основываясь на международном праве, потому, что нападение вооруженных сил Грузии на штаб российских миротворческих сил в Цхинвали расценивается как нападение на саму Россию. Увы, но этот аргумент сама Россия использовала не слишком активно, предпочитая ему «пафосные» рассуждения о «гуманитарной катастрофе» и «геноциде». В результате и геноцид доказать не удалось, и важные аргументы были упущены (потерялись в этой информационной шумихе и Дагомысские соглашения, гарантом которых была Россия). При этом Лухтерхандт жестко критиковал выход России за пределы Абхазию и Южной Осетии (вхождение в Поти, Гори, Сенаки). Но уже сам факт «разделения» ответственности между сторонами вызвал жесткую неприязнь Тбилиси.
Кристофер Лангтон же, старый солдат (прослужил 32 года в рядах британских королевских вооруженных сил) с прямотой служаки (кстати, имевшего опыт работы в Миссии ООН в Грузии) заявил в августе прошлого года о том, что «мечты Грузии разбиты, но в этом она должна винить только себя». И хотя британский офицер также обвинял РФ в «чрезмерном использовании силы», сама постановка под сомнение «жертвенности Грузии» стала уже достаточным основанием для Тбилиси, чтобы усомниться в его компетентности. И даже усмотреть «финансовый след» «Газпрома» в его деятельности. Между тем, в составе комиссии работают еще несколько экспертов (это - юристы, дипломаты и военные). Среди экспертов комиссии французский генерал Гиль Галет, швейцарский генерал Кристоф Кечкис, профессор права Энн Петерс из Базеля, бывший посол Германии в Грузии Уве Шрам и польский дипломат Марян Сташевски (тоже с опытом работы Миссии ООН в Грузии). Таким образом, в комиссии собраны далеко не новички, а люди, знающие кавказскую проблематику и с прикладной, и с теоретической точки зрения. Не всех членов Комиссии можно считать и симпатизантами России. Скорее всего, итоговый Доклад Комиссии ЕС будет компромиссным, по сути. Москве не следует ожидать от него прорывов в деле формального признания абхазской и осетинской независимости, но и Грузия, скорее всего не будет в нем изображаться «невинным агнцем». Эксперты, по всей вероятности, «разделят ответственность» между сторонами и воздержаться от крайних оценок. Однако если при этом черно-белая картинка «пятидневной войны» будет разрушена, а ЕС отойдет от философии постсоветской истории, как перманентной борьбы «новых демократий» с «новой империей», то это следует признать определенным успехом. Трудно ведь ожидать от европейских юристов, военных и дипломатов говорить на языке Смоленской и Старой площади.
Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.