Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.04.2009 | Татьяна Становая
Безобщественные приемные
Вчера президент России Дмитрий Медведев открыл свою первую приемную, в которой он будет два раза в год лично принимать российских граждан. Приемные будут предоставлять возможность выходить посредством видеоконференции на связь с жителями отдельных регионов страны, губернаторами и руководителями федеральных ведомств. Все это, безусловно, получит и мощную информационную поддержку. Несмотря на то, что это несопоставимо по масштабу с ежегодным общением Владимира Путина с народом, такой прием граждан для Медведева оказывается возможностью выйти на прямой диалог с народом. Однако пока поговорить о наболевшем не удается.
Для Владимира Путина, имеющего прямой контракт с обществом, основанный на высоком рейтинге, прямое общение с народом имело огромное политическое значение. Он уделял внимание наиболее насущным вопросам, пытался быть «свояком», демонстрировал отличное владение самыми разными темами. В общем, становится ближе к народу. Это ему также позволяло и быть более жестким в отношениях с элитой.Особенность Дмитрия Медведева состояла в том, что он не имел прямого контракта с обществом. Конечно, он прошел через президентские выборы и получил собственную легитимность. Однако на пост президента он пришел все-таки как преемник Путина, как человек, который пользуется его исключительным доверием. Сейчас трудно судить, какова поддержка Медведева в условиях отсутствия фактора Путина.
На фоне этого Медведеву как полноценному президенту еще более важно, чем Путину, выстраивать прямой диалог с обществом. Причем ему важно, чтобы его методы коммуникации не были идентичны «путинским»: Медведеву нужны свои собственные «ноу-хау». Отсюда и появление таких более технологичных способов общения через видео-блог, ранее через интернет-конференции, регулярные интервью на госканалах. Ежегодные традиционные пресс-конференции с иностранными и российскими СМИ Медведев заменил на регулярные интервью с региональными СМИ.
Президент позиционирует себя как более современный политик, использующий Hi-TEC-технологии в управлении и общении. Открывая начало работы приемной, Медведев заявил, что «у нас с вами сейчас включен режим прямой видеоконференции….Это быстро, оперативно, не требует приезда в Москву, не требует различного рода бумажек». Путин же на такие «мелочи» никогда внимания не обращал, всегда подчеркивал свою близость к народу простонародными выражениями, особой стилистикой разговора и даже отсутствием мобильного телефона (об этом он не раз говорил). Он мог пококетничать с женщиной-журналисткой и часто не очень удачно, но трогательно пошутить. Медведев, продвигая собственный стиль, показывает, что он не является тенью Путина.
Работа общественных приемных также имеет свои особенности. В данном случае помимо президента и народа, появляются чиновники, с которых глава государства может строго спрашивать. Тем самым, он усиливает свой образ «большого начальника», способного быстро и эффективно решить проблемы. Медведеву важно самоутверждаться не только в качестве политика, но и в качестве авторитетного лидера в глазах бюрократии. Путин в этом не нуждался. В то же время тут появляется и обратная сторона: общение с народом оказывается опосредованным и ощущение, пусть и очень гипотетической, возможности доступа к президенту, создаваемого в ходе «прямой линии», сейчас теряется. Заявители, излагая свою проблему, сначала обязательно нахваливают хорошо заученным текстом местные власти и, например, нацпроект «Здоровье», и только потом говорят о сути. Президент при этом дает возможность губернатору ответить по существу, и тот четко докладывает, как все достойно и позитивно развивается и все проблемы уже решены. В итоге все довольны. Только у простого зрителя может возникнуть вопрос: а причем тут мои простые насущные проблемы, когда там, между собой чиновники так прекрасно все решают и все у них получается? Неясно также, зачем тогда нужно вмешательство президента, если все уже решается, и никаких препятствий дл этого на уровне региональных властей нет? Медведев, давая слово то заявителю, то губернатору, только подписывал поручение за поручением, ставя дело на контроль. В итоге общение просто теряло интригу. Было ясно, что вот сейчас заявитель очень осторожно пожалуется на некую трудность, губернатор отчитается, как она уже преодолена, а Медведев подпишет очередное поручение. Тоска…
Кроме того, в данном случае проявляется и чрезмерная локальность обсуждаемых проблем. Путина, например, спрашивали обычно о проблемах, относящихся к достаточно широкой группе людей (пенсионеры, ветераны, студенты и т.д.). Здесь один главврач попросил денег на жилье, другой врач попросил две квартиры, ветеран - пушку для монумента, жительница Кубани – памятник отцу, бывший командир стройотряда – проведение слета стройотрядов МГУ и т.д. И задействовать для обсуждения этих вопросов министров, губернаторов и полпредов выглядит слишком избыточным. Наблюдатель не почувствует здесь ни социальной остроты, ни причастности президента к нуждам простых россиян. В таком виде, надо признать, приемные президента функцию выстраивания прямого диалога с народом выполняют слабо, ибо нарушают главный принцип – к президенту идут как к заступнику от несправедливости и злоупотреблений бюрократии или корявых законов. А тут обращаются с уже решенной проблемой, с губернаторов за спиной, заступаться-то и не за кого.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.