Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.03.2009 | Марина Войтенко
Новые риски требуют новых ответов
Первая неделя обсуждения правительственной антикризисной программы на 2009 год оказалась отмечена несколькими характерными чертами. Во-первых, существенно возросла степень интенсивности диалога федеральных властей с региональными элитами, профсоюзами и банковским сообществом. Во-вторых, по всему «периметру» экономических проблем обозначились новые риски. В-третьих, все более востребованными становятся регулятивные меры «нового поколения», которые при безусловном соблюдении финансовых параметров программы одновременно расширяли бы потенциал послекризисного развития.
На расширенном заседании коллегии Минэкономразвития министр финансов А.Кудрин уверенно заявил, что оживления экономики ждать не приходится. Глава Минфина прогнозирует дальнейшее снижение фондовых индексов, мирового ВВП и вторую волну кризисных явлений в финансовом секторе страны. «Кто-то держался до последнего, ждал оживления рынка», - сказал А.Кудрин, заметив, что подобные надежды не оправдались, и в ближайшее время серьезных оснований для роста спроса на продукцию реального сектора нет. Риск вползания российской экономики в длительную депрессию тем самым признается достаточно значимым.
Как свидетельствует официальная информация Росстата, сальдированный доналоговый убыток (прибыль минус убыток) крупных и средних предприятий и организаций России в январе текущего года составил 184,4 млрд рублей, или $5,2 млрд. При этом очередной расчет Институтом экономики переходного периода (ИЭПП) значения Индекса промышленного оптимизма по состоянию на 25 марта показывает стабилизацию в российской промышленности. Но - на крайне низком уровне. Иначе, как «остановку на дне» охарактеризовать сложившуюся ситуацию довольно сложно. Положительных тенденций в динамике этого агрегатного показателя в марте не наблюдается. Хотя и это уже обнадеживающий результат, учитывая недавние более мрачные прогнозы значительной части экспертов. Однако, несмотря на то, что февральская промышленная статистика оказалась неожиданно хорошей (СМИ даже писали о том, что «февральский план падения сорван»), мартовская статистика опросов руководителей предприятий вполне определенно свидетельствует о затухании слабых положительных тенденций и сигналов января-февраля. Быстрый отрыв от дна кризиса, кажется, не удался.
Похоже, отечественная промышленность начинает привыкать к жизни «на дне». Оценки спроса стабильны уже в течение трех месяцев. И это при достаточно интенсивном и постоянном его снижении. Очищенный от сезонности темп изменения продаж находился в I кв. 2009 г. в интервале -36..-34 балансовых пункта, т.е. практически не менялся. Оценки запасов готовой продукции улучшились в марте на 7 пунктов. Сейчас баланс равен +20 при среднем значении этого показателя в 2008 г. на уровне +11 пунктов. Это еще один признак привыкания российских промышленных предприятий к кризису: распродав запасы, они пытаются создать основу будущего роста выпуска. К сожалению, спрос им пока в этом не сильно помогает. Так что, в ближайшие месяцы предприятия не рассчитывают на улучшение динамики выпуска. В марте их производственные планы определенно ухудшились как по исходным данным, так и по очищенным от сезонности.
В январе-марте 2009 г. спрос на промышленную продукцию продолжал снижаться с постоянным и довольно высоким темпом. Таким образом, никаких положительных изменений в динамике продаж не произошло. Это сказалось на оценках удовлетворенности спросом – они снизились в марте сразу на 11 пунктов и оказались худшими с конца 1998 г. Т.е. промышленность надеялась все-таки на лучшую динамику продаж в 2009 г., но меры по стимулированию спроса оказались недостаточными.
Ситуация на рынке труда тоже пока не дает повода для оптимизма. По данным Минздравсоцразвития, число зарегистрированных безработных по состоянию на 18 марта составило около 2,133 млн человек, а по методике международной организации труда (МОТ) безработица в России охватила уже 6,4 млн человек, и эта цифра продолжает расти. Динамика падения доходов и работающих россиян так же не утешает. МЭР ожидает в 2009 году снижения реальной заработной платы до 95,9% по отношению к прошлому году. Снижение доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности приведет к снижению реальных доходов населения до 91,7%. Только в феврале текущего года, по данным Росстата, задолженность по заработной плате выросла на 16,1% и составила 8 млрд 087 млн рублей, а снижение реальных располагаемых денежных доходов населения – 5% (месяц к месяцу). При этом согласно прогнозам Минэкономразвития, в 2009 году прожиточный минимум вырастет на 16,5% (758 рублей) и достигнет 5 тысяч 351 рублей, а доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составит 13,3%.
Высок и потенциал снижения доходов бюджетников, лишь отчасти получающих свои доходы в виде гарантированных государством зарплат. Значительная доля – это всевозможные надбавки и доплаты. Между тем, положение у региональных бюджетов таково, что бюджетники в большинстве своем лишатся этих «незарплатных» источников дохода. Это видно даже в опубликованном Минфином 16 марта перечне мер, принимаемых властями 13 регионов с совокупным бюджетом 1 трлн руб. по сокращению своих расходов. Сокращение бюджетных расходов касается даже статей, объявленных на федеральном уровне неприкосновенными. Индексация зарплат бюджетников будет ограничена 10%. За счет увольнений бюджетников предполагается сокращение фонда оплаты труда на 10 - 15%. Плановые расходы на коммунальные услуги снижаются на 10-15%, а бюджетных учреждений на питание, медикаменты и транспорт - на 30%. Эксперты Центра развития подчеркивают - речь идет не о сокращении плановых расходов 2009 года, а о том, что в этом году у регионов будет существенно меньше средств, чем их было в прошлом году. Учитывая, что регионы пусть и в небольших размерах, но пошли на индексацию доходов бюджетников, на «незарплатные» виды расходов - а это и есть оплата товаров и услуг, часть которых (например, коммунальные услуги) точно подорожала, - денег останется еще меньше.
Министерство финансов России ожидает, что дефицит бюджетов субъектов Федерации в 2009 году вырастет в 14,8 раза и составит 800 млрд рублей, что лишь частично будет покрываться финансовой помощью из федерального бюджета. Согласно прогнозам Министерства регионального развития, даже если ситуация в экономике останется на текущем уровне из 11 регионов-доноров в 2009 году в стране останется только два Москва и Санкт-Петербург, а в первом квартале 2009 года многие бюджеты субъектов РФ не получат от 30 до 70% доходов. По оценкам Минрегиона, в меньшей степени кризис затронул регионы Юга России и Дальнего Востока в силу слабого развития промышленности и финансовой сферы в этих субъектах федерации. Между тем, и там присутствует серьезная озабоченность по поводу роста рисков бюджетных ограничений. В ходе проходившего 25 марта в Хабаровском крае совещания по антикризисным мерам губернатор В.Ишаев даже предложил определить выплату пособий безработным отработкой каждым из них на общественных работах не менее 50 часов. Совершенно очевидно, что столь непопулярная инициатива обусловлена тревожной статистикой и прогнозами дальнейшего снижения бюджетных доходов, основой которых являются налоги на прибыль и подоходный.
В то же время, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), практически все россияне столкнулись с кризисными проявлениями. 85% россиян за последние два месяца столкнулись с ростом цен на продукты и услуги. Сильное беспокойство за свои перспективы испытывают больше половины опрошенных - 51%. Более половины наших сограждан фиксируют уменьшение доходов за последний месяц (56%). Доля таких респондентов наиболее велика среди тех, кому не хватает денег даже на продукты (66%). И лишь у 2% доходы выросли. Число россиян, находящихся за чертой бедности (тех, кому денег не хватает даже на продукты), выросло за год почти в два раза - с 8% в феврале 2008 года до 14% в феврале текущего. Выросло и количество тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения - с 28% до 32%. При этом сузилась «средняя прослойка» (денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой) - с 46% до 39%. Говорить об улучшении ситуации с выплатой задолженности по потребительским и ипотечным кредитам, а также росте потенциала повышения спроса в такой ситуации крайне затруднительно.
Скорее, целесообразно ставить вопрос о признании нарастания новой волны социально-политических рисков. Так, отмечается ускорение роста уровня общей безработицы – в январе 8,1%, в феврале уже 8,5%. По мнению ряда экспертов, если тенденция не изменится к маю, это станет сигналом того, что рынок труда будет поражен системным кризисом.
Не снижается накал проблем и в банковском секторе – самой приоритетной сфере антикризисной поддержки (с точки зрения уже «закаченных» ресурсов – свыше 4 трлн рублей). В феврале российская банковская система ушла в минус, ее совокупные активы снизились на 2%, прямые убытки, по разным оценкам, составили 3,7 - 4,4 млрд рублей. Даже у такого супертяжеловеса как Сбербанк февральская чистая прибыль (1,6 млрд рублей) оказалась более чем вдвое меньше январских показателей. Причина – существенный рост резервов по проблемным ссудам.
По данным Банка России, самый высокий темп роста просроченной кредиторской задолженности был зафиксирован в январе текущего года – 20-22%. На 1 марта уровень «невозвратов» составил: 3,1% по кредитам нефинансовому сектору, по кредитам физлицам - 4,1%. Причем, динамика темпов роста задолженности реального сектора со всей очевидностью указывает на растущие там проблемы. В феврале просрочка по корпоративным кредитам выросла на 0,7% (тогда как рост долгов граждан составил 0,1%). По данным ЦБ РФ, на настоящий момент доля кредитов первой категории (с отсутствием кредитного риска) в портфеле 30 крупнейших российских банков составляет лишь 53,4%, кредитов с умеренным риском – 34%, а сомнительные и безнадежные ссуды составляют 12,6%. В целом к концу года просрочка по кредиторской задолженности может достичь 10-20%, говорится в материалах экспертного совета правительственной комиссии по повышению устойчивости экономики. Что не оставляет сомнений в возможности возникновения второй волны кризиса, спровоцированной быстрым ростом неплатежей. Одновременно большинство экспертов фиксирует снижение улучшения доступности кредитов для российских промышленных предприятий. Т.е. прямое накачивание, причем узкого круга, банков ликвидностью не приводит к расширению объемов кредитования реального сектора, с одной стороны, и снижению банковских рисков, с другой.
В планы регуляторов уже входит переход от экстенсивных мер поддержки экономики к интенсивным. Минфин РФ и Центробанк согласовали решение о размещении в банках временно свободных средств бюджета, что позволит частично заменить беззалоговые кредиты Банка России, являющиеся слишком дорогим источником ликвидности (18,5% годовых). Первый аукцион пройдет в апреле. Базовый срок, на который будут предоставляться средства, составит 5 недель. Глава ЦБ А.Улюкаев сообщил, что Минфин будет предлагать банкам рублевые средства, которые он получит от Центробанка в обмен на его валютные средства из Резервного фонда (2,7 трлн рублей будет выделено из Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита). Расширить круг участников рынка, имеющих доступ к ресурсам Банка России, должно также решение ЦБ начать в мае 2009 г. кредитование банков под залог золота. Сейчас только 10 банков могут воспользоваться таким видом получения рефинансирования.
Банк России рассматривает возможность предоставления банкам рефинансирования под залог требований по кредитам малому бизнесу. Пока это довольно трудоемкая задача. Однако, по признанию главы Центробанка А.Улюкаева, в перспективе с помощью этого инструмента можно использовать схему, по которой работает Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, когда агентство предоставляет гарантии по ценным бумагам, выпущенным банками и обеспеченным залогами. ЦБ РФ мог бы рефинансировать под залог кредитных требований по кредитам малому и среднему бизнесу, если бы Внешэкономбанк давал гарантию под пакет требований по таким кредитам. Такой механизм позволил бы существенно увеличить объем кредитования малого бизнеса.
Объявлена и готовность проводить операции прямого РЕПО сроком на 6 и 12 месяцев по ставкам от 10% до 12,75% годовых. Центробанк уже проводил аукционы трехмесячного РЕПО и имеет всю нормативную базу для предоставления рефинансирования на более длинные сроки. С одной стороны, увеличение срока РЕПО с ЦБ позволит снизить нагрузку на сам Банк России и его контрагентов, поскольку им не придется постоянно пролонгировать сделки, заключенные на 1 день и на 7 дней, как это происходит сейчас.
ЦБ РФ может начать принимать выпуски Облигаций Федерального Займа для расчета капитала банков первого уровня при условии, что для этого будут выпущены специальные выпуски ОФЗ. Кроме того, с этими инструментами будет возможность проводить операции РЕПО. Таким образом, банки не только смогут учитывать специальные выпуски ОФЗ в капитале, но и получать рефинансирование под них. Помимо этого, в настоящее время обсуждается возможность учета субординированных кредитов на срок 30 лет в капитале банков первого уровня в доле до 15%. Это нововведение соответствует требованиям международных норм, в том числе Базельского комитета, однако потребует внесения изменений в нормативную базу.
В условиях сохраняющейся высокой неопределенности сценария развития глобальной экономики и сроков перехода к восстановлению спроса в США, странах Евросоюза и Китае, ответом на новые российские риски должны стать новые регулятивные меры. Первое требование к ним – существенно меньшая затратность и нацеленность на поддержание макроэкономической стабильности и устойчивости. Крайне важно соблюдение параметров бюджетного дефицита и коридора курсообразования, а также непревышение прогнозируемого годового значения инфляции (13%).
В начале прошедшей недели рост потребительских цен достиг 4,9%. Это несколько выше, чем было в 2008 году. Тем актуальнее проведение жесткой антиинфляционной политики, позволяющей создавать предпосылки для снижения ставок кредитования. Контроль за денежным предложением остается приоритетным и для Правительства РФ, и для Банка России. При этом все более значимым становится переформатирование структуры денежных потоков, обеспечивающих ликвидность в банковской системе и реальном секторе. Общий тренд – снижение стоимости фондирования банков и, соответственно, цены кредитов для предприятий при ужесточении условий получения финансовых ресурсов. Это будет достигаться расширением практики предоставления ликвидности под залог кредитных требований, проведением программ вексельного кредитования предприятий, связанных единой производственной цепочкой, вышеотмеченным выпуском ОФЗ и т.п. В целях противодействия валютным спекулянтам ожидается создание межбанковского пула поддержки рубля, участники которого получили бы доступ к ресурсам ЦБ по более низким ставкам при обязательствах координировать свои валютные операции с действиями Центробанка.
Второе принципиальное требование к «новому поколению» регулятивных мер – неухудшение институциональных условий для адаптации экономики к кризису. Речь идет как о более полном использовании уже существующих возможностей (например, субординированных кредитов, реструктуризации налоговой задолженности и т.п.), так и об отказе от внешне эффектных, но на самом деле вредных с точки зрения перспективы соблазнов простых решений (типа введения валютных ограничений, переноса сроков повышения минимального размера банковского капитала и т.п.). Третье требование – настройка принимаемых регулятивных мер на сохранение потенциала послекризисного развития. Главное условие здесь – повышение на порядок определенности в действиях властей. Будь то вероятность увеличения внутреннего госдолга на основе выпуска соответствующих ценных бумаг или же четкость и ясность намерений по неувеличению в условиях кризиса налоговой нагрузки на бизнес. Именно в снижении неопределенности, пожалуй, состоит самый крупный резерв снижения новых рисков, естественно, на основе компромисса между среднесрочными целями модернизации и соблюдением стабильности финансовых параметров антикризисной программы.
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.