Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.06.2009 | Марина Войтенко
Модернизация антикризисных мер
Минувшая неделя прошла под знаком напоминания о необходимости модернизации российской экономики. Как отметил на заседании президиума правительства 15 июня премьер-министр Владимир Путин, «в России доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет 9,4%. Для сравнения: в Федеративной Республике Германия – 73%, в Бельгии – 58%, в Эстонии – 47%, в Чехии – 41%». Идея перехода от сырьевой экономики к инновационной официально закреплена в «концепции -2020», утвержденной правительством в ноябре прошлого года. В РФ уже созданы несколько венчурных фондов, особые экономические зоны, технопарки. Однако как подчеркнул президент Дмитрий Медведев 18 июня на первом заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, работают эти уже несколько лет назад сформированные инструменты «пока в полсилы, на 5%».
Признавая всю необходимость диверсификации экономики, ведущие эксперты, тем не менее, отмечают, что в условиях кризиса бизнесу сначала нужно просто выжить, так что основной массе предприятий не до развития и внедрения инноваций. По данным Росстата, опубликованным на истекшей неделе, последний месяц весны установил новый кризисный рекорд сокращения промышленного производства. Согласно консенсус-прогнозу «Интерфакса», ожидания экспертов были ориентированы на 13,1%. Реальность оказалась намного жестче – на 17,1% к аналогичному периоду прошлого года. С начала года падение составило 15,4%.
Снижение промпроизводства в мае вновь наблюдалось по всем видам деятельности в реальном секторе. При этом падение в обрабатывающей промышленности несколько замедлилось, в то время как в добывающей промышленности и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, наоборот, ускорилось. Добыча полезных ископаемых уменьшилась в мае на 3,4% по сравнению с маем 2008 года (в апреле снижение составляло 1,8%). С другой стороны, первичная переработка нефти в мае выросла на 4,8%, производство бензина увеличилось на 5,6% (выпуск дизельного топлива снизился лишь на 0,9%), в то время как снижение в обрабатывающих отраслях составило 23,7% (в апреле - 25,1%). Производство и распределение электроэнергии, газа и воды упало на 9,5% (в апреле - на 2,6%), а это означает, что спрос продолжает сокращаться.
Тем не менее, темпы спада промпроизводства заметно притормозили. Динамика месяц к месяцу такова: январь 2009-го к декабрю 2008 года – «-19,9%», февраль к январю текущего года – «+6,4%», март к февралю - 11,1%. Весна принесла новые надежды, которым не суждено было сбыться - по сравнению с мартом промпроизводство сократилось на 9,1%. Теперь же произошла пусть небольшая, но коррекция - всего минус 2,1%. А по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, с учетом сезонного и календарного факторов, объем производства уже второй месяц остается практически неизменным (апрель к марту «-0,2%», май к апрелю 0,0%).
Пусть и слабый, но позитивный тренд по снижению темпов ухудшения конъюнктуры фиксируют и исследования Института экономики переходного периода. Годовой прирост удельного веса предприятий с выросшим или неизменным внутренним спросом (по опросам ИЭПП) в мае 2009 года оказался резко отрицательным – «-25%». Если в том же месяце прошлого года для 90% промышленных предприятий спрос вырос или остался неизменным, то в мае 2009 г. доля предприятий, оказавшихся в столь же комфортных условиях, уменьшилась до 65%. Эта цифра указывает на серьезное снижение спроса, которое предопределяет сокращение абсолютных объемов производства. Вместе с тем, в предыдущие месяцы (особенно в ноябре-декабре 2008 г.) падение спроса было еще более резким.
Однако растущая задолженность по заработной плате дает основания для роста опасений по смене тренда. За май суммарный долг по зарплате в России вырос на 10.8%, на 1 июня он составил 8.8 млрд рублей. Тогда как в прошлом месяце задолженность перед работниками сократилась (на 9.5%) впервые с января 2009 года. При этом показательно, что бюджеты всех уровней за последний месяц сократили свои долги перед работниками на 23.8%, и практически вся майская задолженность пришлась на коммерческие организации (96.6%). Долги по зарплате рыночных компаний в прошлом месяце выросли на 12.5%, и составили 8.48 млрд рублей, в бюджетной сфере – 0,295 млрд рублей.
Так же как и с падением производства, наиболее удручающие показатели – в обрабатывающей промышленности (к ней относятся металлургия, машиностроение, легкая промышленность, химическая отрасль, лесопереработка и пр.). За месяц задолженность этой группы отраслей перед работниками выросла на 17.7%, составив 4.3 млрд рублей, то есть почти половину всех зарплатных долгов, примерно еще четверть приходится на строительство и транспорт.
Результаты сокращения промышленного производства в мае в совокупности со структурой и динамикой задолженности по заработной плате позволяют предположить, что тенденция снижения количества зарегистрированных безработных, отражаемая статистикой Минздравсоцразвития, не связана с занятостью в промышленности, а носит чисто «технический» характер. Маловероятно, что после семи месяцев спада производства промышленные предприятия будут увеличивать занятость.
Вследствие серьезных спросовых ограничений именно рыночные отрасли промышленности в наибольшей степени заинтересованы в дальнейшей модернизации производства, снижении себестоимости и расширении ассортимента продукции, повышении производительности труда. Если в целом в реальном выражении за первый квартал спад инвестиций крупных и средних предприятий составил 5%, то в обрабатывающих отраслях – 2,2%, причем в химической и деревообрабатывающей отраслях сохраняется положительная динамика этого показателя – рост инвестиций на 20,3%. Но нет уверенности в том, что и дальше эта позитивная тенденция будет развиваться.
В июне показатели индекса промышленного оптимизма, рассчитываемого Институтом экономики переходного периода, продемонстрировали отрицательную динамику продаж. Темп снижения спроса в текущем месяце оказался самым высоким в 2009 году, а зарплатная составляющая в балансах предприятий продолжает расти. По оценке экспертов ЦМАКП, расходы компаний на оплату труда (даже с учетом вызванных кризисом сокращений премий и бонусов) в целом снизились незначительно. При этом из-за спада производства доходы предприятий сокращались на 10-15% быстрее.
Не оправдались надежды и на развитие малого бизнеса. Если инвестиции крупных и средних предприятий в первом квартале в номинальном выражении увеличились на 10% год к году, а в реальном – уменьшились на 5%, то капиталовложения малого бизнеса сократились, согласно расчетам Центра развития Высшей школы экономики, почти на 30% в номинальном выражении и на 35% - в реальном. То есть, пока говорить о развитии модернизационных процессов не приходится. Собственные ресурсы для инвестиций российских предприятий крайне ограничены, а заемное финансирование по-прежнему затруднено.
На прошедшем 8 июня первом аукционе по предоставлению годовых беззалоговых кредитов спрос превысил предложение более чем в три раза, ставка отсечения составила 14,51%, средневзвешенная ставка 15,02%. Напомним, что ставка рефинансирования на тот момент составляла уже 11,5%. Аналитики и участники рынка уверены - неудовлетворенный спрос будет поднимать ставки и на последующих аукционах по «длинным» деньгам. А это означает, что стоимость займов по-прежнему будет оставаться на высоком уровне. Если банки привлекают средства под 15-16% годовых, то минимальная ставка для первоклассного заёмщика будет установлена на уровне 18-19%. Для остальных категорий заёмщиков, с учётом премии за риск, она будет заметно выше. Кроме того, по мнению экспертов Центра развития, такой разрыв между реальной ставкой и ставкой рефинансирования приведет к тому, что компания-заемщик не сможет полностью отнести на себестоимость процентные платежи по кредитам. Следовательно, общая стоимость заемного финансирования еще больше увеличивается.
В краткосрочной перспективе эксперты не ожидают и притока в Россию иностранных инвестиций, несмотря на снижение процентных ставок в экономически развитых странах. По мнению аналитиков Центра стратегических исследований Банка Москвы, оптимистические оценки связаны лишь с перспективами реструктуризации внешней задолженности российских компаний. Тем не менее, отток капитала, вызванный необходимостью обслуживания частного долга, составит в текущем году $60-100 млрд. Эта цифра напрямую характеризует «вычет» из спроса на инвестиции.
Между тем, в условиях, сохраняющихся на ближайшие годы жестких бюджетных ограничений, связанных с необходимостью сокращения дисбаланса между расходами и доходами, возможность стимулировать инвестиционную активность путем снижения ставок основных налогов можно считать практически исчерпанной. Напомним, что доходы бюджета России в 2009 году значительно сократились, в том числе и за счет сжатия базы налогообложения. По итогам первых четырех месяцев объем собранных налогов упал на 34,4% процента по сравнению с тем же периодом годом ранее. По оценке Минфина РФ, за пять месяцев аналогичный показатель составил 32%.
На пресс-конференции 17 июня заместитель Министра финансов Сергей Шаталов однозначно дал понять, что основные решения по снижению налоговой нагрузки в России были приняты в прошлом году. В результате, по оценкам Минфина, в экономике осталось около 1 триллиона рублей. «Это может быть рассмотрено как предварительная компенсация будущего повышения ЕСН», - подчеркнул замглавы ведомства.
Поддержка инвестиций будет теперь осуществляться, главным образом, за счет так называемой «тонкой настройки» налогового администрирования (прежде всего налога на прибыль). Среди резервов такого рода: более широкое использование инвестиционных налоговых кредитов (т.е. отсрочек и рассрочек платежей в бюджеты разных уровней), завершение работы по формированию групп основных средств производства, необходимых для применения методов нелинейной ускоренной амортизации; внедрение механизма налогового контроля над трансфертным ценообразованием, предполагающее также и формирование института «консолидированного налогоплательщика»; увеличение продолжительности периода НИОКР, затраты в рамках которого можно относить на расходы (себестоимость); закрепление практики применения нулевого ввозного НДС и таможенных тарифов на оборудование, аналоги которого не производятся в РФ и т.п.
В целях стимулирования ввода новых месторождений предполагается применение «скользящей» ставки НДПИ, при которой инвестиции на ранних стадиях освоения и разработки будут иметь льготный режим налогообложения, а максимальная ставка применяется лишь в фазе промышленной эксплуатации. Обсуждается также диверсификация ставок НДПИ в зависимости от типов месторождений, их геологических условий, географической привязки и проч.
Стимулирующие модернизационно-инвестиционные меры государство планирует внедрять довольно жестко – по методу «кнута и пряника». На заседании Президиума Правительства РФ 15 июня премьер-министр Владимир Путин заявил, что Россия будет последовательно ограничивать либо запрещать устаревшие технологии, которые наносят вред человеку и природе или являются расточительными, а поддержка конкретным предприятиям в рамках антикризисных мер будет предоставляться при условии проведения ими программ модернизации. При этом в планы Минфина входит повышение планки по инвестиционному налоговому кредиту для компаний, реализующих соответствующие проекты, с нынешних 30% от суммы налога до 100%.
Направлена на расширение круга частных инвесторов и еще одна инициатива министерства финансов. С 1 января 2010 года планируется ввести налоговый вычет по доходам физических лиц, полученных от инвестиций на фондовом рынке (объем вычета составит до миллиона рублей). Это, несомненно, со временем может увеличить обороты на РТС и ММВБ, а значит, и расширить возможности инвестиционного финансирования российских компаний. Однако шаги правительства в этом плане не всегда последовательны.
По информации газеты «КоммерсантЪ», законопроект, внесенный в Госдуму в марте текущего года членами Совета Федерации и направленный на снижение налогового бремени для инвестирования пенсионных накоплений получил отрицательное заключение правительства. Напомним, на настоящий момент налогом на прибыль (20%) облагается доход, полученный от инвестирования пенсионных резервов и превышающий ставку рефинансирования ЦБ (сейчас — 11,5%). Согласно 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», этот доход направляется на пополнение пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. В поправках предлагалось облагать налогом только часть дохода, направляемую на финансирование уставной деятельности НПФ. По экспертным оценкам, отмена налога на доход от инвестирования резервов привела бы к тому, что выпадающие доходы федерального бюджета составили бы 1-2 млрд рублей. С одной стороны, в кризисных условиях у государства каждый рубль на счету, и возражения Минфина вполне обоснованы. Однако не стоит забывать и о том, что бюджет несет более значительные потери в связи с необходимостью компенсации убытков от инвестирования Пенсионным фондом РФ сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Так, на минувшей неделе премьер-министр подписал распоряжение о предоставлении в 2009 г межбюджетных трансфертов бюджету ПФР в размере 9,7 млрд рублей для возмещения потерь от инвестирования средств, поступивших в Пенсионный Фонд за 2007 год - год бурного экономического роста. По оценке Росстата, в реальном выражении за этот год ВВП вырос на 8,1%, а в номинальном - на 22,7%.
В тоже время высокая ставка налога на прибыль с маржи от вложений пенсионных накоплений в совокупности с высокой инфляцией могут отпугнуть потенциальных инвесторов. По данным Национальной ассоциации пенсионных фондов, средняя доходность инвестирования пенсионных резервов до кризиса составляла 16,5% годовых. Ставка рефинансирования тогда составляла 10-11%. Значит, с разницы в 5,5% надо было заплатить 20% налога, а 12-13% «съедала» инфляция. То есть стимула для инвестирования пенсионных накоплений практически не остается. Между тем, именно эти средства считаются во всем мире самым надежным источником «длинных денег». Другое дело в том, что на российских фондовом и финансовых рынках очень мало надежных инструментов для их инвестирования. А это значит, что государству придется еще поработать и над законодательной базой и над модернизацией собственных функций регулирования и надзора.
Примечательно, что эта проблема обострилась и в развитых странах. Президент США Барак Обама 17 июня представил план реформирования финансовых регулирующих органов, назвав его самым радикальным со времен Великой депрессии. Он предложил значительно расширить полномочия нескольких существующих государственных учреждений, в том числе Федеральной резервной системы США (ФРС), выполняющей роль центробанка, и Федеральной комиссии по торговле ценными бумагами. Кроме того, будет создан новый орган при министерстве финансов, который будет заниматься надзором за рынком финансовых услуг. Вслед за США лидеры стран Евросоюза объявили 18 июня о намерениях провести реформы механизма финансового регулирования в Европе. Планируется создание в будущем году трех общеевропейских институтов надзора для обеспечения ввода новых правил финансового контроля, а также Европейского совета системных рисков, призванного отслеживать повышение рисков экономической стабильности.
В России же пока есть только инициатива Минфина по созданию корпорации «Государственное финансовое агентство» для управления средствами фонда национального благосостояния и другими государственными финансовыми активами, а также долговыми обязательствами. Однако создание такой корпорации не решит проблем раскрытия информации, унификации стандартов отчетности и т.п. Между тем, реализация задач создания в РФ международного финансового центра и диверсификации экономики невозможна без перезагрузки регулятивной среды. Именно это становится в настоящее время одним из главных условий российской экономической модернизации в широком смысле слова.
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.