Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.01.2010 | Игорь Бунин
Первый тур не в пользу Юли
17 января в Украине прошел первый тур президентских выборов. По предварительным данным (обработано более 80% бюллетеней), в первом туре за Виктора Януковича проголосовали 35,76% избирателей, Юлию Тимошенко - 24,72%. За Сергея Тигипко, который смог стать в результате одной из ведущих фигур украинской политики, проголосовали 13,05%, за экс-спикера Верховной Рады Арсения Яценюка - 6,96%. Действующий президент Виктор Ющенко преодолел 5-процентный барьер - 5,33%. Второй тур состоится 7 февраля, и его результат полностью не предрешен.
Состав кандидатов был весьма представителен. На пост главы государства претендовали 18 политиков, наиболее известными из которых были действующий президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко, бывший премьер, лидер Партии регионов Виктор Янукович, спикер Рады Владимир Литвин, бывшие спикеры Рады Арсений Яценюк и Александр Мороз, бывший председатель Национального банка Сергей Тигипко, лидер коммунистов Петр Симоненко, бывший министр обороны Анатолий Гриценко, лидер праворадикальной Партии свободы Олег Тягнибок.
В Украине выборы приковывали к себе большое внимание с учетом того, что смена президента считалась гарантированной: Виктор Ющенко практически не имел шансов на переизбрание. Изначально главной стратегией Ющенко было недопущение выборов. Однако воспрепятствовать этому президенту не удалось из-за заинтересованности в выборах БЮТ и Партии регионов. В апреле 2009 года Верховная Рада приняла постановление о назначении очередных выборов президента Украины на 25 октября 2009 года. Ющенко обратился в Конституционный суд, который в середине мая признал это постановление неконституционным. После острых споров выборы все-таки были назначены на 17 января, причем это решение поддержали 399 депутатов из 450, то есть решение было практически консенсусным. После этого Виктор Ющенко на фоне острого политического кризиса, распада «оранжевой коалиции» угрожал распустить Верховную раду, что было бы еще менее легитимно, чем в 2007 году.
В итоге в июле выборы были назначены. Перед первым туром было несколько крупных интриг.Во-первых, это соотношение голосов в первом туре между лидером Партии регионов Виктором Януковичем и премьер-министром, главой БЮТ Юлией Тимошенко. Именно между ними развернулась наиболее острая борьба. Тимошенко сделала ставку на обвинениях Януковича в уголовном прошлом (здесь проявился эффект «дежа вю» - эти обвинения уже звучали в 2004 году), а Янукович – на коррупции в правительстве Тимошенко, неэффективной экономической политике, нежелании повышать пенсии и т.д. Одновременно оба лидера заметно сместились к центру в своих предвыборных программах. Янукович обещает перейти на европейские стандарты социального обеспечения, на полностью контрактную армию, повысить прозрачность и эффективность госаппарата, пересмотреть газовые контракты с Россией. При этом в таких политизированных вопросах как вступление в НАТО и поддержка русского языка, он занял национально ориентированную, но не антироссийскую позицию – придание русскому языку официального статуса на местном (но не государственном) уровне, что соответствует Европейской хартии, и неприятие поспешного вступления в НАТО.
Юлия Тимошенко строила кампанию традиционно на высокой степени популизма, обещая вывести страну в первую «тридцатку» по индексу человеческого развития (сейчас она занимает 85-е место), вступить в ЕС, «убрать олигархов», обеспечить энергетическую независимость, провести референдум по вопросу вступления в НАТО. В своей кампании она сделала ставку на символ «белого тигра», который предстал в образе «тигрюли» (этот тигренок был ей подарен). При этом против Тимошенко фактически активно играл президент Виктор Ющенко, который, в свою очередь, был обвинен БЮТ в договоренностях с Януковичем. Главной интригой в этой связи стал вопрос, однозначным или двузначным был бы разрыв между двумя фаворитами. Первый вариант дает Тимошенко шансы для продолжения борьбы.
Во-вторых, существенной интригой являлось, кто займет третье место. Изначально в число фаворитов вошел Лидер движения «Фронт перемен», экс-спикер Верховной Рады Украины, бывший министр экономики и иностранных дел Арсений Яценюк. Молодой и амбициозный политик, к началу лета неожиданно вырвавшийся в избирательной гонке на уровень поддержки, сопоставимый с Тимошенко, он достаточно быстро «сгорел», попытавшись заручиться поддержкой восточного электората, не закрепив свои позиции на Западе. Особую роль в проигрыше Яценюка сыграл откровенный антисемит, мэр Ужгорода Сергей Ратушняк – технический кандидат, который, по данным штаба Яценюка, исполнял роль «убийцы» по заказу Тимошенко. Его заявления отпугнули от Яценюка многих избирателей на украинском Западе. Свою роль в «поражении» Яценюка сыграла и его крайне неудачная, хотя и весьма затратная агитационная кампания.
В итоге к концу осени – началу зимы его неожиданно обошел бывший министр экономики и бывший глава Нацбанка Украины Сергей Тигипко. При Леониде Кучме его называли в числе возможных преемников, однако в итоге в 2004 году он возглавил избирательный штаб Януковича. Тигипко, считавшегося представителем днепропетровского клана, сразу назвали «восточным Яценюком». В своей предвыборной кампании он предложил ориентироваться на Китай во внешней политике, строить социальную систему по европейским образцам, а также не идти на конфликт с Россией, решив проблему Черноморского флота и разрешив просмотр фильмов на русском языке. Главными достоинствами Тигипко стали образ профессионала в области экономики, отсутствие громких скандалов вокруг его фигуры, относительная молодость (родился в 1960 году). В 2004 году средние слои населения голосовали за Ющенко, видя в нем компетентного и честного специалиста, но быстро разочаровались в нем – теперь они же искали другого кандидата со сходными характеристиками.
В-третьих, нынешние выборы отличаются гораздо меньшим влиянием внешних факторов. «Своих» в чистом виде кандидатов, как это было в 2004 году, нет ни у России, ни у Запада. Так, Запад с недоверием относится к фигуре Януковича, склонного к более византийскому стилю управления и не так сильно имиджево зависимого от приверженности западным ценностям. Кроме того, он продолжает рассматриваться как более пророссийский политик, чем кто-либо другой из реальных кандидатов. Юлия Тимошенко всегда на Западе рассматривалась как непредсказуемый, популистский политик, с которым практически невозможно выстроить стабильные отношения. Кроме того, ее популистская экономическая политика вызвала недоверие международных финансовых институтов: МВФ, например, пока отказывается выделять очередной транш кредита. В этой ситуации многие на Западе все же склоняются к выстраиванию отношений с Януковичем.
Россия на этих выборах предпочла выстроить отношения со всеми основными кандидатами, хотя более тесными в последние месяцы кажутся отношения с Тимошенко. Она успешно договорилась с Владимиром Путиным о том, чтобы не платить штрафы за невыкупленный газ, согласилась не пересматривать газовые контракты, хотя внутри страны она обещала повысить стоимость транзита (изначально эти заявления опровергались «Газпромом», однако накануне Нового года стало известно о существенном повышении тарифов). Скандальной в Украине стала пресс-конференция в сентябре Тимошенко и Путина, где она якобы смеялась над Ющенко и Саакашвили, в период войны с Россией жевавшего свой галстук. В то же время есть и серьезный осложняющий фактор – «вброс» в СМИ информации о договоренностях Тимошенко и Саакашвили, запись телефонного разговора, который якобы состоялся между ними, направление в Украину пары тысяч грузинских наблюдателей (не зарегистрированных избиркомом), которые, как утверждают, должны были действовать в интересах Тимошенко в рамках «оранжевого» сценария. Эта история может снизить доверие российской стороны к украинскому премьеру.
Одновременно важным моментом является тот факт, что Виктор Янукович присутствовал на съезде «Единой России» в ноябре, а Путин публично заявил о партнерстве Партии регионов и «единороссов». Москва дает понять, что готова взаимодействовать с ним, но однозначной ставки на него уже нет. Это, в свою очередь, позволило и самому Януковичу проводить более независимую, национально ориентированную президентскую кампанию. Кремль за последние годы заметно разочаровался в лидере Партии регионов, определенно выстраивавшим отношения с ЕС и НАТО и выступавшим, по сути, с не менее прозападных позиций, чем его оппоненты из оранжевого лагеря. Заявления же Януковича о том, что газовые контракты должны быть пересмотрены, и вовсе говорят о наличии похолодания в отношениях с российской властью, которая не исключает, что, став президентом, он будет вести себя по «схеме Лукашенко», выторговывая «поблажки» в сфере ТЭКа в обмен на обещания крепить «славянское братство».Наконец, по данным СМИ, российские политтехнологи работали с Тигипко и Яценюком. Последний в период его взлета рассматривался как возможный союзник, с которым на волне подъема можно развить отношения. Тигипко же изначально вполне приемлемая для России фигура, никогда не выступавшая с антироссийскими и жестко прозападными заявлениями. Пожалуй, единственной неоспоримой позицией Москвы на этих выборах было полное неприятие фигуры Ющенко. Еще в августе президент России Дмитрий Медведев обратился к нему с крайне жестким видеообращением, отказавшись направлять в Киев нового посла Михаила Зурабова. Это был четкий сигнал, что с Ющенко как лидером страны Москва иметь дело не намерена: Кремль не может простить ему поддержку Саакашвили в период военного противостояния с Россией в августе 2008 года.
В преддверии выборов административный суд Киева запретил любым политическим партиям проводить массовые акции на площади Независимости (Майдане Незалежности) в центре города с 9 января по 5 февраля. Единственной политической силой, способной попытаться после второго тура реализовать «оранжевый» сценарий, является Блок Юлии Тимошенко (разумеется, в случае неудачи его лидера), но его возможности ограничены. Энтузиазм, имевший место в 2004 году, давно иссяк, так что потенциальные «революционеры» могут прийти на площадь лишь на материальной основе, да и их численность будет явно меньшей, чем во время противостояния сторонников Ющенко и Януковича. Запад также вряд ли будет заинтересован в «делегитимации» результатов выборов – для него приоритетом является обеспечение стабильности в стране, осуществляющей транзит энергоносителей из России в Европу. Кроме того, мэр Киева Леонид Черновецкий является противником Тимошенко (в 2004 году городские власти сочувствовали «оранжевым»).
В результате, по предварительным данным, разрыв между Януковичем и Тимошенко составил более 10%. Сократить разрыв, несмотря на все усилия и собственную харизму, Тимошенко не смогла. При этом у Януковича ограничены возможности расширения электората – левые кандидаты (Симоненко и Мороз) выступили явно неудачно; первый получил более 3%, второй – менее 1%.
В любом случае, основная борьба в межтуровый период развернется за две электоральные группы. Первая – это сторонники Тигипко из среднего класса, которых не устраивает ни один из двух лидеров. Сам Тигипко уже заявил, что не намерен поддерживать ни Януковича, ни Тимошенко, ориентируясь на создание сильной политической партии, способной эффективно выступить на региональных, а затем и на парламентских выборах. Отчетливая поддержка одного из «финалистов» может в этой ситуации лишь навредить образу Тигипко как альтернативы традиционным лидерам украинской политики и снизить доверие к его партийному проекту. В любом случае, даже если Тигипко скорректирует свою позицию и хотя бы опосредованно поддержит одного из кандидатов (например, в обмен на премьерство), то ему будет очень сложно «управлять» своим недавно сформировавшимся электоратом. Не исключено, что этот электорат перед вторым туром «рассыплется», не сделав решающего выбора в пользу какого-либо кандидата.
Вторая электоральная группа – преимущественно избиратели Запада Украины, голосовавшие за Ющенко, Яценюка и Тягнибока (около 13%). Для них невозможна поддержка Януковича, и они достаточно негативно относятся к Тимошенко, обвиняя ее в измене «национальным» идеалам. В отличие от избирателей Тигипко, это в значительной степени идеологизированный электорат, который воспримет возможную победу Януковича особенно болезненно – как реванш за поражение Востока в 2004 году. В принципе, многие из этих избирателей могли бы проголосовать за нынешнего премьера, несмотря на неоптимальность для них ее кандидатуры. В межтуровый период важной задачей Тимошенко поэтому является «оранжевая» мобилизация, однако значительный разрыв между двумя лидерами и сохраняющийся конфликт в среде самих «оранжевых» делают шансы Януковича намного более предпочтительными. На него могут ставить и большинство украинских элит (и не только восточных), опасающихся резких действий со стороны Тимошенко – пересмотра как Конституции (с резким усилением влияния президента), так и итогов приватизации, чего не собирается делать Янукович.
Игорь Бунин – президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.