Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.02.2010 | Алексей Портанский
Мир очнулся в Давосе
Если бы в мире присуждалась Нобелевская премия в области Public Relations, то в числе первых ее лауреатов несомненно должен был бы оказаться 72-летний швейцарский профессор Клаус Шваб – основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе. Сегодня, когда очередной Давос не принес каких-либо позитивных новостей относительно выхода из мирового кризиса, детище Шваба – Всемирный экономический форум – по-прежнему процветает. 2500 участников нынешнего форума – убедительное доказательство его жизнеспособности…
Итак, в Давосе не было найдено пути выхода из кризиса и не было предложено готовых рецептов, как избежать повторения подобных экономических провалов в будущем. В общем-то чудесных решений никто и не ожидал. Чтобы подготовить их, сначала необходим честный и откровенный разговор о случившемся, признание провалов и ошибок. Такие откровения в Давосе действительно прозвучали, и о них стоит сказать подробнее.
Николя Саркози стал первым французским президентом, кто прибыл в Давос, чтобы открыть очередной форум и выступить с речью. Та страсть, с которой он обрушился на «безумия рыночной экономики», наверное, впечатлила коммунистов и левых. Когда и почему мировая экономика начала пробуксовывать? Диагноз Саркози – все началось с того момента, когда все согласились, что «рынок всегда прав, и никакие иные резоны не могут быть ему противопоставлены». Несбалансированность мировой экономики питала развитие глобальных финансов. Регулирование финансовой системы было ослаблено, что позволило тем, кто потреблял слишком много, финансировать свои дефициты за счет тех, кто имел излишки. Непрерывное накопление дисбалансов стало мотором и последствием глобализации финансовой сферы. Это породило новую действительность, в которой во главе угла оказался финансовый капитал: спекулянт стал важнее предпринимателя, рантье – важнее работника, а эффект финансового рычага достиг немыслимой силы. Сложился капитализм, в котором быстрое обогащение за счет игры с чужими деньгами без создания реального богатства и рабочих мест стало нормой.
С бескомпромиссной позицией французского лидера фактически согласились и многие финансисты. Как убежден председатель совета директоров «Тройки диалог» Рубен Варданян, «пока успех измеряется в деньгах, пока главный вопрос - доход на одну акцию, это будет повторяться и повторяться, а банки, как самые мобильные и динамичные, будут первыми находить лазейки, ниши, где можно увеличить доход. Но другой системы измерений, которая была бы разумна, никто пока не предложил».
Неизбежна ли была такая ситуация, к которой пришел мировой финансовый рынок? Левые и коммунисты поспешат ответить «да», обозначив ее закономерным итогом рыночного капитализма. Но тут на защиту капитализма встает все тот же Николя Саркози. Кризис, который мы переживаем, не есть кризис капитализма, считает он, - это кризис, который вызван утратой капитализмом своих базовых ценностей. Капитализм неотделим от цивилизационного проекта, от идеи человека. Поэтому чисто финансовый капитализм есть не что иное, как отклонение от нормы, которое несет риски для мировой экономики. Это означает, что сегодня мировая экономика остро нуждается в установлении таких правил, принципов, такого регулирования, которые бы отражали общие ценности, общую мораль, убежден Н.Саркози.
Речь французского президента иногда могла показаться излишним морализаторством. Однако его подходы разделили многие участники форума. Всем известно, что мировая экономика и мировые финансы давно стали глобальными, в то время как политика продолжает оставаться прерогативой национальных государств. Мировой финансовый кризис доказал, что глобальные рынки нуждаются в глобальном регулировании. Практически никто в Давосе с этим не спорил. Но как реализовать эту мысль – на этот вопрос ясного ответа получено пока не было. Координация реформ финансового сектора может показаться такой простой вещью, отметил директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, но на практике, боюсь, мы не идем по этому пути. Реформы в отдельно взятой стране не дадут результата, они должны быть скоординированными и трансграничными, убежден глава МВФ.
Против трансграничного регулирования не возражают и банкиры. Чтобы максимально быстро восстановить доверие к финансовой системе, нужна абсолютная гармонизация на глобальном уровне, признал глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман. Однако тут же оговорился, что когда отдельные страны вводят новые налоги и меняют правила игры, достижение общих целей сразу усложняется. Его мысль подтвердил и развил Р.Варданян, заявив, что сбой в системе был знаковым, что это предвестник серьезных изменений. Необходимо общее надгосударственное регулирование. Но кто согласится? Надо повышать прозрачность. Но на это тоже пойдут не все. Надо делать единые бухгалтерские стандарты. Пока не могут договориться. Что делать с огромным госдолгом США? Можно ли создать единую международную валюту? Возникает целая цепочка вопросов, ответов на которые пока нет. С важным предупреждением при этом выступил К.Шваб: если сосредоточиться исключительно на кризис-менеджменте, выйти из штопора не удастся.
В последнее время во многих странах стали понемногу говорить и возвращении стабильности и даже возобновлении роста. Так ли это? Говорить в настоящее время о како-то стабильности пока очень рано, предостерег в своем выступлении на форуме Алексей Кудрин. Беспрецедентные меры по государственному стимулированию экономики, которые помогли ей справиться с рецессией, в будущем чреваты новыми сложностями. Сейчас трудно сказать, насколько мы можем продолжать еще такие массированные вливания, и как они отразятся уже через год-два на наших балансах, в том числе, и на суверенном долге, который превысит критическую черту даже для развитых стран, дойдя до 100% ВВП, сказал российский вице-премьер. Пока же рынки растут, вновь делая актуальной проблему "пузырей".
Что же в итоге принес нынешний Давоский форум? Наверное, стойкое ощущение всеми участниками потребности перемен. Либо мы изменимся по своей воле, либо экономический, социальный и политический кризис вынудит нас пойти на изменения, сказал Николя Саркози. «Мир очнулся. Пришел в себя. Понял, что он жив, и понял, что ему надо будет очень сильно меняться, но пока еще не до конца понимая – как», - так выразил свои ощущения от форума Анатолий Чубайс.
Алексей Портанский – ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.