Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.12.2009 | Татьяна Становая
О шахматистах и бывших премьерах: или хорошо, или никак
Президент России Дмитрий Медведев в эфире трех федеральных российских телеканалов в прямом эфире подвел итоги уходящего 2009 года. По сути, было две крупных интриги: первая – это обещание реформировать МВД, вторая – набор высказываний президента по политическим темам: выборы, внесистемная оппозиция, «басманное правосудие». Эти табуированные много лет темы сейчас становятся предметом своеобразного обсуждения..
Наиболее обсуждаемой новостью и интригой стало обещание Медведева подписать сегодня Указ о реформе МВД России. «В МВД необходимы кардинальные изменения, но костяк ведомства должен быть сохранен. Здесь, безусловно, нужны изменения, достаточно жесткие и серьезные, и они будут», - подчеркнул президент. При этом он подчеркнул, что подавляющее число сотрудников МВД – «это честные, преданные своему делу люди». Хотя в целом Медведев признал справедливость претензий к ним.
Еще 3 декабря, реформа казалась не столь очевидной, с точки зрения участников тандема, по крайней мере, одного из участников. В рамках «прямой линии» Владимир Путин 3 декабря высказался достаточно неопределенно. Он назвал «недопустимой» ситуацию, когда сотрудники правоохранительных органов «сами наносят непоправимый ущерб и жизни, и здоровью наших соотечественников… Если уж люди в погонах нарушают закон, они должны строго наказываться за эти нарушения». Однако при этом он оговорился, что сотрудники милиции «выполняют важную функцию… Поэтому «мазать черной краской» всех сотрудников милиции считаю недопустимым, но повторяю еще раз, реакция на негативные проявления в этой среде должна быть особенно острой, быстрой и жесткой». В такой ситуации было совершенно непонятно, Путин защищает милицию или предвещает перемены. Возможно, что такая неопределенность как раз была связана с тем, что вопрос активно обсуждался и внутри власти звучали как аргументы за, так и против реформы.
Второй интригой стало набор высказываний Медведева по политически острым темам. Здесь президент уже традиционно выступает в достаточно удобной роли юриста: в такой роли можно оставаться демократом и либералом, но при этом не сильно раздражать «охранителей», которые боятся ущерба существующему политическому режиму, опасаются любой «оттепели». По сути, Медведев меняет тактику. Однако меняется ли стратегия, тут как раз вопросов гораздо больше.
Во-первых, Медведев признал, что выборы в октябре, которые вызвали шквал критики со стороны оппозиции и демарш фракций в Госдуме, не были стерильны. С другой стороны, он заявил, что судебных исков по итогам этих выборов, «не так много, как можно было бы подумать сразу же после проведения выборов». «Выборы все-таки подтвердили расклад политических сил», - сказал он, признав, тем самым, выборы легитимными. Такая позиция очень многозначительна: либералы могут увидеть в этом первые шаги на пути демократизации режима, консерваторы – попытку президента защитить режим от нападок критиков. Тем не менее, тактически, это совершенной иной подход, чем демонстрировал Путин, всегда защищая систему.
Во-вторых, Медведев неожиданно мягко высказался о лидерах внесистемной оппозиции – Михаиле Касьянове и Гарри Каспарове, правда, перед этим практически «похоронив» их как политических деятелей. По его словам, внесистемная оппозиция имеет право на существование, если не нарушает законодательства. Медведев отметил, что «внесистемная оппозиция она потому и внесистемная, что она себя внутри политической системы не видит». «Они сами выбрали такое место, это их право», - подчеркнул он. «Они тоже, наверное, отражают и чьи-то предпочтения, правда, я иногда затрудняюсь ответить чьи», - сказал он. Говоря о лидерах внесистемных движений, Медведев отметил, что это достаточные известные люди. «Один из них бывший премьер-министр, другой - бывший известный шахматист», - сказал он. Получается своего рода легитимация понятия внесистемная оппозиция как отдельного явления на периферии политической жизни страны. Это тоже некоторое изменение тактики в борьбе с ними: трудно сказать, что для лидеров внесистемной оппозиции хуже – когда их признают прозападными «врагами народа» (по методу Путина), или маргиналами, не отражающими ничьих интересов. Медведева и за это назовут либералом, который все больше расходится с Путиным.
Наконец, в-третьих, Медведев признал наличие такого явления как «басманное правосудие». «Я не уверен, что он является точным или корректным, но если под ним понимать неправомерные судебные решение, которые принимаются в самых разных местах страны, или как их называют специалисты, неправосудные решение, то это - зло, и с этим нужно бороться мерами юридического реагирования. Такие решения надо отменять, а если такие решения принимаются под воздействием каких-либо обстоятельств, либо денег, либо влияния кого-либо, то такие лица должны подвергаться ответственности», - сказал президент. Однако пока очевидно, что «дело ЮКОСа» у Медведева никак не ассоциируется с «басманным правосудием». В июле президент говорил, что для помилования Ходорковского нужно, чтобы он признал свою вину. Это автоматически подтверждает, что Медведев не считает решение суда в отношении бывшего главы ЮКОСа «басманным».
Получается в реальности интересная картина. Оппозиция и либералы много лет добивались при Путине возможности диалога по наиболее острым политическим вопросам: Кремль на диалог не шел, не считая это нужным. Сейчас Медведева поменял тактику, выражая готовность говорить едва ли не по любым ранее табуированным темам. Только вот диалог этот получается своеобразным: вроде говорится все верно, а по сути проблемы – ничего. Ведь в итоге получается, что оппозиция не спорит с выборами, потому что они легитимные, внесистемная оппозиция добровольно выбрала «забвение», а «басманное правосудие» не имеет отношения к ЮКОСу. В такой «реальности» существует президент, который имеет право увольнять премьеров, но почему-то предпочитает с ними дружить.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.