Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.11.2009 | Сергей Маркедонов
Политическая философия оппозиционеров
7 ноября 2009 года участники оппозиционных партий и движений Грузии, как и ожидалось, отметили годовщину трагических событий двухлетней давности. Впрочем, как и в дни других знаменательных для Грузии дат (9 апреля, 26 мая) противники действующего президента не смогли достичь хотя бы части своих целей. На этот раз манифестация была организована Коалицией независимых (то есть неправительственных) организаций, Национальным форумом Грузии и политическим движением «Защити Грузию!». Эта публичная акция продолжалась несколько часов (включая и часовое шествие). И хотя лидеры оппозиции убеждали представителей СМИ и друг друга в том, что у власти падает рейтинг, а позиции Саакашвили слабы, как никогда, новая демонстрация оппозиционного потенциала не стала приращением политического влияния оппозиции.
Сегодня грузинский режим демонстрирует значительный потенциал для своего сохранения, как минимум до 2013 года. Вместе с тем грузинские оппозиционеры озвучили несколько принципиально важных обращений, которые позволяют нам судить о той политической философии, которую исповедуют грузинские противники власти. Однако эта политическая философия с теми или иными поправками присуща и оппозиционерам других постсоветских республик. Понимание основных идей этой философии позволит нам ответить на вопрос, почему грузинский режим (а также его армянский, азербайджанский, российский или белорусский аналоги) достаточно вольготно себя чувствуют, а потому могут позволить себе такую роскошь, как сосредоточение на внешнеполитической повестке дня иногда в ущерб актуальным внутренним вопросам.
Во время манифестации 7 ноября оппозиционеры подготовили текст обращения, адресованный Европейской комиссии и послу США в Грузии. По словам актера Георгия Бурджанадзе, «обращение посвящено тому, чтобы наши друзья в Европе и США подействовали на руководство Грузии, чтобы заработали демократические институты, медиа освободили от цензуры, чтобы прекратились репрессии политические и финансовые. Вот наше послание, дабы Грузия стала спокойной, нормальной страной и в регионе и для соседей». Впрочем, такие обращения Вашингтону и Брюсселю - не первые, принимаемые оппозицией. И, заметим, послания, оставленные без должного внимания со стороны американских и европейских политиков и дипломатов. Нет, многочисленные эмиссары из Штатов и «единой Европы» приезжают в Тбилиси. Они часто встречаются с представителями государственной канцелярии, ключевых министерств, членами Семьи Михаила Саакашвили (речь, конечно же, о политической, а не кровнородственной структуре) и оппозицией. Как говорится, рука на пульсе Грузии находится у стран Запада постоянно (не в пример нам, которые посчитали, что эта страна для нас «отрезанный ломоть»). Однако эта рука не спешит прибегать к операционным методам излечения «больного человека Кавказа» (удачная метафора политолога Георгия Векуа по аналогии с Оттоманской империей). Почему это происходит? Европа и США стали врагами демократии? Они охладели к транзиту в Грузии?
Думается, что причина не в демократизме западных правительств. В том, что касается внутренних вопросов и процедур, они по-прежнему сохраняют верность демократической фразе и практике, но в проблемах внешней политике они предпочитают апеллировать не столько к ценностям, сколько к национальным интересам. Национальные же интересы требуют сохранения в Грузии стабильности и предсказуемости. К тому же Запад знает о такой специфической болезни этой страны, как слабая легитимность ее власти. Еще ни разу президент Грузии не передавал свой пост своему преемнику на основе конституционных и электоральных процедур. Неконституционно покинул свой пост Звиад Гамсахурдиа. Не слишком сообразуясь с демократической процедурой, ушел и Эдуард Шеварднадзе. Новая незаконная (революционная) смена власти помимо того, что она не укрепляет легитимность основных грузинских государственных институтов, сильно бьет по интересам ЕС и США, для которых демократия в Закавказье нужна ровно до той поры, пока это помогает реализации их интересов. В этом смысле они проводят ту же «реальную политику», что и Россия, разве что более грамотно, аккуратно, качественно и уважительно по отношению к объектам этой политики (малым странам). В то же самое время политическая нетерпимость и нетерпение оппозиции грозят соль чаемую Западом стабильность нарушить. Развивая эту тему, добавим, что если завтра в Армении на улицы выйдут тысячи самых отъявленных демократов (но они будут против примирения с Турцией и «прогресса» в нагорно-карабахском урегулировании) США и ЕС простят властям этой страны использование силы. Перефразируя известного американского дипломата Александра Хейга, «мир – это вещь поважнее, чем демократия». Ту же схему мы с легкостью можем применить и к Азербайджану (поскольку главное для Европы большое количество разных по происхождению источников энергии). С ее помощью сохраняется демократическая система внутри западных стран, что для них намного более интересно, чем успешный транзит в Закавказье.
Вот эту фундаментальную вещь не понимают постсоветские оппозиционеры (грузинские здесь не являются исключением, разве что веры в якобы существующее понимание «там, на Западе» у них больше). Они искренне убеждены, что одной только воли Запада достаточно, чтобы заставить плохие правительства измениться, стать более демократическими и либеральными. Отсюда принципиальная для постсоветских оппозиционеров ошибка. Вместо работы с населением своих стран и формированием новой повестки дня и новой реальности (в конце концов, качественной контрэлиты) они пишут письма на Запад в надежде, что там услышат и придут на помощь. Все это показывает, что наши постсоветские оппозиционеры не слишком далеко ушли от советского дискурса. В рамках данного дискурса само собой считалось, что достаточно грозного окрика из ЦК КПСС и местные коррупционеры и жуликоватые партийцы второго-третьего уровня придут в себя и станут в большей степени соответствовать стандартам «верных ленинцев», честных и скромных, как «вождь мирового пролетариата». Сегодня место ЦК и органов партийного контроля занял Запад. Однако он, как и когда-то ЦК не может решить все проблемы на местах просто по определению. ЦК в известном смысле было даже легче, он работал в рамках единой страны.
США и ЕС не могут ничем помочь Грузии (а также Армении, Белоруссии, РФ и далее по списку) «стать нормальной страной». Для этого им потребовалось бы оккупировать все эти страны и полностью (лет на 15-20) отстранить от принятия управленческих решений сегодняшнюю элиту. На такие издержки Запад мог пойти только после второй мировой войны. Сегодня на это у него нет ни сил, ни средств, ни энергии. А потому все надежды у оппозиции могут быть только на себя, точнее на свою более качественную работу с населением, ибо другого народа никто им не даст. Приблизительно месяц назад автор настоящей статьи присутствовал на круглом столе по кавказской проблематике под эгидой Совета Европы (СЕ). После многочасовых упреков в адрес чиновников этой структуры, политически корректные представители СЕ резонно заметили: «Мы не можем построить Вам демократию вместо Вас и за Вас. Мы можем дать рекомендации, советы, но не более того». Поэтому для того, чтобы оппозиция получила поддержку «оттуда», она должна стать серьезным фактором внутриполитической жизни Грузии. Настолько серьезным, чтобы власти реально пошли ей на уступки или начали с ней разговор. И не в том тоне, в котором его сегодня ведет грузинский президент. Письмами с просьбой «сделать Грузию демократической» горю не поможешь. Помочь могут новые яркие идеи, новые лидеры, не запятнанные в скандалах. И эти выводы могли бы стать предметом серьезного изучения оппозиционерами всех постсоветских стран.
Сергей Маркедонов - политолог, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.