Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.03.2010 | Валерий Выжутович
Надбавка за свастику
По Риге опять бравым маршем прошли эсэсовцы. Так теперь каждый год. Неизменно - 16 марта: в этот день 1944-го две дивизии Латышского легиона войск СС вступили в бой у Великих Лук с частями Красной армии. Для ветеранов СС и их нынешних почитателей это - «славная дата», календарный повод промаршировать с цветами и песнями по улицам Риги, помянуть «освободителей» Латвии богослужением в Домском соборе. И вот опять. Только в этот раз шествие нацистов выглядело особенно вызывающе: оно проводилось в канун 65-летия Победы.
Примечательная подробность: из-за кризиса социальные выплаты в Латвии сокращены на 10 процентов, а ветераны латышского легиона Ваффен-СС даже сейчас получают надбавку к пенсии. Ее им платит министерство обороны. А ветераны антигитлеровской коалиции? Они никаких пособий не получают, никакими льготами не пользуются, хотя этнических латышей в Красной армии было не меньше, чем латышей, воевавших в составе легиона. Не похоже, что власти страны готовы что-то сделать для облегчения материального положения бывших бойцов Красной армии. Могут ли чем-то помочь ветеранам власти города Риги во главе с молодым мэром Нилом Ушаковым? Пожалуй, только одним - организовать сбор пожертвований. Так уже было в прошлом году. Молодые активисты нескольких партий создали организацию «9 мая.lv». И запустили сбор пожертвований через Интернет-банк. Люди присылали кто сколько может. Кто-то - десять латов, кто-то двадцать, а кто-то и пятьсот. Собранной суммы хватило, чтобы из двенадцати тысяч ветеранов две тысячи человек получили подарки к празднику Победы. Это был продуктовый набор: бутылка водки, чай, кофе, сервелат, рыба, конфеты. Плюс 20 латов в конверте.
Так против кого воевала Прибалтика? В составе Красной армии против фашистской Германии или в составе СС против Советского Союза? Было и то и другое. Были и те, кто пал в боях с фашистами, и те, кто с первых дней войны пошел на службу к Гитлеру. В Латвии находятся более 400 захоронений, в которых покоится прах 500 тысяч советских солдат, а на территории России обнаружено свыше 110 мест, где нашли последний приют латвийские военнослужащие. После того, как Госдума ратифицировала межправительственное российско-латвийское соглашение о статусе этих захоронений, уже, даст бог, хотя бы в Латвии не повторится история, подобная той, что произошла в Эстонии с демонтажом памятника Бронзовому солдату. Создана правовая база для обеспечения надлежащего ухода за воинскими могилами, определен порядок предоставления земельных участков под российские и латвийские захоронения, четко прописаны условия их защиты и сохранности.
Но политики стран Балтии по-прежнему увлечены борьбой за собственную трактовку истории. К примеру, в Литве запрещены серп и молот, пятиконечная звезда и прочие символы СССР. Они приравнены к символике Третьего рейха, публичное использование которой тоже возбраняется. В поправках к закону «О собраниях», принятых литовским Сеймом, сказано, что фашистские и советские символы могут восприниматься как «пропаганда нацистских и коммунистических оккупационных режимов». Решение глупое, вполне бессмысленное, не имеющее для Литвы никакой практической перспективы, кроме разве что экономических санкций, на которые эта страна (вслед за Эстонией, перезахоронившей Бронзового солдата) может нарваться. Кто-нибудь возразит: ну не такое уж оно бессмысленное. Приравняв СССР к фашистской Германии, Литва станет еще настойчивее требовать от России компенсации за советскую «оккупацию»; вот вам и практическая перспектива. Но тогда, скажу я, Россия может выставить встречный иск за литовскую агрессию против Руси и оккупацию ее земель в течение XIII - XVII веков, а заодно и возвратить прежним владельцам земли, подаренные Литве «советскими оккупантами». Попутно придется напомнить, что треть своей нынешней территории Литва получила от СССР по пакту Молотова-Риббентропа. Может, России стоит денонсировать документ от 10 октября 1939 года, согласно которому Литва приобрела отторгнутый от Польши Виленский край? Кстати, как Польша смотрит сегодня на эту бывшую часть своей территории? Не желает вернуть? Совершая подобные экскурсы в прошлое, мы дойдем до маразма. Да, собственно, уже дошли: Латвия, например, предъявляет территориальные права на российский городок Пыталово, отписанный ей в 1920 году по условиям Рижского мирного договора, а в 1944-м вошедший в состав Псковской области.
Поднимая вековые и сравнительно свежие пласты истории, власти Литвы, Эстонии, Латвии всерьез полагают, что это самая плодородная почва для посева разнообразных претензий к России? Да нет, конечно! «Урожая» никто не ждет. Правители стран Балтии прекрасно понимают, что никаких компенсаций за «советскую оккупацию» как не было, так и не будет. Упражнения в риторике на тему недавнего «совместного проживания» нужны для другого. А именно - для обслуживания внешнеполитического курса. Прежде всего - для выстраивания отношений с Россией. Отношения эти, что говорить, оставляют желать лучшего. И нетрудно понять почему. В восприятии восточного соседа эстонцами, латышами, литовцами слишком многое замешено на страхах и фобиях, укоренившихся в массовом сознании с советских времен, на обостренном, подчас болезненном желании поквитаться с тоталитарным прошлым, на до конца не изжитом комплексе «младшего брата». При этом такие вот тени прошлого - с эсэсовской эмблемой на рукавах униформы - балтийских властей не тревожат. Зато призраки «агентов КГБ» им мерещатся всюду. Охота на этих призраков, объявленная сразу после распада СССР, продолжается до сих пор. В Литве, Эстонии, Латвии с маниакальной страстью ищут тех, кто в советские времена сотрудничал с «органами». Ищут наобум, потому что достоверными данными не располагают: архивы либо уничтожены, либо вывезены в Россию. Министры, крупные бизнесмены, депутаты парламентов, лидеры партий, общественные деятели - все под подозрением. «Неопровержимыми уликами», изобличающими кого-то из них в связях с советскими спецслужбами, являются возраст, образование, былые регалии, партийно-хозяйственное или армейское прошлое. Но в республиках советской Прибалтики с «госбезопасностью» сотрудничали тысячи человек. Потому-то сегодня столь широкое поле для посева подозрений, обвинений, наветов.
Схожий взгляд на правопреемницу СССР - и тоже не без исторических оснований - демонстрирует Венгрия, запретившая коммунистическую символику. Да что там, все европейские «страны социализма» стремятся освободиться от коммунистического наследия. Была даже попытка сделать запрет советской атрибутики законодательной нормой в Евросоюзе. Помнится, группа депутатов Европарламента от Чехии, Венгрии, Словакии, Эстонии и Литвы направила комиссару ЕС по вопросам юстиции и внутренним делам радикальное предложение: наряду с символами нацизма ввести запрет на публичную демонстрацию серпа и молота, красной звезды и других символов СССР. Еврокомиссия не стала рассматривать эту инициативу. И, думаю, правильно поступила. При всем безоговорочном неприятии советского опыта старожилы Евросоюза не одобряют стремление своих новых членов интегрироваться в Европу еще и таким вот путем - оскорблением чувств «верующих», каковых в той же Латвии или Эстонии не так уж мало.
Осмотрительность и осторожность в столь деликатной сфере, полагают комиссары ЕС, отнюдь нелишни, а поспешность - противопоказана. Поощрительно наблюдать, как по улицам Риги в гитлеровских мундирах маршируют ветераны СС, Европа и вовсе не расположена. Особенно в год 65-летия Победы.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.