Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Новый КГБ

30.04.2009

«Крепость» против газовой монополии России

Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества. Например, существуют позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя. Похожая шахматная ситуация, начинает формироваться на европейском газовом рынке. Россия всеми силами пытается удержать свои доминирующие позиции в Европе, но откровенное желание искать компромисс только на своих условиях приводит к постепенной утрате её позиций в регионе.

О начале очередного этапа интенсивного перемещения фигур на газовой доске свидетельствует отмена визита премьера Путина в Софию, где он должен был принять участие в саммите «Природный газ для Европы: безопасность и партнерство». Вместо этого 21 апреля на президентском сайте был представлен документ под названием «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)». Одним из базовых принципов, заложенных в основу «концептуального подхода», является обеспечение недискриминационного доступа производителей газа к международным энергетическим рынкам и обеспечение возможности беспрепятственной доставки энергоресурсов на рынки сбыта, в т.ч. через транзитные системы. Собственно говоря, в таком подходе нет ничего сверхоригинального, есть только одно НО: реализация этого подхода на практике означает, что не только Украина должна стать транзитером российского газа, но и Россия – для среднеазиатского или азербайджанского газа, а именно этого Россия всеми силами пытается избежать1.

Спешка с публикацией этого документа стала понятна уже на следующий день: Европарламент на своем заседании 22 апреля одобрил во втором чтении предложенный Еврокомиссией «третий энергетический пакет». Принятый документ подробно описывает новые правила игры на европейском газовом рынке. Во избежание искусственного взвинчивания цен предлагается отделить добычу от транспортировки газа (либо принудительное разделение, либо с использованием «независимого оператора системы», либо независимого управления разными видами бизнеса под контролем «наблюдательного органа»). При этом власти каждой из европейских стран могут отказать компании в праве вхождения на ее внутренний рынок в двух случаях: если эта компания не отвечает требованиям разделения добычи и транспорта или если ее появление на рынке может угрожать энергобезопасности членов ЕС. Предлагаемый подход фактически ставит крест на планах Газпрома получить под свой контроль европейские распределительные сети и дойти до конечного потребителя в Европе.

Либерализация газового рынка в Европе – это, несомненно, потенциальная угроза российскому ферзю, но вовсе не шах, а тем более, мат и конец доминирующего положения Газпрома на европейском рынке ввиду отсутствия серьезных альтернатив для европейских потребителей. Но, со временем, по мере реализации альтернативных проектов доставки газа в Европу, роль Газпрома неизбежно будет уменьшаться. По новым правилам потребители смогут сравнивать цены и заменять поставщика в течение трех недель. Фактически это означает постепенное сокращение доли долгосрочных контрактов и постепенный переход к своповым и биржевым сделкам, и, следовательно, к появлению большого количества мелких и средних игроков на этом рынке, которые будут обладать мощностями по хранению газа, что позволит им гибко реагировать на изменение ситуации.

Украина, по всей видимости, может стать той пешкой, с которой европейская ладья на практике попробует построить свою крепость на газовом рынке. 23 марта Украина и ЕС подписали в Брюсселе декларацию о модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). В частности, предусматривается выделение Киеву кредитов на 2,57 млрд. долл. Взамен Киев гарантирует прозрачность газовых поставок, независимость ГТС и право европейских компаний покупать газ на украино-российской границе (сейчас это происходит на границе Украины и ЕС). Российское руководство очень эмоционально отреагировало на «Брюссельскую декларацию» и заявило о том, что последняя была принята без учета позиции России. В чём эта позиция состоит осталось непонятным, а единственным прозвучавшим аргументом была констатация факта высокой степени технологической интеграции газотранспортных систем России и Украины, требующей координации технологических звеньев и процессов от добычи и транспортировки до потребления газа на Украине. Для смягчения напряженности Россию уже пригласили поучаствовать в модернизации украинской ГТС, но это не отменило грядущей передачи ГТС под управление одному из европейских национальных операторов. После этого можно будет говорить о том, что Газпром не только потерял доступ к европейскому потребителю газа, но и утратит свои позиции на Украине.

Видимо, для российского руководства наступило время понять, что не всё, что хорошо для Газпрома, хорошо для России. И уж тем более для Европы. Упорное сохранение, и даже укрепление2 , монопольных позиций Газпрома на российском рынке идёт вразрез с европейской практикой и объективно мешает России договариваться с Европой, которая всеми силами стремится диверсифицировать источники поставки газа своим потребителям. В этой связи хорошо понятно то внимание, которое Европа начинает уделять еще двум пешкам: Азербайджану и Центральной Азии.

В конце марта сорвалось подписание Газпромом документа о строительстве газопровода «Восток-Запад» в Туркмении, который должен связать туркменские месторождения газа на северо-востоке страны с проектируемым Прикаспийским газопроводом. Ашхабад, видимо, всерьез планирует наладить экспорт газа в обход России - в прошлом году было достигнуто соглашение об увеличении поставок среднеазиатского газа в Китай, а на днях заключено соглашение с немецкой RWE о транспортировке газа в Европу. Для реализации этой идеи существуют проекты газопроводов в обход России: Трансафганский (в Пакистан и Индию) и Транскаспийский (в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию), который может стать составной частью газопровода Nabucco (в Европу). Не факт, что эти проекты будут осуществлены (впрочем, как и все проекты Газпрома), но их нельзя не учитывать при розыгрыше газово-шахматной партии.

В свою очередь и Азербайджан сегодня не может экспортировать весь свой газ из-за неурегулированных отношений с транзитными странами. Баку предлагает Москве стать не только покупателем, но и транзитером азербайджанского газа. Однако в российском законодательстве отсутствует понятие транзита, и весь торг сводится к объемам закупки газа Россией. Газпром и Государственная нефтяная компания Азербайджана могут в мае достичь конкретных договоренностей на продажу газа с месторождения Шах-Дениз-2. Но при этом Азербайджан не собирается отказывался от проекта Nabucco.Стремление Газпрома удержать свои текущие позиции за счет покупки всего газа у Туркмении и Азербайджана может обернуться для него потерей качества на шахматной газовой доске. Если последние 10 лет в условиях растущих цен покупка газа вместо его транзита была оправдана при условии покупки газа в странах СНГ по низким нерыночным ценам, то переход к рыночным ценам и неустойчивая ситуация на конечных рынках сбыта делает такой подход экономически нецелесообразным. Газпром берет на себя все риски перепродажи газа европейским компаниям и затраты, связанные с созданием мощностей по хранению газа, вместо того, чтобы получать устойчивые доходы от транзитных потоков газа из Центральной Азии и Азербайджана.

В эндшпиле каждая простая пешка соперника может стать ферзем, против которых монополия российского ферзя в лучшем случае обречена на ничью. Не стоит сомневаться в том, что страны СНГ сократят продажу газа в Россию как только получат альтернативные возможности для своего экспорта. Это означает, что на европейском рынке ситуация станет более конкурентной, а, собственно говоря, именно этого и добивается Европа.

Есть ли у России шансы на выигрыш этой партии? Да, если только чётко определить понятие «выигрыш». По нашему мнению, выигрышем для России (подчеркнем, России, а не Газпрома) является выход российских компаний (в том числе и в первую очередь Газпрома) на конечные рынки сбыта газа в Европе. Для этого нужно вспомнить «программу Грефа» образца 2000 г., реализовать разделение Газпрома на добычу и транспортировку, обеспечить равный доступ к газотранспортной системе для всех производителей газа в России и … начинать выход в Европу.

Вот, только Газпрому это не понравится.


1. Россия до сих пор не подписала транспортный протокол Энергетической хартии. Протокол предусматривает договорные отношения только между поставщиком и покупателем, а транзитные страны не должны препятствовать свободному проходу газа через свою территорию, получая за это недискриминационную плату за транзит. Если бы Россия ратифицировала энергохартию, это дало бы возможность ЕС покупать газ напрямую у Азербайджана или республик Центральной Азии, а Газпром утратил бы свое монопольное положение и получал от этих сделок только оплату транзита. Очевидно, что Россия (впрочем, как и Турция) не испытывает большого желания стать транзитной страной.

2. Очередным шагом на этом пути стало приобретение Газпромнефтью крупного пакета акций Sibir Energy, что открывает дорогу к последующему поглощению компании.

Подготовлено Центром Развития

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net