Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.12.2009 | Сергей Маркедонов
Молдова в ожидании конституционной реформы
События 7 декабря 2009 года в Республике Молдова еще не один раз будут приковывать к себе внимание политиков и экспертов. Новая коалиция «За европейскую интеграцию» практически полностью повторила опыт коммунистов. Молдавская компартия, одержавшая победу на очередных парламентских выборах, дважды не смогла избрать «своего» президента. Все это привело к досрочным выборам высшего представительного органа республики, на которых успех отвернулся от коммунистов. Однако их оппоненты также не смогли получить контрольный пакет голосов для избрания главы государства, который лучше всего соответствовал их представлениям об этой государственной должности. В итоге двукратное фиаско с определением президента. Этому не помогли ни процедурные приемы (которые, впрочем, ранее пытались использовать и коммунисты), ни попытки расколоть лагерь компартии (ранее лагерь «европейцев» также пытались расколоть соратники товарища Воронина). Каков же итог?
Итог очередного конфуза с избранием главы Республики Молдова выходит за рамки простого внутриполитического кризиса. Он приобретает черты конституционного кризиса, поскольку Основной закон страны в его нынешнем виде не позволяет преодолеть политико-правовые тупики, в которые зашел Кишинев. В результате взаимного саботажа (сначала двукратного демократического, а потом уже коммунистического) политический класс страны привел Молдову к крайне непростому выбору. Президента нет, есть только исполняющий обязанности (который является одновременно спикером парламента, что хотя и предусмотрено правилами игры, но разрушает разделение властей). В этой ситуации парламент должен быть распущен, а новые выборы становятся неизбежными. Но Конституция Молдовы недвусмысленно говорит о том, что досрочные выборы в высший представительный орган должны проходить только раз в год (вместе с очередными выборами возможны только две кампании в течение одного календарного года). Следовательно, досрочная кампания переносится на 2010 год, состояние кризиса пролонгируется, подвешенное состояние всей управленческой системы власти сохраняется. Но основная проблема заключается в том, что и выборы будущего года революционно не изменят политические пристрастия молдаван. Не исключено, что компартия вернет какие-то свои утраченные позиции (кризис скажется на республике сильнее, но в нем будут винить уже новую коалицию). Нельзя исключать и напротив некоторого приращения голосов за коалицию (от многолетнего пребывания у власти Воронина люди просто устали, а административный ресурс теперь у «европейцев»). Но в любом случае это не будет тотальный проигрыш компартии или столь же тотальный провал их оппонентов, которые ради того, чтобы не допустить реставрации Воронина сохранят свою политическую кооперацию (хотя бы на период избирательной кампании). Но где гарантия, что 2010 год, наконец, даст Молдове президента? И не станет ли эта маленькая республика напоминать Речь Посполитую времен позднего средневековья, нередко страдавшую от периодов «бескоролевья» (короля в этом государстве выбирали на Сейме)?
Все эти мысли уже не первый день приходят в головы молдавским экспертам, политикам, да и рядовым гражданам. Жить в условиях перманентных выборов (когда на это влияет растущий экономический кризис) - не самое приятное дело. Это не просто парализует властные институты, это влияет на общую легитимность государственной власти и толкает население к радикальным методам решения вопросов. Ведь если политический класс не в состоянии дать свой ответ на сложные вызовы, то об этом все чаще задумываются обыватели, раздраженные неспособностью своих представителей исправить кризисные явления. Это состояние умов фиксируют и социологические опросы, проведенные в Молдове в начале декабря нынешнего года. Влиятельный молдавский «мозговой центр» «VIITORUL» организовал свое социологическое исследование, зафиксировавшее следующие результаты. 56 % населения республики выступает против проведения досрочных парламентских выборов. Эти же респонденты считают, что национальная власть должна отойти от борьбы за голоса избирателей и сосредоточиться на решении сложных социально-экономических проблем. При этом в случае, если выборы проводились бы в декабре, компартия имела бы шанс получить 33% голосов, а Альянс «За европейскую интеграцию» (то есть все 4 антикоммунистических образования)- 35%. Заметим попутно, что организаторы данного исследования не являются сторонниками Компартии, у них четкая и последовательная «европейская ориентация». Однако и они объективно фиксируют тенденцию: парламентские выборы не дадут, скорее всего, решительной победы ни одному из политических лагерей Молдовы. А значит, и повторение декабрьского (и всех предыдущих) конфуза очень вероятно. И все это на фоне того, что 33% опрошенных аналитиками «VIITORUL» оценивают свое материальное положение, как «плохое». Зная социальный минимализм граждан бывшего СССР, можно быть уверенным: ситуация не отражается даже в этих внушительных цифрах.
Все это ставит в повестку дня вопрос о конституционных реформах. Фактически еще до второй попытки коалиционеров продавить кандидатуру бывшего коммуниста и нынешнего демократа Мариана Лупу, была запущена процедура корректировки Основного закона страны. 4 декабря 2009 года состоялось первое заседание комиссии по конституционной реформе. Его участники обсуждали основные критерии и форму изменения главного документа страны. И инициатором этой идеи стал нынешний фактический глава государства Михай Гимпу. В состав комиссии вошли представители четырех партий, составляющих коалицию «За европейскую интеграцию». Коммунисты, хотя и получили два места в комиссии, от своего участия в работе по изменению Основного закона отказались. И хотя сам Гимпу говорит о том, что работа комиссии не нацелена на демонтаж существующей Конституции, а лишь направлена на корректировку процедур избрания главы республики, очевидно, что исправление Конституции- это не редакторские поправки к авторскому тексту монографии или диссертации. Между тем, и редакционные замечания могут носить принципиальный характер. Что уж говорить о конституционных поправках! Согласно данным центра «VIITORUL», если бы в Молдавии был проведен конституционный референдум, то за прямые выборы главы государства проголосовало бы 74% участников опроса, то есть почти 2/3. Наверное, эти данные нельзя принимать, как истину в последней инстанции. Однако они весьма показательны. Идея устранения дополнительных процедурных препон для определения персоны президента сегодня разделяется все большим количеством граждан Республики Молдова.
В этой связи возникают три вопроса. Первый - какие варианты будут использованы для корректировки Основного закон? Второй - кто может стать главным бенефициарием от изменения Конституции? Третий - сыграет ли это какую-то роль в корректировке внешней политики Молдовы и повлияет ли на урегулирование застарелого конфликта в Приднестровье? Способов изменения Конституции существует несколько, но самый радикальный из них- отдать эту проблему на рассмотрение народа, то есть прибегнуть к референдуму. Естественно, такое народное волеизъявление будет реализовано при серьезной обработке умонастроений избирателей. И здесь нынешняя коалиция имеет определенный перевес (административный и попросту временной). При этом конституционные поправки могут касаться не только процедуры избрания главы государства, но и переформатирования политико-правового характера Молдавии, то есть превращения ее в президентскую или парламентско-президентскую республику. Не исключено также, что реформирование Конституции пройдет в несколько этапов.
Бенефициариев от данной реформы, скорее всего, будет два. Это - лидер сегодняшних рейтингов Мариан Лупу, а также фактический глава государства Михай Гимпу (у которого в руках окажутся серьезные ресурсы). Что же касается внешней политики, то представители коалиции «За европейскую интеграцию» уже показали: они готовы к прагматичному разговору и с Бухарестом, и с Москвой. Однако пока коалиционеры сосредоточились на внутриполитической повестке дня, к внешней политике они всерьез еще не приступили. Были сделаны только некоторые заявления, скорректированные позднее более аккуратными комментариями и разъяснениями. В любом случае, те, кто победит в сложном внутреннем кризисе будет отстаивать интересы молдавской государственности, какие бы идеи и лозунги не произносились в череде выборов и межвыборных споров.
Сергей Маркедонов - политолог, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.