Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

16.12.2009 | Игорь Бунин

Консерватизм и модернизация

«Единая Россия» на минувшем съезде приняла в качестве официальной идеологии консерватизм. Это неудивительно. После бурных политических периодов общество часто обращается к консервативным ценностям, начинает высоко ценить стабильность и предсказуемость, больше уважать традиции, которые еще недавно считались предрассудками…

Так было после Реформации, когда Тридентский собор провозгласил верность традиционным католическим принципам, отказавшись от адаптации вероучения с целью компромисса с протестантами. После Французской революции, когда террор нанес сильнейший удар не только по монархической Франции, но и по гуманным просветительским идеям Руссо, последователем которого считал себя «сентиментальный тигр» (пушкинское определение) Робеспьер. После Российской революции, «красного террора» и распада империй – правда, тогда ситуацией воспользовались в большей степени праворадикальные силы, отвергающие многие консервативные ценности, хотя некоторые из них и пытались соединить консерватизм и революционность. В Европе началась мощная правая реакция, приведшая к приходу к власти фашистов в одних странах и неудачным попыткам такого рода в других, что вызвало отторжение со стороны многих консерваторов, некоторые из которых присоединились к антинацистским силам (от Гёрделера в Германии до де Голля во Франции). После Второй мировой войны, когда консерваторы приняли активное участие в проведении реформаторской политики и создании основ единой Европы, последовательно выступая против тоталитарных тенденций, откуда бы они ни исходили. Очевидно, что последняя реакция имела свою принципиальную особенность – если раньше консервативная волна была следствием отторжения революции, то на этот раз она как была направлена против распространения коммунизма, так и решительно отрицала правый радикализм, считавшийся ранее возможным союзником консерваторов в борьбе с общим врагом.

Однако идеологический выбор политической партии, действующей в XXI веке, рождает несколько взаимосвязанных проблем. Первая проблема – консерватизм многогранен, насчитывает массу модификаций, что ведет к необходимости тщательного анализа возможных вариантов. Консерватизм де Местра и Доносо Кортеса, ставший реакцией на Французскую революцию и последующую деятельность либеральных и революционных организаций, хотя и оказал большое влияние на формирование консервативной идеологии, но как целостная модель ушел в историю вместе с принципами легитимизма и ведущей роли религии в жизни общества. Равно как и романтический консерватизм ХХ века, отрицавший права человека и проповедовавший авторитаризм, культ силы, был дискредитирован как близкий к фашизму, способствовавший в той или иной степени приходу фашистов к власти. Сейчас эта идеология – с определенными поправками, продиктованными необходимостью функционировать в странах со стабильной демократией - разделяется европейскими крайне правыми силами типа Национального фронта во Франции, которые «терпимы», пока не нарушают закон, но, за немногочисленными исключениями (например, Австрия конца 90-х годов), не могут участвовать в формировании правительства.

Таким образом, рамки выбора для респектабельной партии сужаются, что заставляет обратить внимание как на историю, так и – прежде всего – на нынешнее состояние консервативных идей. В политологии выделяется несколько черт современного консерватизма. Некоторые из них свойственны любым формам консерватизма. Это верность традициям, стабильность, порядок, признание авторитета государства, а также сдержанное отношение к прогрессу. Последнее означает, что консерваторы менее оптимистично, чем либералы, оценивают природу человека, его возможность совершенствования, достижению абсолютной гармонии. Консерваторы, в отличие от либералов, более скептически относятся к принципу равенства, считая, что неравенство заложено в самой природе человека, гениальный ученый не может быть равен вору-карманнику. Во Франции консерваторы защищают традиционный принцип «отбора» - селекции в ходе получения образования – в противовес левым, сторонникам более эгалитарного подхода.

В то же время неотъемлемой чертой современного консерватизма является уважение к свободе, пусть и ограниченной признание высокой ценности порядка. Если для «исторического» консерватора принцип «свобода лучше, чем несвобода» является, по меньшей мере, сомнительным (де Местр бы с ним явно не согласился), то для современного европейского консерватора, в полной мере учитывающего драматический опыт ХХ столетия, он является вполне естественным, органичным.

После Второй мировой войны в большинстве западных демократий сложился либерально-консервативный консенсус, предусматривавший уважение к свободе, порядку и проведение сильной социальной политики. В рамках этого консенсуса действовали такие консерваторы как де Голль, Аденауэр, Эрхард, де Гаспери, а также либеральные и социал-демократические политики, то есть основная часть западного политического класса. Сам консерватизм существенно трансформировался. По словам де Голля, «мы унаследовали от левых их стремление к социальному прогрессу; от правых то, что они не единожды доказывали – благородство и национальную традицию». Он же, создавая Пятую республику, быстро и жестко отмежевался от своих авторитарных сторонников, настаивавших на подавлении демократии – позднее многие из них стали его непримиримыми противниками, не останавливавшимися перед покушениями на генерала. Именно консервативно-либеральному консенсусу Европа обязана проведением масштабных социально-экономических реформ при сохранении порядка.

В то же время этот консенсус имел и оборотную сторону. Он вел к «размыванию» консервативной идентичности и показал свою уязвимость во время идеологических дискуссий, вызванных бурными событиями конца 60-х годов, поставивших под вопрос стабильность западного общества. Реакцией на кризис либерально-консервативного консенсуса стало возникновение неоконсерватизма Рейгана и Тэтчер, который при сохранении уважения к традиции считает, что государство должно избавляться от излишних функций и отказываться от патернализма, сохраняя основные социальные программы, принятые в период либерально-консервативного консенсуса, но создавая при этом больше возможностей для частной инициативы. Проблема свободы и сейчас остается одной из важнейших; более того, современные консерваторы специально акцентируют на верность этому принципу внимание как на факторе, отличающем их от левых. Так, современные французские неоконсерваторы заявляют о том, что именно они являются истинными защитниками республиканских принципов и прав человека, тогда как с левыми они отождествляют тоталитарные тенденции, ограничение индивидуальных свобод, коллективизм. Неоконсерваторы, отказываясь от восходящего к якобинцам лозунга «Свобода, равенство, братство», противопоставляют ему не апологию монархического «Старого порядка», а лозунг «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года, лозунг Лафайета и Мирабо – «Свобода, безопасность, собственность, сопротивление угнетению». Характерны первая и последняя составляющие этого лозунга, носящие ярко выраженный антиавторитарный характер и делающие его совместимыми с либеральными принципами.

При этом формы неоконсерватизма бывают разными – от жесткого подхода Тэтчер до более мягкого Саркози и, особенно, Ширака. Выбор форм зависит не столько от воли идеологов, сколько от особенностей страны: в Франции невозможно годичное противостояние между государством и забастовщиками, каковое было в Англии, во время конфликта Тэтчер и шахтеров. В конкретных французских условиях забастовочное движение приняло бы столь массовый характер, что правительство должно было бы отступить (тогда как в Англии оно добилось успеха).

Вторая проблема – какой консерватизм может быть актуален для современной России. Это сложный и дискуссионный вопрос, связанный с тем, что невозможно импортировать в страну консерватизм де Голля или Тэтчер. Разумеется, есть в современной России и попытки апелляции к «историческим» консервативным пластам, свойственным отечественной традиции. Точно так же, как в 1987 году наше общество «открыло» для себя ставшего модным на пару лет «либерального коммуниста» Бухарина, так и в первой половине 1990-х годов состоялось «открытие» Победоносцева и Леонтьева. Тогда в России произошла «реабилитация» самого понятия консерватизма, которое в перестроечные годы носило однозначно негативный характер.

Эти «открытия» были крайне политизированы: в первом случае имел место протест против брежневского застоя, во втором – против перестройки и политического курса Бориса Ельцина, следствие разочарования в либеральных идеях. Разница состояла в том, что если о Бухарине писали в «Огоньке», издававшемся многомиллионным тиражом, то обсуждение достоинств учений отечественных консерваторов происходило преимущественно в малотиражных изданиях. Однако в реальной политической борьбе прямая апелляция к авторитетам прежних веков вряд ли возможна – как невозможны были «НЭП» при Горбачеве или столыпинская аграрная реформа при Ельцине. Как не удалось восстановить «Старый порядок» во Франции, прошедшей через революцию и правление Наполеона.

Идеи российских консерваторов XIX столетия, жестко отвергавших демократию и парламентаризм (Победоносцев называл их «великой ложью нашего времени), можно рассматривать в историческом контексте как реакцию на идеализм творцов Великих реформ Александра II. Но при этом, во-первых, такая реакция не предложила конструктивной реальной альтернативы этих действительно масштабным и во многом успешным реформам, проведенным без «великих потрясений». Не считать же серьезной альтернативой попытку Победоносцева «подморозить» Россию на неопределенный период – такая политика привела лишь к тактическим успехам, а в будущем способствовала радикализации оппозиционных сил, переходу многих оппозиционеров от умеренного либерализма к радикализма, их сближению с революционерами. А, во-вторых, в современном мире следовать рецептам, отвергающим демократию и права человека, значит, обречь себя на глубокую периферийность, маргинальность. Такой подход может быть актуален разве что для небольших политизированных групп традиционалистов, для которых до сих пор важны вопросы вроде следующего: «Имеют ли право потомки великого князя Кирилла Владимировича на российский престол, если его мать в момент рождения самого князя не принадлежала к православию, а он сам женился без разрешения государя». Понятно, что такая интеллектуальная игра может быть занятной, но к большой политике она отношения не имеет.

Отметим, что западный консерватизм, несмотря на его масштабную идеологическую эволюцию, был связан с определенной традицией, которая лишь подвергалась периодической актуализации. В России речь идет о другом – хотя консерватизм и является реакцией на бурные 90-е годы, но он инстинктивно обращен в то прошлое, которое сохранилось в исторической памяти россиян, а не во времена Победоносцева или Столыпина, которые для большинства россиян едва ли ближе, чем петровские или екатерининские. А это прошлое является советским, из которого наши «стихийные» консерваторы хотели бы позаимствовать стабильность, предсказуемость, имперскую традицию, а также и моральную цензуру (вспомним хрестоматийное «В СССР секса нет»), но не вмешательство государства в частную жизнь людей. «Стихийные» консерваторы, кроме того, не верят в способность государства проводить какие-либо серьезные изменения, в их среде распространен скепсис по поводу наличия «доброй воли» у государственных людей. Исключение – высокие рейтинги президента и премьера – лишь подтверждает правило. Люди и в этих условиях хотят сохранить надежду на то, что их проблемы волнуют хотя бы высшую власть; «плохим боярам» они уже не верят.

Что касается элиты, то она также высоко ценит стабильность, только, разумеется, несколько иначе понимаемую – как приоритет выделяется сохранение сложившегося статус-кво, хотя и в ее среде есть ностальгия по некоторым советским традициям (например, имперским). Элиты стараются удержаться за существующую стабильность, которая обеспечивает им вполне приемлемое существование. Разумеется, бизнес-элиты недовольны высоким уровнем коррупции, давлением на предпринимателей со стороны чиновников, в том числе силовых, принудительным «крышеванием» бизнеса. Но в то же время они уже относят расходы, связанные с коррупцией, к разряду транзакционных издержек, неприятных, но не наносящих бизнесу большого ущерба (они могут быть разорительны лишь для малого предпринимательства, если чиновник «пережмет» - но представители этого вида бизнеса в состав элиты не входят). Кроме того, коррупционная система отношений позволяет извлекать выгоду не только чиновнику, но и предпринимателю, использующему ее в борьбе с конкурентами либо для сокращения собственных издержек. Вспомним пермский клуб «Хромая лошадь», где его хозяева могли не тратиться на дорогостоящие меры безопасности условиях хороших отношений с местными контролерами. Напротив, перемены, реформы, а тем более непонятное для многих слово модернизация, вызывают у элит скептическое, настороженное отношение.

В то же время в современной России вряд ли могут получить популярность резкие призывы против равенства – с учетом эгалитарных общественных тенденций. Правые, выступавшие с элитарных позиций, не получили серьезной электоральной поддержки в 90-е годы – им пришлось также проделать определенную эволюцию, адаптируясь к общественным настроениям, чтобы пройти в Думу в 1999 году.Как в этой ситуации поступить «Единой России»? Можно просто следовать за существующими настроениями в пользу инерционности и стабильности, тем более, что они распространены и в партии. Можно жестко противостоять им. Обе этих варианта в чистом виде, как представляется, носят тупиковый характер. Со вторым подходом все просто – он может быть уделом небольшой группы идеологизированных людей, а не массовой партии. Первый подход напоминает брежневский период отечественной истории, когда общество и тогдашняя правящая партия были едины в стремлении сохранить статус-кво, что привело к последующему драматическому обвалу, который не удалось остановить с помощью запоздавших реформ. Только в современном глобальном обществе такие процессы могут происходить значительно быстрее.

Таким образом, третья проблема – может ли консерватизм быть идеологией, способствующей модернизации общества? Совместима ли консервативная идеология с идеями, выдвинутыми в президентском Послании Дмитрия Медведева? Исходя из опыта современного консерватизма, на него можно дать принципиальный положительный ответ, но с существенной оговоркой – если речь идет о консерватизме, избавленном от архаики, от «дурных политических привычек» к авторитарным решениям и стремлению любой ценой сохранить статус-кво. Консервативная модернизация требует уважения не только к традициям, к семейным и религиозным ценностям, но и к личности, ее законным правам, в том числе на индивидуальность, частную инициативу в различных областях – экономике, общественной жизни, политике, культуре. Консерватизм не отрицает широких общественных дискуссий – напротив, в современном мире он часто менее «политкорректен», чем либерализм, готов к острой полемике по столь острым вопросам как неравенство в обществе или иммиграция. Активная роль государства в общественных процессах не должна быть оправданием для иждивенчества, патерналистских тенденций. Следование национальным традициям, доказавшим свою жизнеспособность не может быть оправданием для изоляционистских настроений.

При этом приверженность традициям может пониматься, в частности, как возможность использовать исторический опыт и социальную психологию при реализации модернизационных проектов с тем, чтобы избежать непродуманного авангардизма, понимать, какие изменения общество готово принять. Пример монетизации льгот показывает, что в ряде случаев правильные по сути, но проведенные без достаточной тактичности реформы могут привести к негативным последствиям. Консерваторы значительно больше внимания, чем их оппоненты, уделяют проблеме укорененности реформ в обществе, направленной на повышение легитимности предлагаемы изменений, в том числе на основе их связи с традицией. Такой консерватизм действительно может способствовать модернизации различных сторон жизни страны – разумеется, если в России в целом (и в «Единой России» в частности) найдет достаточное количество сторонников именно такого подхода к консервативной идеологии.

Игорь Бунин – Президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net