Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.09.2009 | Константин Емельянов

В предверии политических потрясений

Приближается 13-е октября, день подписания министрами иностранных дел Армении и Турции армяно-турецких парафированных протоколов. Мировая общественность ждет этого дня с нескрываемым оптимизмом, в Армении и Турции это ожидание наполнено изрядной долей тревоги, и лишь Азербайджан предвкушает скорое и выгодное для себя решение Карабахской проблемы…

Напомним, что 31-го августа мир узнал о том, что Армения с Турцией, при посредничестве Швейцарии, парафировали два протокола, предполагающие урегулирование армяно-турецких отношений, открытие армяно-турецкой границы и установление между странами дипломатических отношений. Протоколы должны быть подписаны через 6 недель после их опубликования, а затем их ратифицируют парламенты двух стран. Казалось бы, что может быть лучше: два соседних народа наконец получат возможность прекратить вековую вражду и начать жить мирно и дружно. Увы, на самом деле, все не так безоблачно, как может показаться на первый взгляд.

В Турции премьер-министр Раджип Тайип Эрдоган и министр ИД Ахмед Давудоглу начали консультации с парламентскими партиями, в основном, с оппозицией. Консультации проходят весьма «нервно»: партии, в основном, высказываются против улаживания этих отношений без учета интересов своего «младшего брата» Азербайджана. Сам Эрдоган, как и Давудоглу, все более часто стали заявлять, что армяно-турецкая граница может быть открыта лишь вместе с решением Карабахского конфликта. Настолько часто, что наконец эти заявления «достали» благодушно настроенный армянский МИД, и глава внешнеполитического ведомства Армении 19-го сентября, заявил, что увязывание вопросов армяно-турецких отношений и урегулирования Карабахского конфликта может привести к срыву обоих.

Однако судя по всему, Турция в этом вопросе настроена решительно и всего через 2 дня после заявления МИД Армении, турецкая Hurriyet сообщила, что Эрдоган и Давудоглу в ходе саммита ООН в Нью-Йорке будут говорить о четырех основных шагах в направлении установления армяно-турецких отношений. Вкратце: это «важный шаг» в направлении решения вопроса освобождения Арменией «оккупированных» территорий Азербайджана, подписание 13-го октября парафированных Протоколов, прибытие президента Армении Сержа Саргсяна в Турцию на футбольный матч и создание совместной комиссии историков по рассмотрению исторических «трений» между двумя народами. Такая постановка вопроса сразу же успокоила официальный Баку, немало встревожившийся было известиями о скором урегулировании армяно-турецких отношений.

Что же касается самой Армении, то тут все намного сложнее. Армянская общественность с самого начала очень неоднозначно отреагировала на бурное развитие армяно-турецких отношений. Еще в июле прошлого года, когда Серж Саргсян заявил о своем согласии создать армяно-турецкую комиссию историков, оппозиционный Армянский Национальный Конгресс указал на недопустимость этого, подчеркнув, что тем самым Армения ставит под сомнение сам факт Геноцида армян. Уже позднее, после опубликования парафированных Протоколов, стало ясным, что этим дело не ограничивается. Несмотря на все заверения властей Армении, что Протоколы не содержат в себе каких-либо предусловий, между их строками четко просматриваются и намерения предотвратить признание Геноцида армян, утвердить злополучный Карский договор от 1921 года и решить Карабахскую проблему в выгодном для азербайджанской стороны ключе. Указав на все это, первый президент Армении Левон Тер-Петросян в ходе митинга 18-го сентября заявил, что «все ошибки, которые можно было бы допустить в области армяно-турецких отношений, Серж Саргсян уже допустил».

Обратившись к вопросу урегулирования карабахского конфликта, Тер-Петросян сказал, что он подведен к такой точке, «откуда у Сержа Саргсяна нет пути ни к отступлению, ни к возврату». В своем анализе ситуации лидер оппозиции ясно показал на то, что все утверждения властей о благоприятном для армянской стороны характере Мадридских принципов урегулирования Карабахского конфликта не соответствуют действительности, и урегулирование в представленном этими принципами виде просто губительно как для Карабаха, так и для Армении в целом. Единственным, что могло бы хоть как-то изменить неблагоприятный ход урегулирования Карабахской проблемы, по мнению первого президента Армении, «является отставка Сержа Саргсяна, восстановление конституционного порядка в Армении и формирование легитимной власти». По его словам, если даже смена власти и не приведет к коренным изменениям в логике Карабахского урегулирования, то, как минимум, создаст предпосылки для существенного улучшения обсуждаемого сегодня плана. «Легитимная власть не была бы вынуждена делать неоправданные уступки и отступать от некогда сильных позиций армянской стороны, как бы они не были расшатаны в результате бездарной и безответственной политики Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Смена власти, таким образом, является единственным средством, которое может решающим образом воздействовать на текущий процесс Карабахского урегулирования и предотвратить его опасные последствия», - заявил он.

Очевидно, что Серж Саргсян добровольно в отставку он не подаст. Думается, что характер ситуации, как и его исход, для него очевиден, и не исключено, что будь он свободен в своих решениях, либо не продолжил бы губительную политику своего предшественника Роберта Кочаряна, доведя ее до своей логической кульминации, либо, поняв губительность допущенных Кочаряном и им ошибок, действительно подал бы в отставку. Вряд ли он мечтал стать президентом ценой пролитой 1-го Марта крови. Однако, как сказал в одном из своих последних выступлений координатор Центра Армянского Национального Конгресса Левон Зурабян, Серж Саргсян не может отказаться от наследия Кочаряна. «Будучи неотъемлемой частью клана, Серж Саргсян сегодня не может совершать самостоятельные шаги», - заявил Зурабян в интервью агентству “А1+”. А если так, то Саргсяну остается лишь продолжать начатое своим предшественником дело до достижения своего метафизического тупика, для чего надо устранить единственное реальное для себя препятствие – оппозицию, в лице Армянского Национального Конгресса.

Поняв, что методы 1-го марта себя исчерпали, власти понемногу стали переходить на политические методы борьбы. Первым таким «звоночком» стали выборы Совета старейшин Еревана 31-го мая этого года. Тогда властям удалось втянуть АНК в «бой» и победить. О методах достижения побед на «армянских выборах» повторяться не стоит, об этом уже много говорилось. Другой вопрос, что победа была «пирровой»: добившись своего на выборах, властям не удалось добиться главного – ослабления и фактической деструктуризации оппозиции, что, на самом деле, и было их сверхзадачей. Оппозиция лишь «организованно отступила», сохранив и свои ряды, и свое лицо. Следующая такая попытка была сделана буквально на днях, когда, в ответ на поданную заявку о митинге и шествии 18-го сентября власти не только санкционировали его, но и заявили, что АНК позволено митинговать… аж целую неделю, вплоть до 24-го сентября. Расчет был простой. Оппозиция заглатывает эту «наживку» и выходит на «фальстарт», растрачивая свои силы в преддверии серьезнейших политических катаклизмов. С тем, чтобы к моменту подписания армяно-турецких Протоколов и других кризисных ситуаций все массовые мероприятия оппозиции были бы уже девальвированы в глазах общественности, и АНК перестала бы в критический момент представлять из себя какую-либо силу, а значит и угрозу.

Однако Конгресс в очередной раз продемонстрировал политическую гибкость и прозорливость. Показав на митинге (значительно более многочисленном, чем прежние) свою реальную силу, применять и растрачивать он ее не стал. В своем выступлении 18-го сентября Левон Тер-Петросян заявил, что не позволит впутать оппозицию в грязную игру властей и призвал все здоровые политические и общественные силы присоединиться к Общенародному движению. Он отметил, что о следующем митинге будет сообщено заранее, и оппозиция покакажет, что умеет выбирать наиболее эффективный момент и давать бой в нужном месте и в нужное время. Хорошо понимая, что подписав Протоколы Серж Саргсян втягивается в следующий этап авантюры – урегулирование Карабахского конфликта, а также то, что к концу года резко ухудшится экономическая ситуация в стране, - Конгресс дал властям тайм-аут.

Стоит отметить, что последние события в Армении, заявления и подписания армянским руководством протоколов: «Протокол о налаживании дипломатических отношений между двумя странами» и «Протокол о развитии двусторонних отношений» тайное ведение переговоров о протоколе, «Об урегулировании Нагорно-карабахского конфликта», вызвали озабоченность в армянских диаспорах, в том числе и в России. В минувшее воскресение в Москве прошло собрание, на котором обсуждались эти вопросы с участием руководителя Армянского Национального Клуба «Миабанутюн» Смбата Караханяна. Напомним, что вначале 2008 года Караханян утверждал, что в Армении была приведена во власть группировка, которая должна была обеспечить решения трех основных задач: отойти от вопроса признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции, прежпринять кардинальные уступки в вопросе Карабаха, и, по сути, поставить под сомнение суверенитет государства.

У участников встречи особое недовольстве вызвали последние заявления турецкой стороны по поводу армянских диаспор. Дело в том, что Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, во время праздничного обеда по случаю Рамадана с участием руководителей турецких СМИ, в числе других вопросов коснулся и вопроса отношений с Арменией. (Об этом сообщила турецкая газета Milliyet). Эрдоган заявил: «Процесс урегулирования отношений с Арменией, начавшийся при посредничестве Швейцарии, продвигается вперед, однако Минская группа должна ускорить свои работы. Без урегулирования этого вопроса мы и шага не сделаем. Необходимо также, чтобы Армения избавилась от влияния диаспоры. От диаспоры Армении никакой пользы нет». Со своей стороны Смбат Караханян отметил, что подобными заявлениями пытаются вбить клин между Арменией и армянскими диаспорами, и напомнил, что армянские диаспоры - это во многом результат проведенного Геноцида армянского народа именно в Османской Турции (правопреемником которого считает себя нынешняя Турция). В Армении живет лишь одна треть части армянского народа, а потому, без участия армянских диаспор решение историко-правовых вопросов просто немыслимо. Между тем, в отличие безответственной политики, проводящейся нынешними властями Армении, диаспоры особенно в постсоветское время оказывали жизненно важную помощь армянскому государству. Не стоит забывать, что основными финансовыми источниками для населения Армении, помимо международных кредитов, являются трансферты из диаспор, особенно из России.

«С другой стороны, нет ничего удивительного в появлении подобных нравоучениях, так как имея крайне низкую и сомнительную легитимность, армянские власти превратились в игрушки в руках внешних политических сил. Те в свою очередь помогают им балансировать на грани пропасти, пока не решать свои вопросы в регионе. В этих условиях ждать от армянских властей решения каких-то проблем, по меньшей мере, наивно. Ни в плане национальных интересов ни в плане национальной государственности и особенно национально ответственной политики они не в состоянии сделать ничего путного, за исключением беспрецедентных жертв интересами страны и народа в угоду своих клановых выгод и сохранения своей власти. Нынешняя власть не решает проблемы, а скорее их создает. Это видно практически по всем важным вопросам, стоящим перед страной, начиная с армяно-турецких отношений, Нагорно-карабахского урегулирования и попыток подавления всякой политической воли народа криминально-силовыми методами, и заканчивая непрозрачной раздачей своим олигархическо-криминальным кланам авантюрных международных кредитов», - отметил Караханян.

В этой связи интересны предложения находящегося в Армении бывшего премьер-министра Сингапура Ли Кван Юн (который считается автором «экономического чуда» в Сингапуре) на заседании Совета национальной конкурентоспособности Армении, прошедшего в Ереване. Юн предложил Армении ориентироваться на США и следовать американской модели экономического развития, а английский язык сделать рабочим языком. Здесь нет ничего удивительного, если учесть резкое падение использования русского языка в Армении, особенно среди молодежи.

Можно еще больше облегчить участь армянских властей, прекратить внешнеполитические игры и попроситься в состав Турции, в качестве отдельного вилайета. Благо с подачи армянского руководства премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган уже комментирует и выражает свою озабоченность «создавшимся в Армении тяжелым социально-экономическое положением», а также тем, что «только за последнее время в Россию из Армении отправились около 300 тысяч человек». В связи с этим можно только сочувствовать тем уже немногочисленным профессионалам, которые остались в органах прокуратуры, юстиции, полиции и в Службе Национальной Безопасности Армении.

По мнению Караханяна, на этом фоне тяжело требовать от руководства Армении ответов на важные вопросы, так как с учетом динамично развивающейся геополитической ситуации в регионе они сами не знают, что завтра решат зарубежом и в виде обязательных указании спустят им. Им только и остается в условиях беспрецедентных мер безопасности проводить грустные сборы и декоративные обсуждения с участием своих «клиентов», говоря лишь о том, что процесс пошел, ну а «для внутреннего потребления говорить, что все это просто имитация - внешнему миру мы просто врем».

Вместе с тем, ряд западных политических центров не скрывают своих намерений. Вечером 19 сентября между Госсекретарем США и президентом Армении состоялся очередной телефонный разговор, собеседники обсудили процесс нормализации армяно-турецких отношений. По мнению Караханяна, «Госсекретарь США Хилари Клинтон продолжает активную политику ручного управления президентом Армении. Похоже, Госсекретарь США взяла Сержа Саргсяна на временную поруку». Так что в ближайшее время от армянского руководства можно ожидать еще одного экзотического шага.

По сообщению турецкой газеты Zaman, директор российских и евразийских программ Центра по стратегическим и международным исследованиям (CSIS) Эндрю Качинс утверждает, что «уже более 15 лет Москва рассматривает свои интересы в свете статуса-кво «замороженного конфликта». «Прошлым летом мы стали свидетелями двух замороженных конфликтов в Грузии, размороженных в пользу Москвы. Я сомневаюсь в том, что Москва поддержит армяно-турецкие протоколы, которые уменьшит ее экономическое влияние в Армении и Азербайджане. Тем не менее, нормализация армяно-турецких отношений может быть прекрасной возможностью для того, чтобы Армения освободилась от влияния России, а также для воцарения мира в регионе», - отмечает Качинс.

Вице-президент Международных программ и политики в университете Гудзона (США) Эндерс Вимбуш в свою очередь замечает, что в нормализации армяно-турецких отношений должны быть заинтересованы все — Армения, Турция, Азербайджан и Грузия, в особенности Турция. Однако, отмечает эксперт, это натолкнется на оппозицию со стороны России, стремящейся сохранить свое влияние в Армении и не позволить Турции играть на Кавказе большую роль, что является для нее приоритетной задачей.Также отметим, что, в интервью телеканалу CNN Turk глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что сохраняющееся сегодня на Кавказе статус-кво не выгодно ни одной из стран региона: «В данной ситуации возникает необходимость появления нового игрока, который может изменить положение на Кавказе к лучшему. Минской группе ОБСЕ за 17 лет сделать это не удалось». На днях Министры иностранных дел 27 стран Евросоюза выдали главному исполнительному органу Еврокомиссии мандат на начало переговоров о заключении с Арменией, Азербайджаном и Грузией двухсторонних соглашений об ассоциации с ЕС. Караханян назвал это предложение ожидаемым, но охарактеризовал, как «тихую сенсацию». По сути, был сделан первый практический шаг к открытому созданию буферных подконтрольных территорий без права голоса и квот в руководстве ЕС.

На ситуацию в регионе может повлиять вновь ставшим актуальным вопрос о совместном использовании США и Россией Габалинской радиолокационной станции (РЛС), расположенной в Азербайджане. Филип Койл (Philip Coyle), бывший помощник министра обороны США, исполнявший обязанности главы Пентагона и нынешний старший советник Центра оборонной информации в Вашингтоне считает, что этот вопрос остается открытым. План администрации Обамы означает оборону в Европе под эгидой НАТО и шаг за шагом, поэтапно, охватывает всю Европу, считает эксперт. Койл подчеркивает, что «в первую очередь Обама будет размещать ракеты на юге ближе к угрозе, возможно, в Турции - если Турция согласится на это». Напомним, что Президент США Барак Обама объявил о коренном пересмотре планов создания системы противоракетной обороны и отказе от размещения элементов ПРО в Восточной Европе. Между тем, помимо программ с Североатлантическим альянсом Армения инициативно участвует в различных совместных тренировок с оборонным ведомством США. Так, 22 сентября в Ереване прошла торжественная церемония завершения восьминедельных штабных тренировок, организованных инструкторами ВС США в рамках армяно-американского оборонного сотрудничества. Говоря о дальнейшем развитии ситуации в самой Армении, Караханян подчеркнул, что все, что сейчас делается руководством Армении, особенно учитывая их возможности, сущность и политический потенциал - это не что иное, как подталкивание страны, а также НКР к войне, которая может начаться уже весной следующего года. Заметим, что заместитель директора Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов недавно отметил, что прогресс в отношениях между Турцией и Арменией зависит не только от воли первых лиц двух государств и позиций великих держав, важной пружиной такого прогресса является внутриполитическая поддержка процесса нормализаций. По мнению Караханяна, без легитимных властей не возможна внутриполитическая поддержка их курса, к которому абсолютное большинство населения не испытывает никакого доверия.

Из предполагаемых сценариев Караханян выделил два основных. Первый, когда народ Армении, невзирая на политические инструменты нынешних властей (репрессии, шантаж и подкупы), сумет сплотиться вокруг ведущей политической оппозиционной силы страны - Армянского Национального Конгресса, добьется внеочередных выборов и установит легитимную власть, которой уже не потребуются тайные ночные переговоры с соседями. В этом случае, по мнению Караханяна, те же внешние силы будут считаться с реальным положением дел и даже смогут со своей стороны ускорить формирование легитимной власти в Армении (психологическая готовность к этому уже есть). Во втором случае будут продолжаться политические метаморфозы, после чего внешние силы сами уберут своих ставленников и предложат смириться с обновленной властью. Правда в этом случае вряд ли обойдется без затяжного кровопролития.

Следующий митинг оппозиции, очевидно, состоится после новых серьезных событий вокруг карабахского урегулирования и армяно-турецких отношений, а дальнейшие действия Армянского Национального Конгресса будут зависеть от того, примет Серж Саргсян предложение о добровольной отставке или нет.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net