Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

01.06.2009 | Сергей Маркедонов

Из несостоявшихся преемников в оппозиционеры

28 мая 2009 года вице-президент Абхазии Рауль Хаджимба официально заявил о своем уходе в отставку. Впрочем, назвать это решение в полном смысле слова политической сенсацией было бы неверно. О существовании серьезных расхождений между ним и нынешним президентом Абхазии Сергеем Багапшем неоднократно говорили, начиная с декабря 2004 года. Отставку Хаджимбы предсказывали уже не раз, в том числе и накануне его официального заявления в начале мая нынешнего года.

Для лучшего понимания возможных мотивов такого решения напомним кратко историю хождения Рауля Хаджимбы в абхазскую власть. В советский период Хаджимба, как было принято говорить в то время, прошел «обычный трудовой путь» от рабочего, военнослужащего и комсомольского активиста до офицера КГБ. В период грузино-абхазского конфликта и после него он продолжил свое служение в «силовых структурах» сначала сражающейся, а затем де-факто независимой Абхазии. В 1998-1999 гг. он занимал пост заместителя председателя Государственного таможенного комитета республики, а в 1999-2001 гг. работал в должности председателя CГБ (Службы государственной безопасности), в 2002-2003 гг.- министра обороны (параллельно имея пост вице-премьера правительства) Абхазии. Его переход от административной работы на политическое поприще начался в 2003 году, когда Хаджимба был назначен главой республиканского правительства с прицелом на роль преемника харизматического президента, создателя независимой от Тбилиси Абхазии Владислава Ардзинбы. В 2004 году на президентских выборах Хаджимба уже официально выступил в качестве преемника. При этом его кандидатура поддерживалась Москвой. Не умея работать одновременно и с властью, и с оппозицией, не до конца понимая внутреннюю повестку дня Абхазии, в 2004 году, Кремль весьма способствовал политическому кризису внутри де-факто государства и фактически превратил Хаджимбу в заложника операции «преемник».

Все дело в том, что за время независимости от Грузии в Абхазии произошло серьезное усложнение повестки дня. Если в первой половине 1990-х гг. главной задачей было простое физическое выживание (вооруженный конфликт, затем блокада, в том числе и с российской стороны), то затем на первый план вышли вопросы о качестве независимости. Постепенно к Ардзинбе (он, впрочем, и сегодня пользуется значительным авторитетом в обществе) стали возникать многочисленные претензии. Появившиеся оппозиционеры обвиняли первого президента Абхазии в диктаторских наклонностях, фаворитизме, потворстве родственникам и криминальным структурам. Однако в отличие от первого президента республики Хаджимба не обладал ни сравнимым с предшественником ораторским мастерством, ни популярностью, ни авторитетом «отца-основателя государства» и фактически творца новейшей абхазской истории (которому могли простить и некоторые «слабости», свойственные властителю). В результате топорного использования административного ресурса при поддержке Москвы (предвыборная пропаганда доходила до абсурда, когда главного соперника «преемника» Сергея Багапша обвиняли едва ли не в связях с грузинами) избиратель в массе своей отвернулся от «официального кандидата» и поддержал его оппонента. Но на просторах бывшего СССР, как известно, власть, как известно, отдают не всегда в соответствие с процедурой. Возникший в результате подведения итогов голосования политический кризис грозил перерасти в знакомый постсоветский сценарий «уличной демократии» с последующей «стабилизацией». Однако у абхазских элит сработал политический инстинкт, в результате чего между двумя главными претендентами был оформлен компромисс. Багапш и Хаджимба поставили свои подписи под Соглашением «О мерах по достижению национального согласия в Республике Абхазия».

В «компромиссной» конструкции президентом становился Багапш, не поддерживаемый «Семьей», но неудавшемуся «преемнику» позволяли сохранить лицо, предложив занять пост вице-президента. В итоге 12 января 2005 года Багапш и Хаджимба пошли на выборы «одной командой» (как кандидаты в президенты и вице-президенты). И выиграли и единственного конкурента Якуба Лакобы. Хотя многие скептики предсказывали Соглашению и возникшему «тандему» краткий срок жизни, он просуществовал почти четыре с половиной года. Здесь, конечно, сработал во многом и внешний фактор. Последовательный курс грузинского президента Михаила Саакашвили на «разморозку» этнополитических конфликтов в Южной Осетии и в Абхазии объективно укреплял национальное и политическое единство внутри де-факто образований.

За это время кандидат, ранее неприемлемый для Москвы Сергей Багапш усилил свои позиции внутри республики и превратился в основного партнера Кремля. В августе 2009 года он получил признание независимости со стороны РФ и частично Никарагуа (чего не удавалось даже харизматическому Ардзинбе). Он словно поменялся местами с соратниками своего главного соперника на выборах. Теперь Москва видит второго президента республики, как своего главного союзника (кто-то, впрочем, считает его не союзником, партнером, а клиентом, но в любом случае главным) в Абхазии. Интересно посмотреть, насколько эволюционировала риторика «багапшистов» и «хаджимбистов» за прошедшее с момента подписания «Соглашения» от 6 декабря 2004 года время. В ходе президентской кампании-2004 соратники Багапша, все как один, говорили о необходимости обновления, учете интересов оппозиции и вообще «иного мнения», отказе от крайностей этнического национализма в полиэтничной Абхазии. Сегодня риторика президентской администрации больше напоминает форумы «Единой России» (не зря же правящая партия имеет название «Единая Абхазия»). Те же намеки на деструктивные действия оппозиционеров, отсутствие у них ответственности и должного патриотизма. В то же самое время нынешняя оппозиция апеллирует к демократическим свободам, критикует отсутствие транспарентности в принятии властью управленческих решений, растущую коррупцию. Нынешняя оппозиция Сергею Багапшу (три партии и 9 организаций, объединенные в «Форум народного единства Абхазии») по своему происхождению связана с командой Хаджимбы, работавшей на его победу в 2004 году. Таким образом, абхазская внутренняя политика сегодня напоминает маятник. Те, кто в 2004 году способствовал проведению операции «преемник», сегодня протестуют против закрытости власти и излишней ее привязке к Москве.

Свою отставку Хаджимба связывает с последними событиями: серией выступлений оппозиции и реакцией на них властей. «Последние действия руководства страны в ответ на заявление оппозиционных сил страны стали причиной принятия мной такого решения. Если оппозиция подняла сложную неразрешенную проблему, имеющуюся в государстве, то это ее видение и право. Поиск же внутренних врагов - грубая и безответственная пропаганда, развернутая на абхазском телевидении, способствует расколу в обществе». Напомним, что 23 мая 2009 года оппозиционеры выступили с критикой Соглашения между Москвой и Сухуми по совместной охране границы Абхазии, а также по экономическим вопросам (планирующееся открытие республики для крупного российского бизнеса). Оппозиционеры даже выступили с публичным обращением к российскому «тандему», а также главе МИД РФ и спикеру Госдумы, в котором обозначили причины своих тревог следующим образом: «Особую тревогу вызвали у нас заявления президента о неких двухсторонних соглашениях по передаче части национального достояния Абхазии под контроль коммерческих структур другого государства. Стратегически важные для Республики Абхазия решения не прошли стадию экспертной оценки, не были представлены на обсуждение общественности и Парламенту Р[еспублики] А[бхазия]. Факты показывают, что поспешные непродуманные действия руководства нашей страны вызывают неоднозначную реакцию в обществе, ведут к появлению антироссийских настроений; социальной и политической напряженности внутри страны накануне предстоящих президентских выборов». Эти выступления, естественно, были встречены представителями власти в штыки.

Возникшая таким образом, общественно-политическая дискуссия была использована вице-президентом для выхода из старой игры и, кто знает, возможно, для начала новой. Абхазии уже в скором времени предстоят президентские выборы. Об участии в них уже заявил Сергей Багапш (у которого есть главный козырь- прорыв дипломатической изоляции) и Беслан Бутба, который главным своим «коньком» уже сделал вопрос о качестве независимости. Недавно Бутба заявил: «Мы победили в войне и обрели независимость. Мы получили признание, но развитие страны остановилось. Мы уже несколько лет топчемся на месте». Скорее всего, третьим станет теперь уже бывший вице-президент республики Рауль Хаджимба, активно осваивающий демократическую риторику, сетующий на малую роль парламентских структур и общественной экспертизы. По крайней мере, теперь он сможет освоить другую методику борьбы за высший государственный пост. Как говорится, не получилось стать преемником, возможно, удастся оппозиционером. В этом плане будет интересно понаблюдать за позицией Москвы. Что станут говорить политические технологи, станут ли искать «грузинскую руку» в действиях бывшего вице-президента? Пока же Рауль Хаджимба только заявил, что не уйдет из политики, подчеркнув, что о президентских планах говорить «пока рано». Как бы то ни было, уход одного из членов «тандема-2004» в оппозицию придаст внутриполитическому развитию Абхазии дополнительную интригу.

Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net