Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.01.2010 | Сергей Маркедонов
Оппозиция в Армении: первые «пробы пера» в новом году
Политическая оппозиция в Армении с началом нового года выступила с серией громких заявлений. Есть попытаться суммировать их и определить «сухой остаток», то становится ясно: противники действующей власти в 2010 году не намерены «зачехлять» свое оружие. Поскольку армянская оппозиция выступает не единым фронтом, а несколькими самостоятельными колоннами, то попытаемся рассмотреть потенциал и ресурсные возможности каждой из них (речь, конечно же, пойдет о крупных колоннах, а не о маленьких маргинальных образованиях, коими полна любая постсоветская республика).
8 января 2010 года состоялся митинг АНК (Армянского национального конгресса). Такая форма деятельности организации, ведомой ее харизматическим лидером, первым президентом постсоветской Армении Левоном Тер-Петросяном стала уже в определенной мере ее «маркой». Это вполне объяснимо, поскольку основной потенциал данной структуры сосредоточен в Ереване, не только столице республики, но и главном электоральном ресурсе для любой политической силы (более трети избирателей проживают здесь). Нельзя забывать и о традициях, которые Тер-Петросян свято соблюдает. Свой путь в политику (а затем и к посту первого лица государства) он начал именно с ереванских площадей, выступая за «справедливое решение проблемы Карабаха», а затем и за самоопределение Армении. Свою сегодняшнюю борьбу против властей республики он нередко сравнивает с противоборством с «империей Кремля» (хотя такое сравнение и не вполне корректно, против Саркисяна и К невозможно мобилизовать этнический ресурс, поскольку команда нынешнего президента не сидит в Москве и не выступает по отношению к Армении и армянскому народу внешним фактором). Как бы то ни было, а 8 января Тер-Петросян провел некоторые предварительные итоги политической деятельности АНК и нарисовал планы на будущее.
По словам первого президента Армении, ведомая им оппозиция за два года достигла серьезных успехов. «Самая значимая и реальная победа это то, что, несмотря на репрессии и расстрел 1 марта 2008 года, народ столь же монолитно и уверенно продолжает бороться за свои права. Люди, которые продолжают бороться, являются богатством этой страны, и если ей еще есть, чем гордиться, то именно ими», - констатировал Тер-Петросян. С заявлениями видных политиков сложно спорить, апеллируя к фактам и рациональным аргументам. Политик - не эксперт, ему вовсе не обязательно соизмерять свои заявления со строгим следованием эмпирической картинке или правилам формальной логики. Однако анализировать тезисы политиков необходимо для более адекватного понимания общей политической повестки дня. Начнем с того, что оппозиция не так уж монолитна, что показали и городские выборы в столице Армении в прошлом году (первые выборы ереванского парламента). Напомним, что городские выборы прошли уже после 1 марта 2008 года. Безусловно, по сравнению с тем, что было до прошлого года в стане оппозиции, есть определенная позитивная динамика (с точки зрения оппонентов власти).
Но полного единства всех противников ныне действующего президента не достигнуто. И главная причина поражения АНК на выборах (а любой другой результат, кроме «контрольного пакета» в городском парламенте и избрания «своего» мэра руководство организации считало неудачей) заключается в том, что «конгрессмены» не смогли найти ключи к решению насущнейших городских проблем. Они пытались обращаться к избирателю так, как будто бы речь шла о выборах общенационального уровня. И сегодня АНК и перешедшие в оппозицию дашнаки (они сделали это, выступив против подписания двух протоколов с Анкарой), не являются единым монолитом, хотя по отдельным вопросам у них есть общие точки. И главная из них - недовольство внешнеполитическим курсом президента Сержа Саркисяна. При этом нельзя не заметить, что если для представителей старейшей армянской партии «Дашнакцутюн» выступления против Турции, что называется, «входят в пакет», то Тер-Петросян и его ближайшие соратники (Давид Шахназарян и другие) в 1990-е гг. сделали немало для нормализации отношений с могущественным соседом. И вообще для «перепрограммирования» национальной повестки дня (в президентство Тер-Петросяна вообще элементы «политики истории» и армянский геополитический «традиционализм» были отодвинуты на второй план, акцент был сделан на актуальные события и перспективы). В этой связи сегодняшняя критика армяно-турецкой нормализации (а в перспективе и примирения) со стороны Тер-Петросяна и его команды выглядит немного критикой самих себя начала-середины 1990-х гг.
Но вернемся от внешнеполитических мотивов к внутренней политике. В январе 2010 года АНК принял участие в кампании по выдвижению своего кандидата на довыборах в общенациональный парламент (они прошли в одном, десятом мажоритарном округе в Ереване). Этот депутатский мандат оставался вакантным три месяца, после того, как другой оппозиционер Хачатур Сукиасян отказался от кресла парламентария. Кандидатом от АНК стал Никол Пашинян (оппозиционер, главный редактор газеты «Армянское время»), которого оппозиция считает политическим заключенным, поскольку против него было выдвинуто обвинение по двум статьям УК Армении в организации массовых беспорядков 1 марта 2008 года. Тем не менее, в декабре прошлого года ЦИК Армении зарегистрировал опального оппозиционера кандидатом в депутаты. На митинге 8 января 2010 года Левон Тер-Петросян заявил: «Представляете себе страну, где кандидат в депутаты не участвует в агитационном мероприятии? Что случилось бы, если бы Никол Пашинян был на свободе? Что помешало этим людям выпустить его на свободу? Ведь в этом случае они могли бы заслужить уважение в мире. Ведь Никол не бежал от правосудия, он пришел и добровольно сдался. Власти думают только о том, чтобы нанести боль, их не интересует государство». Сами довыборы депутата по десятому округу Еревана состоялись 10 января 2010 года. Их итоги АНК не признал (ЦИК назвал победителем Ару Симоняна, представляющего партию «Национальное единение», Пашинян согласно официальным данным занял второе место из трех), заявив о многочисленных нарушениях, допущенных в ходе довыборов. При этом АНК планирует активизировать свои действия в марте 2010 года. На 1 марта (вторую годовщину трагических событий, которые по аналогии с 9 января 1905 года в Петербурге в Ереване назвали «кровавой субботой») назначен массовый митинг, на котором обещано представить «всеобъемлющую программу политических действий».
Конечно же, недовольство властью (подогреваемое глобальными финансово-экономическими трудностями) – это определенный козырь в руках лидеров АНК. В их пользу и харизма их лидера, его ораторское мастерство. Однако до сих пор сила, претендующая на роль главной оппозиционной партии в стране, не провела на должном уровне «партийное строительство». Она остается главным образом, столичным «конгрессом», практикующим митинги, которые без конкретной динамики начинают надоедать даже самим участникам. Сравните положение дел в Ереване с ситуацией в Тбилиси, где оппозиция, имеющая серьезные ресурсы популярности и ярких лидеров так и не смогла конвертировать массовые акции в что-то реальное. Как и в Грузии, в Армении не будет задействован во всю мощь «фактор Запада» в помощь оппозиционерам. Несмотря на их демократическую риторику. Правда, в Армении это будет сделано по совсем по другим причинам. Если в Грузии США и ЕС боятся новой революции и, как следствие окончательной делегитимации грузинской государственности, то в Армении Запад опасается срыва процесса нормализации отношений с Турцией. И Тер-Петросяну надо иметь в виду, что применение силы ради «мира с Анкарой» (конечно же, в разумных пределах) Вашингтон и Брюссель будет готов простить Саркисяну.
Однако АНК - это еще не вся армянская оппозиция. В новом году о себе пытаются заявить и дашнаки. 11 января 2010 года в центре Еревана они провели митинг, приуроченный к заседанию Конституционного суда Армении, на котором была рассмотрена конституционность двух армяно-турецких протоколов. Противодействие ратификации этих двух юридически обязывающих документов привело дашнаков из правительственного стана (они были членами правительственной коалиции по итогам парламентских выборов) в оппозицию власти. «Несмотря на новогодние праздники, наш народ не утерял бдительности ни здесь, ни в диаспоре. Мы требуем, чтобы Конституционный суд в своих выводах отметил все те опасности, которые таят в себе протоколы. Они таят в себе угрозу и в плане безопасности Арцаха (Нагорного Карабаха - С.М.), и для процесса международного признания геноцида, и для будущего и безопасности Армении. Мы говорим решительное "нет" армяно-турецким протоколам!»- заявил Грайр Карапетян, один из лидеров партии, вице-спикер парламента республики. Однако массовый протест старейшей армянской партии не помешал высшей судебной инстанции республики принять то решение, которое выгодно действующей власти. В ходе закрытого обсуждения (в открытом режиме оно шло всего несколько минут) армяно-турецкие протоколы были признаны соответствующими Конституции Армении.
Таким образом, Конституционный суд сделал еще один шаг к продвижению ратификации этих двух документов, которые могут существенно изменить весь геополитический ландшафт Большого Кавказа. В этой связи применительно к дашнакам, надо понять, что эта партия на сегодняшний день является фактически партией одной темы (если быть более корректно, то одной темы с вариациями). И тема эта – патриотизм вкупе с претензией на монопольную роль в хранении армянской политической традиции. Однако по этой части у дашнаков давно нет монополии. При всей условности аналогий эта партия является «хранителем брэнда», как КПРФ в России. Она может вызывать к себе симпатии, горячее уважение, она может будить эмоции и ностальгические чувства. Она в состоянии «заводить диаспору». Но переломить ситуацию под себя внутри Армении дашнаки не могут. Для этого им необходим союз (хотя бы ситуативный) с другими политическими силами республики. Такой союз с их бывшими гонителями (которые в период президентства Тер-Петросяна запрещали деятельность «Дашнакцутюна» внутри Армении) вряд ли возможен, хотя истории и известны «странные сближения».
Таким образом, в начале нынешнего года у власти есть определенное преимущество перед разными оппозиционными колоннами. Однако никакое положение дел не может быть вечным. Затягивание ратификации протоколов (особенно долгое их затягивание) снижает интерес внешнего мира к Армении, ее нынешней элите, объективно оно работает на уменьшение геополитической капитализации республики. Впрочем, для оппозиции это может стать определенным шансом. А ведь еще и карабахский процесс не застрахован от неожиданных «разворотов» и нестандартных решений.
Сергей Маркедонов - политолог
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.