Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

02.07.2009 | Ольга Мефодьева

Неэлектронное правительство

Ассоциация менеджеров России на днях презентовала доклад «Электронное государство: насколько информативны и полезны для общественности Интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти». По результатам исследования, оказалось, что граждане России из официальных сайтов госсруктур могут получить в основном только общую информацию, а механизмы интерактивного взаимодействия, обратной связи и предоставления услуг не отработаны вовсе. Концепция электронного правительства была заявлена в рамках административной реформы, однако, результаты ее реализации оставляют желать лучшего. Важность воплощения принципов предоставления интерактивной информации, услуг и способов взаимодействия определяется такими важными эффектами как снижение коррупционной составляющей в деятельности чиновников, издержек на «бумагооборот» и даже правого нигилизма.

В рамках исследования «Электронное государство: насколько информативны и полезны для общественности Интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти», о котором пишут «Ведомости», в течение марта-апреля 2009 года эксперты анализировали содержание официальных Интернет-источников, доступных на сайте «Федеральные органы исполнительной власти» (www.gov.ru). Результаты исследования оказались неутешительными: пользователи всемирной сети в основном могут ознакомиться с общей информацией на сайтах российских ведомств, которая чаще всего включает в себя описание той или иной государственной структуры, руководителей, проекты и новости, и с трудом могут получить информацию о результатах работы, ходе реализации того или иного проекта и рассчитывать на обратную связь. Что уж говорить о предоставлении услуг, публикации информации о процедурах оформления документов или возможностях получить лицензии?

Как известно, программа электронного правительства включена в административную реформу и, по планам чиновников, должна быть реализована к 2010 году. Как отметил замдиректора департамента Минэкономразвития Максим Паршин, для предоставления государственных услуг по каналам официальных Интернет-порталов необходимо согласовать процедуры и подвести соответствующую законодательную базу. Чиновник видит в этом направлении и определенные продвижения – на днях правительство РФ определило перечень из 46 услуг, которые будут доступны в Интернете в 2011 году.

Однако, несмотря на заверения чиновников о том, что вскоре все сайты будут заполняться услугами, движение российских административных служб к светлой идее электронного правительства идет черепашьим темпом. По всей видимости, на это есть несколько причин. Во-первых, для определения перечня предоставляемых услуг необходимо сформулировать и четко обрисовать полномочия структур административной системы, а ни для кого не секрет, что в России функции бюрократических органов зачастую пересекаются и дублируют друг друга. Иногда в реальном общении чиновники не могут ответить, как и куда обратиться для оформления того или иного документа, а что уж говорить об электронном обеспечении сервисов. В идеале для наиболее эффективного воплощения «электронного правительства» необходим перезапуск административной системы, для чего необходима еще одна реформа. Во-вторых, электронная публикация отчетов по общественно значимым и государственным проектам становится нежелательной для чиновников в силу того, что это усилит общественный контроль над выполняемыми обязанностями бюрократов, вызовет вопросы о предоставлении грантов тем или иным организациям, о достигнутых результатах и расходовании средств. В-третьих, внедрение программы электронного правительства требует четко разработанной концепции с ее нормативным, законодательным и, естественно, финансовым обеспечением.

Стоит подчеркнуть, что «прибыль» от реализации электронного правительства покрывает все возможные издержки. Не даром чиновники Европейского Союза детально отслеживают состояние сайтов органов власти стран-членов ЕС. В 2006 году по заказу Европейской комиссии компания CapGemini провела исследование онлайновой доступности государственных услуг в странах ЕС. Результаты анализа показали, что около 75% госуслуг в ЕС достигли двусторонней онлайновой интерактивности, то есть взаимодействия государственных органов и граждан по ряду вопросов и возможность оформления документов через Интернет-порталы, 92% органа власти, оказывающих услуги, имеют собственные сайты. При этом темпы развития электронного правительства новых членов ЕС выше (16%), чем старой Европы (6%). Полностью доступны в Интернете 2/3 имеющихся услуг для бизнеса и 1/3 сервисов для населения. Наиболее популярным возможностями, которые предоставляет «государственный Интернет» в Европе, являются уплата налогов и взносов в фонды социального страхования, различные типы регистрации, пользование библиотеками, электронными государственными закупками, выдача разнообразных лицензий и т.д..

Программа электронного правительства позволяет снизить коррупционный фактор в работе чиновников, передавая часть функций всемирной сети, повышает контроль общества над работой государственных структур, снижает транзакционные издержки для бизнеса, облегчая механизмы получения лицензий, регистраций и подачи документов. Помимо этого важный вклад электронное правительство вносит и в области правого просвещения – доступность сервисов, информации и описание схем и способов получения услуг, описания прав и возможностей может способствовать искоренению российской напасти, именуемой правовым нигилизмом. Как отмечают многие эксперты, укорененность коррупции в качестве неформального правила в обществе является следствием непонимания своих законных возможностей, прав и способов их реализации. Очевидно, что электронное правительство крайне необходимое начинание как для оптимизации функционирования госорганов, так и для борьбы с коррупцией. И, в конце концов, это существенно облегчает жизнь.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net