Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.10.2009 | Алексей Рощин
Бунт приживалов
Поговорим о психологии. Власти повсеместно вбрасывают голоса. Это, конечно, возмутительно, мы все в негодовании. Но отметим такую деталь: в последнее время вбросы, издевательские снятия различных оппозиционеров под ничего не стоящими предлогами происходят уже почти в открытую. Непохоже, что «фальсификаторы» чего-то боятся, не правда ли? Скорее, наоборот: складывается даже ощущение, что явно незаконные действия производятся демонстративно, с явным пренебрежением к т.н. «общественному мнению». Это кажется странным. Казалось бы – почему воры и мошенники, нарушающие закон, вовсе не чувствуют себя ворами и мошенниками, а наоборот: ведут себя так, словно ПРАВО ИМЕЮТ?!
Вон, и Сурков, их духовный предводитель, так прямо и сказал на недавней встрече с «активом «Единой России»: «Мы не должны стесняться наших побед». То есть буквально – «да, мы вбросили себе 20% голосов избирателей, но это для нас повод не для стыда, а для гордости!»
Как же так? Мы ведь наблюдаем интересный психологический феномен: люди попирают законы, глумятся над волеизъявлением собственных сограждан – но при этом как-то умудряются обходиться без чувства вины. Наоборот – они полностью сохраняют самоуважение!
Все новоиспеченные «депутаты», прекрасно знающие цену своим мандатам, не испытывают ни малейшей неловкости. Для большинства прошедшие «выборы» - рутинная и малоприятная процедура, что-то вроде прохождения медкомиссии и получения прививок перед турпоездкой в экзотические страны. Да, пришлось некоторое время ритуально поплясать перед незнакомыми людьми – но, слава богу, все позади, и можно предаться сладким мечтам о грядущей НЕГЕ…
И такое – повсеместно в России, от маленьких городков до «миллионников»-областных центров. Махинации на выборах в пользу «партии власти» все более грандиозные и ужасающие, избирательные законы общими усилиями – и сверху, и снизу – превращены в половую тряпку… но, как и призывает тов. Сурков, побед никто и не думает стесняться. После выборов все «победители» расслаблены, спокойны, деловиты. Какая вина, о чем вы?
Дело вовсе не только в том, что они ничего не боятся. Бояться им правда практически нечего, но причина глубже: они действительно думают, что имеют право.
И, приготовьтесь, я скажу сейчас неприятную вещь: у них действительно есть основания так думать.
Казус Сасово
Напомню случай, о котором весной писала «Новая Газета». В г. Сасово Рязанской области некие предприимчивые коммерсанты задумали сделать химическое производство. Производство, как оказалось, очень «грязное»: в городе случился всплеск раковых заболеваний, эксперты забили тревогу. Да жители и сами почувствовали, что дело неладно. Уж больно ядовитым оказалось предприятие – которое, однако, каким-то образом заручилось поддержкой на уровне областной администрации.
Жители Сасово начали борьбу. Феномен в том, что каким-то невероятным образом им удалось вывести протест на юридически значимый уровень – то есть сасовцы добились проведения местного референдума на тему запрета экологически вредного производства. Они провели референдум, на который явились почти 100% жителей, и более 90% сказали «нет» вредному производству на территории своего района. Потом еще жители на основании референдума добились еще и судебного запрета на функционирование вредного производства.
И что? И ничего. Несмотря на все референдумы, предприятие достроили, и оно начало давать продукцию. В области за это время сменился губернатор, однако и новый Глава области взял ту же линию – на поддержку химпроизводства. Жители, вооруженные в юридическом смысле до зубов, ничего не смогли сделать.
Вот краткое содержание статьи. Конечно, смысл произошедшего не укладывается в голове. Как так?! С точки зрения не суверенной, а «простой», самой обычной демократии: что вообще может быть легитимнее референдума с почти 100% явкой? В Сасовском районе были не жалкие московские 15-20% «явки», натянутые потом «админресурсом» до 35; там была полноценно и недвусмысленно выраженная воля избирателей, воля народа, если хотите. Кто, казалось, мог взять на себя наглость ее игнорировать? И главное – на каком основании?
Для тех же, кому и референдум не указ – было ведь еще и судебное решение. То есть – задействованы были все возможные рычаги… И – тишина.
Возникает вопрос – в какой стране мы живем? Какие законы у нас действуют?
Но это все эмоции. «Мы замечаем, что происходящее есть игра, только тогда, когда кто-то нарушает ее правила». В Сасово правила были нарушены властью самым примитивным и грубым образом. Страна большая, где-то прокол должен был произойти. За всем не уследишь, даже если твоя фамилия Сурков. Конечно, в большинстве мест и местечек с совершенно аналогичными проблемами местные референдумы просто не допускают. Под любыми предлогами. Средств для этого – масса. Местные депутаты, которые по закону назначают такой референдум – люди крайне зависимые…
В Сасово – зевнули. Референдум прошел.
И вот тут нам всем дали шанс увидеть, что да: для власти все законы, в том или ином виде подразумевающие «самоуправление» и «народовластие» – это именно что ИГРА. Игра, правила которой власть всегда может безбоязненно нарушить. «Воля избирателей», как и «решение суда» - это для чиновничьего аппарата не более чем удобная фикция. Они принимаются всерьез, только когда ВЫГОДНЫ. Когда же они невыгодны – власть их в лучшем случае игнорирует.
Но если это для власти фикция, то что же для нее – правда?
На содержании Кремля
Я за последний десяток лет много поработал в разных регионах страны с самыми разными представителями «вертикали» на выборах. Я представляю себе, как они видят ситуацию. Мне кажется, я могу ответить, в чем же «правда» для власти, где она видит оправдание всем своим действиям.Ответ вот в этой сухой фразе: «доходная часть бюджета Российской Федерации на 2010 год на 62% состоит из доходов от продажи нефти и газа».
Почти на 2/3. Две трети госрасходов, стало быть, не покрываются налогами от деятельности жителей Сасова, Москвы, Подмосковья и почти всех остальных российских регионов, за исключением двух-трех, расположенных ближе к Северу.
В применении к Сасовскому району это означает, что жизнедеятельность в этом районе, как и почти во всех муниципальных районах страны, поддерживается за счет дотаций из Центра. Если точнее: работа массы учреждений в Сасовском районе (здравоохранение, образование, ЖКХ) существует за счет дотаций из бюджета Рязанской области, а сама область живет во многом за счет дотаций из Москвы. А какие-то важные службы Сасовского района финансируются и напрямую из федерального бюджета. Например, работа милиции.
Никто, конечно, не говорит, что бюджет напрямую кормит жителей Сасово. Нет! Как раз прямые пособия по типу велфера в России не распространены. Однако дотации на ЖКХ – весьма существенны; а ведь ЖКХ – это, к примеру, еще и тепло в домах. Учитывая температуру зимой, мы все прекрасно понимаем, что поддержание тепла – это не «баловство», а ЖИЗНЕННАЯ необходимость… Которую жителям Сасово в конечном итоге обеспечивает Федеральный Центр.
И безопасность на улицах – это ведь тоже жизненная потребность. И ее обеспечивает Центр.И здравоохранение. Кто зарабатывает на содержание врачей, оборудование больниц и поликлиник – неужели бюджет Сасовского района?! Нет, таких расходов в муниципальном бюджете нет в принципе. Деньги на это дает область, а ей дает Федеральный Центр. Все это – опять дотации!
Тепло зимой в домах, здравоохранение, безопасность на улицах и борьба с криминалом – все эти ЖИЗНЕННЫЕ потребности сасовцев удовлетворяет Центр, а не жители Сасово! А как же называются обычно люди, которые неспособны сами удовлетворять свои жизненные потребности, давайте вспомним?Правильно: такие люди называются недееспособными.
Конечно, и у Центра никаких своих денег нет. Но мы знаем, откуда он их берет: от продажи нефти и газа, вестимо. Собирает эти деньги, аккумулирует – и потом веером распределяет по всей необъятной «России-матушке». И на эти деньги в том же Сасово люди лечатся, пережидают в тепле зиму, учат детей, худо-бедно получают защиту от бандитов. ЖИВУТ, короче говоря.
И чиновники в районе знают, что их главное дело – правильно распределить дотации, падающие на них сверху, из области. И чиновники в области знают, что они будут бессильны, если не получат причитающееся из бюджета РФ… То есть из Москвы. Из Кремля.
Так кто же такие, с точки зрения всех этих чиновников, для смеха объединенных в «партию» «Единая Россия», те же самые жители Сасовского района, так некстати устроившие свой потешный референдум?В старом русском языке для обозначения этого понятия было чудесное слово: приживалы.
«Приживалом» называли прибившихся к господскому дому странных людишек, которых барин или барыня терпели из милости и для развлечения: не прогоняли, позволяли иногда питаться с барского стола, давали кров где-нибудь в дальней комнате или в помещении для дворни.
Сегодня в России, где 2/3 бюджета составляют доходы от экспорта нефти и газа, «приживалами» является большая часть населения РФ… с точки зрения власти, конечно.
Да и сами посудите, скажет Вам любой чиновник. Вот, допустим, вы содержите семью на 30 тыс. рублей в месяц, причем из них 20 тыс. ежемесячно дает вам дядя. Так кто реально содержит вашу семью – вы или дядя? Вопрос по меньшей мере щекотливый…
Вот такое – в высшей степени простое – объяснение наличного отношения власти в России к «выборам» и «народовластию». Это – бирюлька, выданная шутам на потеху, чтоб не скучали и господ развлекали. Не более того. Так мама с папой умильно улыбаются, когда детишки путем «голосования» определяют, в каком порядке им делать уроки или чья очередь мыть посуду. В этот момент гордые родители даже согласны поговорить о «невиданной гражданской зрелости» или не по годам «мудрых решениях» своих чад. Однако совсем иной будет реакция, если те же дети голосованием определят, что папе, к примеру, вовсе ни к чему ходить в сауну и пить пиво с друзьями, а будет куда лучше, если он сей же день купит каждому сыну по велосипеду. Тут мы наверняка и услышим сакраментальное насчет того, что «демократия – это не вседозволенность!», а может, дойдет и до ремня.
2/3 – это 2/3. «Картина мира» нашей власти предельно проста, наглядна и логична. Кто владеет нефтью и газом, тот, по сути, содержит Россию. На сегодня (и, подразумевается, навсегда) нефтью и газом владеет Кремль. Следовательно, Кремль и содержит Россию! Содержит ВСЮ: от Калининграда до Владивостока. Содержит, прекрасно понимая: стоит ему прекратить вливания – и «на местах» все РУХНЕТ. Просто потому, что там, на местах, дебет уж очень сильно не сходится с кредитом. И Кремль знает, что на местах это тоже прекрасно знают.
А коль так: какие, извините, могут быть референдумы? Приживалы не голосуют.
Был такой старый анекдот, еще начала 90-х:
«Чего добивается Аграрная партия? – Аграрная партия требует: государство, наконец, должно накормить своих крестьян!»
Так вот это, оказывается, никакой не анекдот. Мы так живем.
Алексей Рощин – ведущий эксперт Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.