Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.06.2009 | Алексей Портанский
Удивили мир
На днях в Женеве прошла неформальная консультация российской, белорусской и казахской делегаций с членами ВТО. В отличие от многочисленных предыдущих подобных консультаций на эту пришли представители почти 70 государств, т.е. без малого половины членов этой организации. Напомню, что в составе Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО представлено 60 стран-членов, в аналогичных группах по Казахстану и Белоруссии – значительно меньше. В последние пять лет члены ВТО в столь многочисленном составе почти не собирались. Чем вызван этот небывалый всплеск интереса?
Если коротко, первопричина такого сбора – удивление, а лучше сказать изумление. Объект изумления, разумеется, Россия. Торговые дипломаты из десятков стран поспешили на этот в раз в Женеву, чтобы своими ушами услышать, что страна, уже ступившая одной ногой на порог ВТО, вдруг решила остановиться и фактически отложить свое вступление в мировой клуб на неопределенное время. Причем без видимых причин.
История повторяется? В 1947 после подписания ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – предшественника ВТО – Сталин отказался от участия СССР в данном соглашении. Но тогда у советского руководства, по крайней мере, были для этого ясные мотивы: выстраивался курс на откровенное противостояние с Западом по всем направлениям, что предполагало, в частности, создание своих торгово-экономических структур. И в 1949 г. был создан СЭВ (Совет экономической взаимопомощи).
Потребовалось почти три десятка лет, чтобы осознать необходимость сближения с ГАТТ – соответствующее решение было принято за одном из заседаний Политбюро ЦК КПСС в 1979 г. К сожалению, наверстать упущенное сразу не удалось. Сначала помешало вторжение в Афганистан – нас осудила большая часть мира. Потом распадалась страна. Начать процесс удалось лишь в 1993 г.
Минувшие 16 лет срок немалый, но они не прошли даром – к порогу ВТО мы подошли с вполне приемлемыми для нашей экономики условиями членства. И вдруг остановились. Удовлетворительного объяснения этому сверху так и не было дано. Говорят, что процесс формирования таможенного союза на данном этапе вступил в некое противоречие с наметившимися условиями членства РФ в ВТО. Но ведь каких-то полгода назад существовала прямо противоположная установка, которой длительное время придерживались все три республики: Россия, Казахстан и Белоруссия продолжают переговоры по присоединению к ВТО в индивидуальном порядке, а позднее, став членами ВТО, формируют таможенный союз. Что, кстати, вполне допускается правилами ВТО. А вот то, на что мы нацелились сейчас – таможенным союзом в ВТО – практически не прописано в правовых документах этой организации. Поэтому всю процедуру придется создавать с нуля (!). Одно это потребует немалого времени и сил. Но ведь и сам таможенный союз еще предстоит создать – на практике, а не на бумаге.
Эмоции в виде удивления и изумления партнеров из ВТО в Женеве быстро трансформировались на этой неделе в «жесткий» характер дискуссий, что не мог не признать наш главный переговорщик М.Ю.Медведков. Никогда еще на этих переговорах не возникало столько вопросов без ответов, что собственно и становилось причиной раздражения наших собеседников и «жесткости» разговора. И еще. Мы никогда не считались с затратами человеческих и материальных ресурсов на какие бы то ни было проекты, будь то война или международные переговоры («...мы за ценой не постоим!»). Но в большинстве других стран нет таких традиций, и потому они не только не понимают нас, но и недовольны тем, что им самим пришлось напрасно потратить время и средства.
Конечно, мы в ближайшее время будем всеми силами стараться доказать обратное – что все достигнутое в переговорах России с ВТО не должно пропасть даром. Хорошо, если сможем доказать. Сложнее будет убедить других в реальности нынешнего таможенного союза трех республик, чтобы как можно скорее приступить к переговорам. Нам уже дали понять: в СНГ, помнится, было несколько проектов таможенных союзов, и ни один не состоялся. Поэтому многие из членов ВТО законно считают: утром деньги – вечером стулья, т.е. сначала таможенный союз в завершенном виде, потом переговоры о присоединении. В Москве же, похоже, готовы совершить фальстарт, планируя начало переговоров уже в ближайшие полгода.
Примечательно, что многие наблюдатели, как за рубежом, так и у нас в стране восприняли случившееся как отказ на данном этапе нашего высшего руководства от присоединения к ВТО, несмотря на противоположные заявления президента и премьер-министра. Доводы этих наблюдателей состоят в том, что без ВТО России будет легче заниматься протекционизмом, проще применять торгово-политические санкции к кому бы то ни было, наконец, наполнять бюджет за счет сбора таможенных пошлин, которые без ВТО можно не снижать. Кстати, по последнему пункту мы абсолютно выпадаем из категории развитых (и даже продвинутых развивающихся) стран, в бюджетах которых на таможенные пошлины приходится не более нескольких процентов, в России же – почти половина. Такое можно встретить разве что в Африке.
Но самое тревожное в другом. Сейчас как никогда много разговоров о создании высокотехнологичных производств, иннованиях и т.п. И это логично. Кризис вынуждает встать, наконец, на путь модернизации экономики, иначе может стать совсем плохо. Откладывание членства в ВТО означает во многом отказ на данном этапе от модернизации. Создание высокотехнологичных производств невозможно без активного, не отягощенного излишними барьерами, международного обмена. Создание практически любого высокотехнологичного товара также немыслимо без участия в ВТО. К примеру, ни одна страна не строит новую модель самолета с расчетом только на внутренний рынок – это неоправдано экономически. То есть часть продукции надо продавать. А вот для этого и нужно ВТО, иначе могут просто не пустить на рынок. У России такой печальный опыт уже есть.
Похоже, наше расставание с углеводородными иллюзиями рискует затянуться. Но за продолжение сладкого сна рано или поздно придется расплачиваться. В прошлом веке на осмысление целесообразности членства в ГАТТ, как видно из сказанного выше, ушло почти полвека. В ХХI веке обречь себя на подобную самоизоляцию уже немыслимо.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.