Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

20.11.2009 | Сергей Маркедонов

Последняя стадия коммунизма: вид с Кавказа

2009 год - время знаковых юбилеев. В этом году у нас был повод вспомнить Пакт Молотова-Риббентропа, начало второй мировой войны, разрушение Берлинской стены и окончание другого глобального противостояния - «холодной войны», «бархатные революции» в Центральной и Восточной Европе, означавшие «конец истории» для «социалистического лагеря». Впрочем, не все революции в «новой Европе» соответствовали определению «бархатная». В декабре нынешнего года в Румынии будут вспомнить свержение диктатора Николае Чаушеску, которое стало сигналом, не замеченным на фоне всеобщей эйфории относительно завершения «холодной войны»: прощание с коммунизмом бывает далеко не так безболезненно, как это представлялось идейным его противникам. Просто на смену коммунистическому эксперименту приходят новые вызовы, а один набор проблем меняется на другой.

В течение двадцати лет жители бывших республик Советского Союза и Югославии могли на собственном опыте проверить правоту известного польского диссидента, журналиста, политического мыслителя Адама Михника, сказавшего в свое время: «Национализм есть обязательная последняя стадия коммунизма». И эта стадия во многом определяла (и продолжает определять) политическую динамику на территории в одну шестую часть суши. Между тем, на фоне значимых для мировой политики событий без должного внимания и анализа остались факты двадцатилетней давности, имевшие место на территории тогда еще единого Советского Союза. В то время они казались по своим масштабам несопоставимыми с происходящими на глазах революционными преобразованиями в Европе. Однако именно они (а не предельно преувеличенное в наши дни вмешательство Запада) подтачивали единство СССР и способствовали в конечном итоге его распаду. Сегодня же многие из них выросли до уровня мировой политики. Такую сложную эволюцию проделал грузино-осетинский конфликт, начавшийся 23 ноября 1989 года.

Естественно, выбор определенной даты в качестве «точки отсчета» для конфликта всегда условен. Для событий 23 ноября была основа, они не могли возникнуть спонтанно без определенной подготовки с двух сторон. Вспыхнувшая в Юго-Осетинской автономной области (входившей на тот момент в состав Грузинской ССР) в 1988 году эпидемия брюшного тифа дала толчок формированию общественных неформальных объединений. Наиболее влиятельным стало движение «Адамон Ныхас» («Народное вече»). Сначала оно выступало с социально-экономическими и экологическими лозунгами, содержащими критику в адрес Тбилиси за недостаточное внимание к региону. Затем претензии к республиканским властям Грузии стали перемещаться в плоскость межэтнических отношений. Заметим, что в отличие от Абхазии в Южной Осетии советского периода не было общественно значимых выступлений против грузинских республиканских властей. В отличие от абхазов осетины были намного более глубоко интегрированы в грузинский социум (включая и властные, академические, и другие институты). Наверное, глубоко укоренившаяся привычка к тому, что «осетины никуда не денутся», сыграла с формирующимся грузинским национальным движением злую шутку.

В конце 1988 года грузинские СМИ инициировали обсуждение проблемы этнополитического развития Грузинской ССР в составе единого союзного государства, а также взаимоотношений автономий, входящих в состав Грузии с республиканским центром. В дискуссии по «осетинской» проблеме у грузинских СМИ было очевидное преимущество (по количеству, тиражу, наличию электронных СМИ). Лейтмотивом публикаций грузинских авторов был тезис о «некоренной» природе и искусственности национально-государственного образования южных осетин. Осетины рассматривались в качестве «пришлого» населения на грузинской земле, а территория Юго-Осетинской АО - как «исконно грузинская территория». Поэтому публикация многочисленных острых материалов по проблемам грузино-осетинских отношений стала восприниматься представителями Южной Осетии и осетинской общины Грузии как пропаганда грузинского этнополитического доминирования. Возможно, если проблема ограничилась публицистической полемикой, вопрос отношений между осетинами и грузинами остался бы на уровне латентного конфликта (аналогично тому, какие есть сегодня в Самцхе-Джавахети или Квемо Картли). Однако 20 сентября 1989 года были опубликованы проекты законов Грузинской ССР, ущемлявшие права Юго-Осетинской АО.

В итоге 10 ноября 1989 года народные депутаты областного совета Южной Осетии инициировали повышение статуса своей области до уровня АССР в составе Грузии (такой статус уже имели Абхазия и Аджария). Казалось бы, в этом начинании не было ни сепаратистских устремлений, ни намерения войти в состав РСФСР, ни разрыва с политико-правовым пространством Грузии. Однако в этой инициативе грузинские националисты (собственно националистические неформалы, а также чиновники Компартии Грузии, игравшие на «патриотическом поле») увидели угрозу для себя. В итоге 23 ноября 1989 года был организован поход на Цхинвали, в котором приняли участие от 30 до 50 тысяч человек (по разным данным). Инициаторы этой акции планировали беспрепятственно войти в город и провести там многочисленный митинг, который должен был доказать, что с Тбилиси шутить не стоит.

Однако намеченная цель была не реализована, непрошенных гостей встретили у ворот Цхинвали их осетинские оппоненты. В итоге была организована первая трехмесячная блокада столица Южной Осетии (впоследствии их будет немало), появились первые жертвы с двух сторон. Эта акция подтвердила правоту известного правозащитника академика Андрея Сахарова, назвавшего Грузию «малой империей». В самом деле, то, что грузинские интеллектуалы считали естественным для себя, то для своих автономий они видели табуированным. Таким образом, двадцать лет назад язык компромиссов и уступок был отброшен, а разрешение имеющихся противоречий перешло в деструктивный формат. Стороны стали разговаривать друг с другом с позиции силы. Осетинская сторона пошла по пути повышения статуса (что завершилось, в конце концов, признанием их государственной независимости Россией и с определенными нюансами двумя латиноамериканскими странами). Грузинская же сторона пошла по пути массированного давления на «младших братьев» с использованием правовых (отмена автономии), и силовых (начиная от январской атаки на Цхинвали в 1991 году и заканчивая провальным цхинвальским блицкригом августа прошлого года).

Нельзя сказать, что грузино-осетинский конфликт за 20 лет развивался «по линейке». В нем были свои прорывы, откаты, разочарования и завышенные надежды. 11 1990 года Верховный Совет Грузии принял решение об отмене автономного статуса Южной Осетии. Почти одновременно власти Советского Союза объявили о режиме ЧП в югоосетинской автономии, а грузинское руководство начало ее блокаду. Грузино-осетинское противоборство, таким образом, показало полное отсутствие стратегии решения этого конфликта у союзных властей.

Вооруженная борьба между Грузией и Южной Осетией (январь 1991 – июль 1992) в отличие от конфликта в Абхазии не привела к решительной победе одной из сторон. Грузия и Южная Осетия контролировали (в шахматном порядке) различные территории бывшей Юго-Осетинской автономной области. Деятельность смешанной миротворческой миссии (включая и грузинских военных), экономическая кооперация осетин и грузин оставляли шанс на возможное достижение компромисса. В отличие от Абхазии Южная Осетия не знала масштабных этнических чисток грузинского населения. Вплоть до августа 2008 года здесь сохранялось совместное проживание грузин и осетин. В Конституции Южной Осетии грузинский язык был признан в качестве языка меньшинства. Перестрелки, блокады и провокации прекратились, удалось достичь относительного мира. До 2004-го между Тбилиси и Цхинвали действовало прямое автобусное сообщение, существовали рынки (Эргнети), где грузины и осетины торговали совместно, взаимно признавались автомобильные номера. Однако «замороженный конфликт» не был окончательно разрешен, а попытки Тбилиси «разморозить его» путем выдавливания из игры Москвы закончились сначала «малой войной» в августе 2004 года, а затем и «пятидневной войной», завершившей процесс ухода Южной Осетии из-под грузинской юрисдикции.

И если события 2004 года сделали Россию фактически сторонницей только одного из участников конфликта, переведя противостояние в формат российско-грузинского, то августовская война 2008 года превратила изначально локальное противоборство в событие международного масштаба. Жесткие (и не всегда адекватные) действия Грузии в 2004–2008 годах трудно объяснить без учета внешнего фактора. Естественно, он не был определяющим. Грузинское общество времен Шеварднадзе в 2003 году предъявило запрос на сильное государство, понимаемое как «территориально целостное». Однако поддержка Тбилиси в первую очередь со стороны США (военно-техническая помощь, дипломатическое покровительство, продвижение в структуры НАТО) создавала у лидеров Грузии ощущение, что любые их действия будут одобрены Западом. Это чувство подкреплялось тем, что Соединенные Штаты и их союзники демонстративно не замечали нарушений мирных соглашений по Южной Осетии и Абхазии, допускаемых Тбилиси, вяло реагировали на отступления от демократических норм внутри Грузии. Здесь речь идет о событиях 7 ноября 2007 года, а также об использовании административного ресурса в борьбе с оппозицией в ходе выборов в Аджарии (2004) и на муниципальных выборах (2006). В 2008 Москва тоже внесла свою лепту в «размораживание» конфликтов в Грузии. 21 марта Государственная дума приняла заявление, в котором обозначила два условия для возможного признания независимости Абхазии и Южной Осетии (вступление Грузии в НАТО, силовая операция против двух непризнанных республик). После этого, в апреле, уходящий президент РФ Владимир Путин поручил федеральному правительству оказать «предметную помощь» населению Абхазии и Южной Осетии. Само это поручение предполагало среди прочего установление фактически прямых дипломатических контактов Москвы с Цхинвали и Сухуми. И в итоге Кремль признал государственную независимость двух бывших грузинских автономий.

Таким образом, именно в Южной Осетии были нарушены беловежские принципы, предполагавшие соблюдение пограничного размежевания, сделанного в советский период между союзными республиками. И именно югоосетинские события обозначили принципиальный подход Запада к постсоветскому пространству: любое изменение границ в том виде, в каком они существовали в 1991 году, рассматривается как попытка восстановления СССР. Снова, как и двадцать лет спустя все стороны, вовлеченные в конфликт (а теперь это не только Грузия и Южная Осетия, но и США, ЕС, ОБСЕ и ООН) сосредоточились на определение статусных вопросов, будто бы не замечая тех гуманитарных проблем, которые существуют в конфликтных регионах. Как бы то ни было, а националистическая стадия посткоммунистической трансформации до сих пор не пройдена бывшими республиками и автономиями СССР. И сегодня, без извлечения правильных уроков из событий двадцатилетней давности, трудно надеяться на ее безболезненное преодоление.

Сергей Маркедонов - политолог, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net