Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

29.03.2010 | Игорь Бунин

Факторный анализ российско-украинских отношений

Говоря о новом этапе отношений между Россией и Украиной, следует избегать эмоций и некоей идеологизированности, отмечая при этом как новые возможности, так и препятствия, которые есть на этом пути…

Итак, какие же качественные изменения произошли за последнее время? Во-первых, появился качественно новый запрос на улучшение отношений с Россией, который существует в общественном мнении Украины. И, несмотря на то, что обычно политики не обращают внимания на общественное мнение, этот запрос велик. Достаточно вспомнить, что референдум по НАТО провести оказалось просто невозможным из-за отрицательного отношения большинства общества к возможности вступления Украины в Североатлантический альянс.

Во-вторых, появилась некая устойчивость новой власти. Как известно, во французской политологии есть такое понятие, как «состояние благодати», возникающее после победы на выборах, - когда в течение, по крайней мере, одного года власть пользуется свободой, популярностью и многими иными возможностями. Это состояние «etat de grace» возникло сейчас на Украине после победы В. Януковича. Как следствие, достаточно быстро была установлена относительно устойчивая власть: было создано парламентское большинство (очень условное и неустойчивое, - но, тем не менее, гарантирующее некую стабильность на ближайшие полтора года), была воссоздана вертикаль административной власти (посмотрите, с какой быстротой сменились губернаторы). Параллельно с этим мы наблюдаем кризис оппозиции, где идет борьба за лидерство между Яценюком, Ющенко и Тимошенко. Причем, каждый из них имеет свои плюсы и свои минусы. Ясно, что в ближайшее время некоторое консолидированное единство оппозиции восстановить не удастся.

В-третьих, мы должны обратить внимание на состав правительства, где очень много пророссийски ориентированных политиков. Сам Николай Азаров, по мнению ряда комментаторов, - русофил. Михаил Ежель – министр обороны, не участвовал в конфликте вокруг Черноморского флота и принял присягу лишь в 1993 году. Дмитрий Табачник – министр культуры, вообще открытый русофил. Можно говорить о том, что и Константин Грищенко, который был назначен министром иностранных дел вместо Порошенко, тоже неоднократно высказывал свои симпатии к России.

В-четвертых, Украина потеряла надежду на то, что она может улучшить свое экономическое положение с помощью Европы и теперь надеется только на Россию. Она думает, что от России можно будет получить сокращение расходов на газ и создать некий совместный проект. Я уже не говорю о том, что существует некое стремление восточных олигархов и руководителей Востока взять реванш за то, что происходило в течение пяти лет. За тот комплекс неполноценности, который возникал у Востока в течение правления Ющенко.

При всем при этом не стоит ощущать эйфорию: не надо преувеличивать ожидания, поскольку эти ожидания могут оказаться чрезмерно завышенными. Первое, что является важным ограничителем и стратегическим приоритетом, - это то, что Украина стремится в ЕС. Кроме того, важно и то, что было отказано в признании политической независимости Абхазии и Южной Осетии. Тем самым новое украинское руководство показало, что на какие-то крайние шаги официальный Киев идти не готов, желая сохранить нейтральную политику по всем азимутам – и на Восток, и на Запад. Это говорит о том, что каждый раз, когда от России будут исходить некие предложения, новое руководство Украины будет оглядываться и на Запад, и на украинский запад, в том числе, поскольку невозможно, с точки зрения нового руководства, полностью ориентироваться только на восточный электорат.

Не стоит забывать и о элементах национальной идентичности - которые, кстати, создавались не только в период легислатуры Виктора Ющенко, - включающих в себя, прежде всего, некое дистанцирование от России. Еще на карбованцах, - не говоря уже о гривнах, - появился Мазепа как элемент украинской идентичности. Полностью сохранить только совместных героев – таких, как, например, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Богдан Хмельницкий, - невозможно. Потому что в этом случае Украина перестает быть страной со своей идентичностью.

То же самое происходит с русским языком. Стоит напомнить, что еще в 2004 году было обещано, что русский будет вторым государственным языком. Теперь же становится ясно, что это будет региональный язык, язык регионального общения. И это при том, что большинство руководителей восточной Украины говорят лучше по-русски, чем по-украински. Но одно дело – общение. Другое дело – политика. В данном случае признание русского языка как государственного означал бы опять шаг к растворению национальной идентичности. Поэтому максимум, на что может пойти новое украинское руководство, - это признать русский язык - языком региональным, с возможностью общения на нем, в том числе и с чиновниками, например на Востоке.

Кроме этого, не стоит забывать и о существующих экономических разногласиях. Российское правительство, в первую очередь, в лице В. Путина вполне устраивает то соглашение, которое было подписано с бывшим премьер-министром по ценам на газ, и пересматривать его не очень хочется. Более того, мы вступаем в стадию постоянных переговоров и поиска компромиссов: это касается и будущности «Южного потока, и создания газотранспортного консорциума. В этом ключе сотрудничество с Россией Украине, очевидно, очень выгодно. И в то же время сейчас начинают действовать совершенно другие факторы, угрожающие нашей монополии, цена на газ начинает падать…

Вторая проблема – проблема наших компаний, наших олигархов, которые пришли на Украину и на которых были совершены рейдерские атаки. Мы хотели бы вернуть наш бизнес на Украину. Но, с другой стороны, «восточное правительство» – это правительство, прежде всего, олигархов. Правительство, которое рассматривает свою победу как возможность сохранить и приумножить свои экономические позиции на территории всей Украины. Правительство, которое будет рассматривать российские монополии как явных конкурентов. А это будет означать, что правительство Азарова не готово идти на значительные уступки. Оно будет сдерживать проникновение российских компаний на Украину.

Вместе с тем и у России, и у Украины появляются новые возможности для совместных действий. Например, празднование 65-летия Победы, в котором и Россия, и Украина будут заинтересованы показать, что они стояли и стоят до сих пор плечом к плечу. Но полной деидеологизации прежней украинской идентичности, создаваемой Ющенко, не произойдет. Либо она будет происходить очень медленно и очень постепенно, и с большим сопротивлением. Скажем, я не уверен в том, что Степан Бандера будет дегероизирован, ведь в таком случае правительство будет вступать в конфликт с Западом страны. В то же время я уверен в том, что не появится новый «голодомор». Равно как не появится новый герой а-ля Бандера, или Шухевич. Но даже отступления в культурной сфере будут медленными и постепенными, с учетом интересом Запада Украины.

Таким образом, если не будет сильных культурологических конфликтов, то останутся проблемы экономические и политические. Здесь можно сказать, что будет много возвратов к некоторому модернизированному кучмизму как к идеологии.

Игорь Бунин – Президент Центра политических технологий

Текст подготовлен на основании выступления И.М. Бунина на конференции «Россия и Украина: новые горизонты взаимоотношений»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net