Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

15.09.2009 | Сергей Маркедонов

В ожидании марша

9 сентября 2009 года состоялось заседание Совета старейшин балкарского народа (ССБН), на котором обсуждалась возможность организации значительной массовой акции. Речь идет о проведении пешего марша до Москвы, целью которого является привлечение внимания к проблемам балкарского народа. По словам заместителя председателя ССБН Багаутдина Этезова, для участия в марше уже записались около трехсот человек, принадлежащих к разным возрастным категориям.

За постсоветский период «балкарская проблема» в Кабардино-Балкарии (КБР) поднимается не в первый раз. За все это время менялись организации, лидеры, которые претендовали на роль выразителей воли балкарского этноса. Радикалы переходили в разряд умеренных деятелей, и напротив вчерашние представители власти переходили на позиции жесткой критики республиканского чиновничества. Еще 30 марта 1991 года в ходе работы первого съезда балкарского народа были сформулированы основные требования, которые впоследствии в разных вариациях озвучивались лидерами этого этнонационального движения. Среди них - ликвидация последствий сталинской депортации, восстановление административных границ Балкарии до этой трагедии, этнический паритет в органах власти (в общей численности населения республики у кабардинцев значительное преимущество). В ноябре 1991 года, когда был создан Национальный Совет балкарского народа (НСБН) во главе с Суфьяном Беппаевым, бывшим заместителем командующего Закавказским военным округом (о котором мы еще не раз в ходе статьи скажем), была озвучена идея референдума о создании Балкарии, как отдельного субъекта РФ. Между тем, несмотря на негативную реакцию республиканской власти, 29 декабря 1991 года среди балкарского населения КБР такой референдум был проведен (в нем приняли участие 38411 из внесенных в списки 45219 человек, и 94,8% от числа участников (или 36404 человека) высказались за создание Балкарии). Отчасти балкарским «сепаратистам» подыгрывали и активисты тогдашнего кабардинского движения, выступавшие за территориальное размежевание между двумя народами двусубъектной республики. В 1992 году даже началась работа по подготовке такого «размежевания». Однако благодаря сложным профилактическим действиям и республиканской, и федеральной власти удалось уйти от явно конфронтационного сценария «размежевания» и провести выборы (декабрь 1993 года) в двухпалатный парламент КБР. В том же 1993 году было принято специальное постановление Правительства РФ, которое предусматривало выделение средств на строительство социально-бытовых объектов в горных балкарских районах, а также газификацию. 8 марта 1994 года был оглашен Указ президента КБР «О некоторых мерах реабилитации балкарского народа в связи с 50-летием его репрессии». Однако, бюджетные средства на поддержку балкарского народа не всегда эффективно расходовались и не приносили должный эффект.

Именно годовщина со дня депортации балкарцев стала поводом к активизации НСБН. На траурном митинге, приуроченном к пятидесятилетию балкарской трагедии (март 1994 года), лидеры НСБН снова выдвинули лозунги о воссоздании балкарских районов, выплате компенсаций, федерализации КБР, обеспечении НСБН доступа к СМИ. В ноябре 1994 года власти КБР провели опрос среди избирателей-балкарцев по вопросу о сохранении единства республики. 95,7 % от числа голосовавших высказались в пользу сохранения единой КБР. Post factum этот опрос получил статус референдума. Однако референдум не был признан лидерами НСБН. В 1995 году Парламент КБР принял Закон «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики». Официальными языками на территории КБР были признаны кабардинский, балкарский и русский. В 1994-1995 годах административное деление (существовавшее до депортации балкарцев в 1944 года) было частично восстановлено, и острота вопроса по этому пункту была снята. Следующий всплеск активности НСБН пришелся на лето-осень 1996 года. Поводом для этого послужило бегство четырех подсудимых (этнических балкарцев) из зала суда в июне 1996 года. Несмотря на их готовность сдаться властям, четверо подсудимых были уничтожены в селении Нижний Чегем. В августе 1996 года в знак протеста против необоснованного (на взгляд организаторов акции) применения силы против беглецов, в Нижнем Чегеме прошла голодовка с требованием отставки руководителей правоохранительных структур КБР. 17 ноября 1996 года на IV Съезде НСБН была провозглашена Республика Балкария в составе РФ. Участники Съезда обратились к Президенту России с просьбой ввести прямое президентское правление в Балкарии до завершения формирования органов нового национально-государственного образования. Был избран Госсовет Балкарии во главе с Беппаевым. В ответ глава КБР выступил с телеобращением, обвинив в экстремизме лидеров НСБН. Решением Верховного суда республики деятельность НСБН была приостановлена, а прокуратура возбудила уголовные дела против организаторов форума по обвинению в попытке неконституционного захвата власти. Свою поддержку республиканской власти высказали и федеральные структуры. Беппаев впоследствии публично раскаялся в своих действиях, а затем был востребован республиканской властью как Председатель комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

С этого момента и до осени 2005 года «балкарский вопрос», казалось бы, был введен в определенные рамки. Однако смена республиканской власти после физической смерти первого президента КБР Валерия Кокова и активизация исламистского радикального подполья (самый наглядный пример этого- события в Нальчике в октябре 2005 года) снова актуализировали проблему, казавшуюся если не решенной, то, по крайней мере, «купированной». В мае 2006 года прошел Съезд новой организации, претендующей на выражение интересов всего балкарского народа. Ей стал ССБН, упомянутый в начале нашей статьи. Лидеры этой структуры обрушились с критикой на Суфьяна Беппаева за «соглашательство» с республиканской властью и пассивность. Снова тезис о незавершенности «реабилитации» был озвучен так же, как в начале-середине 1990-х гг. Во главе ССБН встали выходцы из рядов МВД, что продолжило своеобразную традицию балкарского этнонационального движения (Беппаев, критикуемый ССБН был также выходцем из силовых структур, только армейских, а не милицейских). С этого времени ССБН стал «возмутителем спокойствия» в КБР. Петиции в федеральные органы власти, митинги, резолюции стали инициироваться лидерами ССБН с калейдоскопической быстротой. Адресатом многих обращений стала Администрация президента РФ и другие федеральные структуры (поскольку, с точки зрения представителей Совета, внутри КБР надежда на позитивное решение острых вопросов невелика). В контексте проблемы «незавершенной реабилитации» активисты ССБН сделали акценты на таких острых для республики проблемах, как земельный вопрос (вообще острая для всего Северного Кавказа проблема), а также реформы местного самоуправления (которые в северокавказском регионе в целом, и в КБР, в частности, проходят без должного учета местной специфики).

Но помимо петиций и обращений ССБН также инициировал многочисленные массовые акции (планируемый марш на Москву далеко не первая в этом ряду). Пожалуй, наибольший резонанс за пределами республики вызвали события сентября 2008 года в селении Кенделен Эльбрусского района КБР. Массовая акция ССБН стала реакцией на конный пробег, приуроченный к юбилею Канжальской битвы. Это сражение состоялось в сентябре 1708 года между кабардинским войском во главе с князем Кургоко Хатажуковичем и войском крымского хана Каплан-Гирея. Источники подтверждают, что в ходе битвы сам хан был ранен в руку, а наследник - калга попал в плен. За неудачу в Кабарде Каплан-Гирей поплатился крымским престолом и был вынужден бежать к кочевым ногайцам. В любом случае этот юбилей вписывается в кабардинский, а не в балкарский (или объединенный кабардино-балкарский) национальный нарратив. Остроты же ситуации добавляет тот факт, что балкарцы (как и ногайцы с крымскими татарами)- тюркский народ. Но юбилей Канжальской битвы был поддержан властями КБР, в чем активисты ССБН увидели признак того, что республиканские лидеры себя только, как представителей кабардинского этноса, а не всех народов, населяющих этот многоэтничный субъект РФ. В итоге конный проблем, стартовавший 14 сентября прошлого года, был остановлен у селения Кенделен. В течение двух дней дорога была перекрыта местными жителями, и путем непростых переговоров кабардино-балкарского противостояния удалось избежать.

В этой связи возникает непраздный вопрос: «Насколько лозунги и требования ССБН имеют под собой реальную основу, а где они направлены на дестабилизацию политической обстановки внутри КБР?» Можем ли мы говорить в связи с активизацией ССБН о бацилле «нового сепаратизма» в северокавказском регионе? С одной стороны нельзя не заметить, что активная позиция ССБН по земельному вопросу или местному самоуправлению подтолкнула республиканские власти к выработке согласительных процедур. И хотя сами лидеры Совета старейшин относятся к работе согласительных комиссий без энтузиазма, нельзя не увидеть их влияния, поскольку активное публичное обсуждение проблем межселенных территорий или спора о пастбищах заставило власти более активно обратить внимание на острые проблемы, внести определенные коррективы. Следует также отметить, что ССБН (даже если в этом есть и корыстная мотивация его лидеров) вскрывает факты коррупции в региональной власти. Лидеры Совета критикуют этнократические мотивы в действиях властей, а также привлекают внимание к положениям русских в республике. Опять таки, это важно, даже если здесь присутствует корыстная мотивация элиты Совета. Последнее в этом ряду соображение (по порядку, а не по важности). ССБН пытается апеллировать к российской федеральной власти, как к арбитру и защитнику. Он обращается не в Совет Европы (или в ПАСЕ), а в администрацию президента, в Конституционный суд РФ, мотивируя свои действия российским правом. В этой связи говорить о новой сепаратисткой угрозе не представляется возможным.

Между тем, деятельность ССБН не должна создавать благостной картины. Во-первых, потому, что Совет фактически приватизировал право говорить от имени всего балкарского народа. Но этнос не может считаться юридическим лицом. Кроме того, помимо ССБН в республике присутствуют и другие общественные организации балкарцев (например, организация «Алан» во главе с Суфьяном Беппаевым), которые в не меньшей степени также имеют право выступать от имени этого этноса. Во-вторых, ССБН пытается дистанцироваться от разного рода согласительных комиссий. Между тем, демократия (о которой лидеры ССБН много и часто говорят), это в первую очередь – процедура сложного согласования интересов, переговоры и диалог. В монологе трудно услышать доводы оппонентов. В-третьих, факты дискриминации балкарцев в республике чрезвычайно переоцениваются активистами Совета. Спору нет, определенные «кабардинские перекосы» республиканская власть делает. Но это не означает полного элиминирования балкарцев из общественно-политических процессов в республике. Балкарцы даже присутствуют в Федеральном собрании РФ (академик Михаил Залиханов). В любом случае постоянные акценты на «пятый пункт» (притом в жесткой манере) могут сработать не на поиск компромисса, а на этническое обособление, что вряд ли соответствует интересам всех жителей КБР вне зависимости от их этнической принадлежности.

Пока же подготовка к маршу на Москву готовится. Его организаторы планируют встречу с участниками федерального тандема. По словам Багаутдина Этезова, необходимость личной встречи очевидна, поскольку «за эти годы столько бумаг направлено и столько отписок получено, что надежды на переписку нет». Наверное, реагировать на каждый марш, пробег или поход личной встречей главы государства или правительства вряд ли целесообразно. Но предпосылки для серьезного обстоятельного анализа ситуации в КБР (и не только «путем взаимной переписки») более, чем созрели. И чем быстрее федеральный центр сам во всем этом разберется, тем лучше будет для всех. Балкарцев, кабардинцев, русских, всей России.

Сергей Маркедонов - заместитель директора Института политического и военного анализа

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net