Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

22.07.2009 | Ольга Мефодьева

Александр Аузан: «В России разговор об инновациях носит идеологический характер»

Инновационное развитие является государственным приоритетом, к которому часто в публичных выступлениях обращаются представители российского руководства. Теперь в России все будут инновационными – молодежь, бизнес, образование и т.д. Однако, частота употребления слова «инновации» не вносит ясность в природу и механизмы этого понятия. В этой связи «Политком.Ру» побеседовал о сущности инноваций, об их зависимости от политического режима с Александром Аузаном, членом правления Института современного развития, президентом Института национального проекта.

- Дмитрий Медведев и Владимир Путин в последнее время постоянно декларируют необходимость развития инновационного потенциала России. Как вы понимаете инновационное развитие России и что оно должно включать в себя, на Ваш взгляд?

- Я хочу напомнить, что в начале президентства Дмитрий Медведев провозгласил очень правильную, на мой взгляд, формулу четырех «И» - институты, инфраструктура, инвестиции, инновации. В каком-то смысле данная формула является ключом к развитию инноваций. Я полагаю, что вряд ли возможны в России какие-нибудь реальные шаги в области инноваций, если сначала не будет проделана работа по развитию институтов и вложению в инфраструктуру. Я посчитал важным вернуться к этой исходной формуле Медведева для того, чтобы искать пути для инноваций. Важно отметить, что инновации - это не просто наличие некоторых изобретений и технологий, это наличие стимулов, которые создаются действующими правилами для того, чтобы люди могли рассчитывать на долгие горизонты, ждать окупаемости вложений и сознавать прочность своих прав собственности и защищенности интересов производства.

- Некоторые эксперты, говоря об инновациях, подразумевают, прежде всего, поведенческие стратегии в обществе, которые обеспечивают инновационную активность. В этой связи возникает такой вопрос: какова роль государства в инициировании инновационного развития, а какова роль общества?

- Я думаю, важно понимать, о каких инновациях мы говорим. Бывают инновации субъективные, которые новы для этой страны, но на самом деле давно существуют в мировом хозяйстве, есть объективные инновации, когда передовые процессы производятся не только для страны, но и для мира. Возвращаясь к российскому обществу, можно сказать, что есть особенности неформальных правил и институтов, которые определяют поведенческие стратегии в России. Вот мы уже больше 100 лет осваиваем автомобилестроение и, по-моему, пока без особенно блестящих результатов, но за это же время был сделан прорыв, например, в космических технологиях. Я полагаю, что особенности поведения в России, установки на принципиально новые идеи требуют политики, которая была бы рассчитана не на индустриальные формы, а на формы постиндустриального хозяйства. В России всегда хорошо получались штучные образцы, малые изделия, опытные партии. Мне кажется, что роль общества в развитии инновации состоит, во-первых, в том, что именно общество предъявляет спрос на правила и на стабильные институты, а не на решения властей, а, во-вторых, в том, что в самом обществе скрыт потенциал принципиальных инноваций.

- А что необходимо сделать для того, чтобы раскрыть этот потенциал принципиальных инноваций?

- Это довольно сложная работа. Социологические измерения показывают, что в начальной школе российские дети имеют очень высокий уровень креативности - это результаты международных сравнительных исследований - однако, уже в средней школе этот уровень снижается. А в университетах он вообще низок, по сравнению с мировым уровнем. Это говорит о том, что нужно заниматься модернизацией российского образования, чтобы оно не гасила эту креативность, а, наоборот, развивала. А второе, о чем я уже говорил, нужно обратить внимание на систему институтов для обеспечения автономности и стабильности бизнеса. Вот эти две линии институтов, которые связаны с образованием и с предпринимательством, на мой взгляд, и являются входами в принципиальные инновации. Хочу заметить, что, когда речь о России идет как о производителе новых идей, сразу возникает тема защиты интеллектуальной собственности. Мы не раз теряли идеи, рожденные в России, которые разными способами «уходили» на заграницу. В этой связи возникает отдельная проблема очень тонких и сложных институтов, которые связаны с результатами интеллектуальной деятельности и их применением.

- А можно ли проводить параллели между политическим режимом и инновационным развитием? Например, чем демократичнее страна, тем ей свойственней инновационное развитие, а чем авторитарнее, тем хуже приживаются инновационные начинания.

- Отчасти это правильно, потому что инновационная деятельность требует достаточно длинных горизонтов и стабильности правил, которые предохраняли бы от авторитарных решений захватить активы, переформатировать права собственности и т.д. Если мы будем смотреть на сравнительные мировые результаты, авторитарные режимы дают хорошие имитирующие инновации на индустриальной фазе, постиндустриальные инновации связаны чаще всего с неавторитарными режимами.

- В этой связи, можно ли сказать, каковы перспективы России в развитии инновационного потенциала?

- На мой взгляд, мы пытаемся решать задачу с конца, а не сначала. Пока мы не пройдем шаги, связанные с изменением институтов, в том числе политических, что очень непросто, пока не будут сделаны серьезные вложения в инфраструктуру, мы не получим необходимого потока инвестиций, и разговоры об инновациях будут носить такой идеологический характер.

Беседовала Ольга Мефодьева

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net