Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.03.2010 | Сергей Маркедонов
«Милицейская» инициатива Рамзана Кадырова
В марте 2010 года щедрый на политические инициативы и заявления президент Чечни Рамзан Кадыров огласил свое новое предложение. На этот раз оно касается формата работы милиции на территории республики, вверенной ему. Руководитель Чеченской республики намерен обратиться в федеральное Министерство внутренних дел с предложением провести своеобразный аудит. Смысл такого аудита следующий: необходимо изучить целесообразность командировок милиционеров из других субъектов РФ в Чечню…
Однако уже сегодня позиция Рамзана Кадырова понятна. Такие командировки он считает не слишком эффективными и оправданными. «На начальном этапе проведения КТО была реальная необходимость постоянно направлять в Чеченскую Республику сводные отряды милиции из всех регионов России. Операция фактически завершена. Режим официально отменен. Бандформирования разгромлены», - почти в стилистике Левитана резюмировал президент Чечни. Кадыров полагает, что с задачей уничтожения оставшихся боевиков «в их логове» справятся подразделения местной республиканской милиции при поддержке регионального управления ФСБ и внутренних войск. Кадырову вторит первый заместитель председателя правительства Чечни Магомед Даудов. Он по поручению президента республики провел инспекцию блокпостов, расположенных на федеральной трассе и внутриреспубликанских дорогах и пришел к неутешительному (для блокпостов, конечно) выводу: «Скажу откровенно: картина вокруг этих объектов была неприглядная. Занимаемые ими территории захламлены, отсутствуют элементарные условия для несения службы и отдыха личного состава. Руководители администраций районов и населенных пунктов, командиры подразделений, несущих службу на этих блокпостах, выражают единое мнение о нецелесообразности содержания как личного состава на блокпостах, так и самих этих объектов. К тому же блокпосты вызывают массу жалоб у местного населения».
С критикой прикомандированных в Чечню милиционеров (и вообще чрезмерного федерального присутствия в республике) Рамзан Кадыров выступает не в первый раз. Эта тема является одним из многочисленных, но очень важных ресурсов его популярности. Так ее будучи премьер-министром, в октябре 2006 года Кадыров заявил: «Не вижу надобности и в том, чтобы прикомандированные милиционеры стояли на нескольких десятках блокпостов. Не вижу от этого пользы. Ибо боевиков они не ловят. Боевики не такие, видимо, простаки, чтобы ездить через посты и докладывать, что едут из леса».
Однако выдвижение новой (или обновленной старой) инициативы президента Чечни в марте 2010 года требует более пристального внимание. Оно не кажется нам фактом случайным и уж тем более «повторением пройденного». Приближается знаковая и для российской федеральной власти, и лично для Рамзана Кадырова дата. В прошлом году 16 апреля режим КТО (контртеррористической операции) в Чечне был отменен. Следовательно, к первой годовщине «победы над терроризмом» необходимо представить в соответствие с законами политического жанра некую позитивную динамику. Прекращение практики командировок милиции из других регионов России (которая сложилась еще во время двух чеченских антисепаратистских кампаний) станет новым символом того, что республика семимильными шагами продвигается от войны к миру. В этой связи хотелось бы заметить, что в словах Рамзана Кадырова есть определенное зерно истины. Деятельность российской милиции в Чечне не слишком эффективна, как впрочем, трудно назвать ее результативной и в других регионах страны (не только на Северном Кавказе). В специфических же условиях Чеченской республики «приезжая» милиция тем более удобная мишень для критики. Здесь, как говорится, каждое лыко в строку. И сегодняшняя неэффективность, и прошлые грехи, и психологические (и не только) травмы местного населения. В общем, выгодный ресурс для продвижения позитивного имиджа внутри республики.
Но значение новой инициативы не следует ограничивать одними лишь пропагандистскими соображениями, хотя их роль также значительна, особенно для федеральной власти. В прошлом году устами президента РФ ситуация на Северном Кавказе была признана самой главной внутриполитической проблемой государства. Поскольку же наша власть с трудом обходиться без изрядной доли «позитива» (даже там, где его, как в Ванкувере, физически нет), то идея Рамзана Кадырова может иметь шансы на успех. Москва уже давно смирилась, что ее роль в чеченских делах сводится к непрямому и, если угодно индикативному администрированию. Расширить этот формат за счет командировок милиционеров в принципе задача решаемая. К годовщине отмены КТО, таким образом, будет обеспечен столь необходимый «позитив».
Впрочем, вернемся к другим резонам, которые могут стоять за мартовской «милицейской» инициативой. Следует заметить, что критическое отношение к прикомандированным милиционерам, озвученное президентом Чечни, сопровождалось выдвижением другого не менее важного тезиса. Рамзан Кадыров заявил, что считает нецелесообразным сокращение состава МВД по Чеченской Республике. Таким образом, выстраивается своеобразная оппозиция: неэффективная милиция, состоящая из «чужаков» и своя милиция, имеющая высокий уровень подготовки и готовая защитить каждого чеченца. Вот какую оценку дает президент Чечни «своей милиции»: «Они знают все обходные дороги, горные тропы и каждый кустик в лесной местности. Они могут на должном уровне осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Получается, что мы должны сократить хорошо подготовленных и владеющих ситуацией сотрудников. Кроме того, я считаю нецелесообразным эти сокращения из-за существующего в республике высокого уровня безработицы». Таким образом, помимо противопоставления «своих» приезжим поддержка собственной милиции видится, как важный рычаг для социальной мобилизации населения. Карьера в республиканской милиции становится выгодным способом избежать участи безработного, получить высокий статус (личный и общественный). Что получается в сухом остатке? Еще один участок обособления от общероссийских структур. Такие уже есть в пенитенциарной системе, форматах прохождения воинской службы, бюджетных вопросах. После открытия в грозненском аэропорту международных авиарейсов появилась и таможня, имеющая определенную степень автономии от федерального ведомства. И заметим, в появлении такого участка присутствует интерес не только у Кадырова, но и у Москвы.
В этой связи хотелось бы подчеркнуть избирательность федерального центра по отношению к различным субъектам РФ на Северном Кавказе. С одной стороны высшие российские чиновники (включая и первых лиц страны) говорят о создании «особых» судебных, правовых механизмов присутствия центра в этом регионе. И под эти идеи даже принимаются решения (такие, как изменение подсудности по делам, связанным с террористической деятельностью). Практически синхронно с кадыровской «милицейской» инициативой президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о назначении генерала милиции Виктора Поголова министром внутренних дел соседней с Чечней (и даже этнически близкой чеченцам) Ингушетии. То есть в одном случае «внешнее милицейское управление» признано необходимым (а Поголов до своего назначения в Ингушетию нес службу в Саратовском ГУВД), а в другом велики шансы на его отмену.
Конечно, возможные оппоненты могут сказать, что гибкость управленческих подходов и отсутствие «общего аршина» к измерению сложнейших проблем республик Северного Кавказа является проявлением высокого качества государственного менеджмента. С данным тезисом автор согласился бы сразу. Однако мешают некоторые нюансы. Если следовать пропагандистской картине мире, и искренне полагать, что Ингушетия является зоной войны, а Чечня оазисом мира на Северном Кавказе, то вывод об отказе от «единого аршина» можно было бы признать стопроцентно. Но в действительности ситуация далека от победных реляций.
Начнем с того, что Рамзан Кадыров уже не раз говорил о полном разгроме боевиков. Осенью 2009 года он обещал победить их до конца календарного года. Еще раньше он считал, что для решения этой задачи хватит срока от двух недель до месяца (возникает эффект déjà vu, сразу вспоминается один парашютно-десантный полк, с помощью которого проблема Чечни должна была решиться в 1994 году). Однако террористическая активность пока не исчезла из жизни республики. Буквально 14 марта вблизи от административной границы с Ингушетией произошло столкновение с группой боевиков, а за три дня до этого 11 марта при взрыве в городе Аргун ранен сотрудник милиции. И даже если представить себе, что завтра будет проведена успешная спецоперация против Доку Умарова, это вряд ли станет «точкой невозврата», поскольку дело не в личностях, а в системе решения политических проблем.
Действительно, в отличие от 1990-х гг. в Чечне нет организованных военных столкновений де-факто армии сепаратистов с регулярными российскими частями (таких, как операция по захвату Грозного летом 1996 года). Однако диверсионно-террористическая борьба, не требующая большого числа людей, одновременно собранных в одной точке, ведется. И дальнейшее обособление республиканской власти от общероссийских структур вряд ли изменит эту динамику.
Сергей Маркедонов - политолог, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.