Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.03.2009 | Марина Войтенко
Антикризисные меры – начало нового этапа
5 марта на совещании по экономическим вопросам с членами правительства Президент РФ Д.Медведев предложил разработать четкий план антикризисных мер, понятный не только правительству, но и гражданам страны. В конечном счете, по словам президента, новый план должен быть консолидированным документом, одобренным Госдумой, который бы включал определенную последовательность антикризисных действий и материализацию этих решений в виде поправок к закону о федеральном бюджете и Бюджетному кодексу. «Мы не должны стесняться наших действий, мы, наоборот, должны в максимальной степени их объяснять. То, чем занимается Правительство, должно быть понятно нашим гражданам. Вот это, я думаю, очень важная вещь», - подчеркнул президент.
Правительство РФ предложит Федеральному собранию на четыре года приостановить действие статьи Бюджетного кодекса, ограничивающей порог бюджетного дефицита одним процентом. В 2009 году, впервые за последние десять лет, Россия сведет бюджет с дефицитом, который составит 8% ВВП, в 2010 году - 5% ВВП, в 2011 году — 3% ВВП. В 2013 году, уверены в правительстве, необходимо вернуться к норме дефицита в 1% ВВП. Доходы российского бюджета существенно зависят от изменения экспортных цен, поэтому «Россия не может себе позволить иметь дефицит в посткризисных условиях в размере 3% ВВП, как другие страны, в частности, страны еврозоны, и должна ограничить себя 1% ВВП», - отметил вице-премьер, министр финансов А.Кудрин.
Правительство планирует рассмотреть скорректированный бюджет- 2009 19 марта и до конца месяца внести его в Государственную Думу. Предполагается увеличение объемов бюджетных расходов на 650 млрд рублей, примерно 1 трлн рублей будет перераспределен между статьями бюджета. Более 360 млрд рублей будет израсходовано на помощь ведущим отраслям экономики. Речь идет, прежде всего, о сельском хозяйстве, оборонной и авиационной промышленности, малом бизнесе, поддержке экспорта, железнодорожных перевозок. Для обеспечения платежеспособности банков и устойчивости банковской системы на ее капитализацию из федерального бюджета направляется 300 млрд рублей, еще 255 млрд – на субординированные кредиты, которые приравниваются к капиталу банков. Значительная часть государственной поддержки в ближайшее время должна быть направлена на социальные расходы. На обеспечение индексаций социальных выплат, создание рабочих мест, поддержку субъектов федерации, бюджеты которых недополучат в текущем году, по подсчетам Минфина, около 1 трлн рублей, из бюджета будет выделено 1,5 трлн рублей – в полтора раза больше, чем на поддержку экономики.
В связи с увеличением прогноза величины инфляции до 13-14% планируется доиндексация пакета пособий, связанных с рождением детей, доначисление размера ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, Героям Советского Союза, Героям России. На эти мероприятия из бюджета выделяется 12,7 млрд рублей. На увеличение материнского капитала до 312 тыс рублей дополнительно будет выделено 26 млрд рублей. Приоритетом социальной политики остаётся улучшение материального положения пенсионеров, в связи с чем предлагается дополнительно предусмотреть в бюджете 300 млрд рублей дотаций Пенсионному фонду.
Минздравсоцразвития РФ изменил официальный прогноз регистрируемой безработицы на 2009 год. Новый «потолок» определен в 2,8 млн человек (т.е. увеличение на 600 тысяч человек или 27%). По оценке экспертов, это может соответствовать 8-9 млн безработных по методологии Международной организации труда (10-12% экономически активного населения). Большинство комментаторов считает пересмотр прогноза реалистичным и своевременным в связи с завершающейся работой по корректировке бюджета-2009.
Правительством уже выделены дополнительные средства в размере 43,7 миллиарда рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для реализации дополнительных мероприятий по снятию напряжённости на рынке труда. На настоящий момент подготовлен проект постановления правительства об увеличении ассигнований почти на 34 млрд рублей на предоставление субвенций бюджетам субъектов в связи с большим количеством зарегистрированных безработных. Между тем, рынок труда начинает демонстрировать некоторые признаки оживления. Впервые за почти полгода падение спроса на специалистов практически прекратилось, а в некоторых сферах начался даже рост предложений работодателей. Оптимистичные показатели кадрового рынка, в том числе в отношении специалистов по налогам и учету, зафиксировали сразу несколько крупнейших кадровых агентств. По данным интернет-сайта rabota.ru, еще в январе свободных вакансий в целом было в два раза меньше, чем резюме. В феврале резюме по-прежнему больше, но уже не в два, а в 1,7 раза. Тройка лидеров по приросту вакансий выглядит следующим образом: IT-технологии, автобизнес и бухгалтерский учет. В этих сферах каждую неделю стабильно появляется по 500 и более новых вакансий.
Тем не менее, сегодня в мониторинге Минздравсоцразвития 23 060 предприятий - 496 тысячам работников на них уже объявили о предстоящих увольнениях. 1026,5 тысячи человек находятся в простое по вине администрации, в отпуске или на неполной рабочей неделе, при этом выплаты составляют лишь две трети заработной платы. Вполне понятно, что уровень доходов, например, фондов обязательного медицинского страхования субъектов федерации будет недостаточен для выполнения ими их функций. В связи с этим правительство предусматривает в поправках к бюджету-2009 создание резерва в объёме более 100 млрд рублей как дополнительное обеспечение выполнения социальных программ.
Для поддержки оказавшихся в трудной финансовой ситуации граждан, правительство приняло решение выделить 3 млрд рублей на гранты и безвозмездные субсидии для открытия собственного дела. Максимальная сумма одного гранта - 300 тысяч рублей. Эти средства предназначены для компенсации самых первых расходов: аренды офиса, покупки простейшего оборудования для начала бизнеса и т.п. По сути, это может стать альтернативой пособию по безработице или общественным работам. В приоритетном порядке федеральные целевые средства будут направлять в те регионы, где сейчас самая сложная ситуация на рынке труда. В основном это промышленные Кемеровская, Свердловская, Челябинская области и ряд других. Как правило, речь идет о моногородах, где всего одно предприятие, да и то сокращает сотрудников. В Минэкономразвития рассчитывают на то, что воспользоваться такой возможностью смогут около 10% людей, потерявших работу. По расчетам Минэкономразвития, если удастся задействовать все 10%, то появится более 50 тысяч новых малых компаний. В среднем на российском микропредприятии работают 7 человек, то есть до 70% людей смогут снова найти работу в чьем-то новом бизнесе. Конечно, государство иллюзий не строит - за три года из этих предприятий выживет, может быть, половина. Но в правительстве считают - и этого достаточно, чтобы не только окупить вложенные в гранты средства, но и увеличить поступления налогов в региональные бюджеты, обеспечив занятость населения.
Между тем, по данным январского мониторинга общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», самые серьезные ухудшения в положении малых предприятий отмечаются в сфере заемного финансирования. 76% компаний говорят, что привлечь кредиты стало сложнее. 87% респондентов отмечают рост ставок по кредитам для их бизнеса. Около трети компаний практически не имеют доступа к заемному финансированию, еще для 44% привлечение кредитов сопряжено с большими сложностями. Поэтому в списке первоочередных задач, решения которых бизнес ждет от правительства, на первом месте стоит доступность кредитов. А уже потом идут налоговые каникулы, снижение ставок платы за аренду госимущества и «замораживание» тарифов. Между тем система микрофинансирования до сих пор не заработала, а объявленная Сбербанком программа по расширению продуктового ряда для малого бизнеса, по мнению большинства экспертов, явно недостаточна.
На истекшей неделе Банк России подвел первые итоги проведенной «ступенчатой» девальвации. В интервью Thomson Reuters первый заместитель председателя ЦБ А.Улюкаев заявил: «Сформировалась новая экономическая реальность … более здоровая, более стабильная». За январь-февраль 2009 года торговое сальдо составило $16 млрд, счет текущих операций - $9,4 млрд. Отток капитала замедлился с $29 млрд в январе до $4,5 млрд в феврале, в марте он может стать даже нулевым. Как «довольно здоровый процесс» А.Улюкаев квалифицировал сокращение за два месяца иностранных пассивов банковской системы на $10 млрд и снижение валютных активов на $15 млрд, что означает – банки и компании погашают внешние корпоративные долги. Валютный рынок адаптировался к новому курсу рубля, о чем свидетельствуют практически нулевые февральские интервенции Банка России. По оценке А.Улюкаева, финансовое равновесие сохранится все первое полугодие, во втором «возможный рост цен на нефть будет стимулировать укрепление рубля».
Следует отметить, что у финансовых аналитиков ожидания более сдержанные. Действительно, девальвация рассматривается по сути дела как единственная системная масштабная антикризисная мера. Баланс результатов, однако, неоднозначен. С одной стороны, коридор «курсообразования», построенный Банком России, рыночные игроки пока «зачли» как равновесный. Международные резервы, практически, стабилизировались: их сокращение с 23 января составило около $5 млрд. Резервный фонд «заработал» более 830 млрд рублей, или около 2% ВВП. Банки обеспечили 1,2 трлн рублей пассивов. Рубль вышел на плато, валютные спекулянты наказаны, ЦБ полностью контролирует денежное предложение, смещая центр тяжести в наборе регулятивных инструментов с валютного курса на процентную политику и рефинансирование. Только в феврале он, например, втрое расширил свой ломбардный список (т.е. перечень компаний, ценные бумаги которых он принимает под залог), в среднем на 1% повысил ставки по кредитам и депозитным операциям и сделкам прямого РЕПО, перешел к ежедневному и еженедельному определению ставок на соответствующих залоговых аукционах. В этом же ряду решения о неувеличении беззалоговых кредитов и приоритетности предоставления средств банкам под залог кредитных портфелей.
В то же время, отмечают эксперты, девальвация не привела к заметному росту сырьевого экспорта, сократив при этом импорт оборудования. Эффект импортозамещения даже не начал проявляться. При этом возрос потенциал инфляции, увеличилась стоимость заимствований и обслуживания внешних корпоративных долгов. Кроме того, имеет место фактическая стабилизация кредитного сжатия без четко выраженных перспектив готовности банков удовлетворять денежный спрос реального сектора. Ставки кредитования (22-25% для первоклассных заемщиков, 30-45% для всех прочих) носят по сути дела запретительный характер. При этом, строго говоря, поведение банков циклически оправдано. Необходимо: формировать резервы под «плохие» долги (а они только по первому кварталу могут составить до 800 млрд рублей); заниматься собственной докапитализацией (иначе ЦБ обрежет доступ к ликвидности), готовиться к обслуживанию внешних корпоративных обязательств 2009 года (накопленные для этого $75 млрд лишь половина требуемых $153 млрд).
Последнее обстоятельство означает – у банков в текущем году будет постоянный спрос на валюту. Кроме того, с марта традиционно начинается финансирование новых импортных контрактов, пик которого придется на конец второго квартала. Следовательно, ЦБ будет вынужден возобновить интервенции, соответственно возрастет и давление на рубль.
Пока динамика рублевых фьючерсов показывает, что валютный рынок делает ставку на укрепление рубля (помимо факторов, лежащих на стороне торгового и платежного балансов, к этому подталкивает необходимость борьбы с инфляцией). Чрезмерные усилия в этом направлении, однако, грозят еще большим торможением реального сектора. Нельзя исключить и того, что разворот ценового тренда в торговле нефтью будет более поздним и до перелома тенденции цена одного барреля может опуститься до $30-35. Минфин в своих сценариях не исключает таких допущений (бюджетный дефицит при этом будет колебаться в интервале 9,5-8,8%). Учитывая все это, можно предположить во втором полугодии достаточную вероятность возобновления регулятором практики плавного расширения коридора курсообразования.
Текущее состояние банковской системы также вызывает озабоченность. Снижается устойчивость банковской системы: по оценке ЦБ, число проблемных банков по итогам 2008 года выросло до 151. Удельный вес приходящихся на них активов всех банков составил 5% (в 2007 г. – 0,2%). По мнению главы ВТБ 24 М.Задорнова, ее общая убыточность в 2009-2010 гг. практически свершившийся факт. Снижается платежная дисциплина банковских заемщиков (по сравнению с декабрем 2008 г. в январе 2009 г. объем просроченной задолженности вырос почти втрое). Если исключить фактор рублевой переоценки валютных депозитов, то отток вкладов в январе составил 120 млрд рублей. Перспективы по году: прирост активов банковской системы (в реальном выражении) может быть и нулевым, поскольку номинальное увеличение пассивов (в т.ч. вкладов населения) не превысит 14-18%.
Прирост денежной массы в 2009 году прогнозируется Минфином не более чем на 25% (в 2008 – 1,7%, в 2007 – 47,5%). Это означает, что вся рублевая эмиссия будет ограничена финансированием бюджетных расходов и его дефицита. Жесткие рамки возможного денежного предложения с неизбежностью повлекут за собой относительно продолжительный период «дорогих денег», процентная политика смягчаться в ближайшие месяцы не будет. На повестке дня – выстраивание непростой (с точки зрения воплощения) комбинации жесткой денежной политики с другими мерами преимущественно селективного государственного регулирования: мониторингом финансового положения системообразующих предприятий из федерального и регионального списков, предоставлением государственных гарантий, субсидированием процентных ставок, прямым финансированием в рамках госзаказа и реализации целевых программ. Существенное внимание, очевидно, будет уделяться развитию небанковского (коммерческого) кредитования, в т.ч. на основе кредитной кооперации и микрофинансирования. Не исключено, что востребованным окажется и выпуск так называемых инфраструктурных облигаций под крупные частно-государственные инвестиционные проекты. При всех рисках выкуп этих ценных бумаг ЦБ на вторичном рынке мог бы стать дополнительным источником поступления ликвидности в реальный сектор.
Сложность задач нового этапа антикризисной политики, со всей очевидностью, требует более высокого качества координации, сопряженности и последовательности действий всех органов и ветвей власти. Реализация поручения Президента РФ Дмитрия Медведева подготовить четкий, структурированный, понятный и прозрачный для граждан план антикризисных мер, обеспеченных законодательными решениями, - абсолютно необходимое условие для «настройки» госрегулирования на эффективное преодоление экономической рецессии. Без этого оптимистические ожидания, что рост ВВП России в 2010 году может составить 2-3%, вполне способны оказаться «политическим курьезом».
Тем не менее, представляется, что речь на сей раз идет не об очередном «непротиворечивом документе», а о начале модернизации всей технологии госуправления в условиях кризиса. Во-первых, регулятивная пауза после завершения осенне-зимнего «пожаротушения» и достижения в январе относительного финансового равновесия явно затянулась, а уже наработанный опыт достаточен для перегруппировки сил и средств. Во-вторых, накапливающаяся у населения усталость от кризиса требует определенной разрядки напряженности. Подотчетность государства в вопросах содержания и смысла принимаемых решений – лучшее средство блокирования тенденций к усилению его отчужденности от граждан. В-третьих, законодательный статус плана действий укрепит позиции России на предстоящем саммите «двадцатки» (в Лондоне, 2 апреля 2009 года) в продвижении предложений по координации макроэкономической политики и созданию новой международной финансовой архитектуры. И, наконец, в-четвертых, сосредоточение усилий на упорядочении и систематизации антикризисной программы способно стать началом выработки нового курса экономической политики, отличного от проводившегося в прежние «тучные годы».
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.