Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.04.2010 | Сергей Слободчук
Третий дубль киргизской революции
При всех географических, этнических, экономических и геополитических различиях между Украиной и Киргизией ситуация и здесь, и там развивается все же по одному сценарию. Разница лишь в актерах и режиссерах, которые позволяют себе максимально вольную трактовку одной и той же пьесы…
Но если в Украине события в итоге уложились в одну серию (массовые уличные протесты под названием Майдана нашли завершение в политической реформе в том же 2004-м году), то в Киргизии, по словам одного из вождей в очередной раз победившей оппозиции Омурбека Текебаева, в 2005-м в киргизском автомобиле одного водителя поменяли на другого, но сам автомобиль оставили неизменным. Поэтому аналогичный сюжет здесь растянулся на целый телесериал. И сейчас мы наблюдаем третий дубль «революции» в Киргизии, и, вероятно, не последний. Если роль президента и далее останется единолично решающей, борьба между группировками будет вспыхивать снова и снова – ведь каждая хочет быть водителем в автомобиле.
Молитва для отвода глаз
Давайте говорить откровенно: после распада Советского Союза бывшие азиатские социалистические республики трансформировались в феодальные уделы азиатского же образца. В отличие, скажем, от Украины, где построенный за ширмой карликовой демократии феодализм имеет европейский привкус. Хотя кому от этого легче?
Что означает феодализм восточного типа в Киргизии? В первую очередь – доминирование феодальных группировок во всех сферах жизни и, конечно же, в первую очередь – в экономике.
Именно поэтому рассматривать все линии противостояния как в 2004-м, 2006-м, так и в 2010-м году нужно не с точки зрения политологии, а кланологии Кыргызстана. То есть, не в плоскости «власть - оппозиция», «президент - премьер-министр - парламент» и так далее. Мало того, что эти иллюзорные понятия имеют минимальное отношение к реальной жизни, так очень часто их содержание прямо противоречит внешней форме.
Здесь будет уместна цитата Токтогула Какчекеева, назвавшего киргизскую демократию «молитвой для отвода глаз». В то время как основой всей внутренней политики являются родоплеменные отношения.Политические партии, правительство, парламент Жогорку Кенеш и так далее – малозначащие декорации, за которыми скрывается внутренний скелет киргизского общества – родоплеменной строй и настоящие хозяева страны в виде кланов. И где важнейшие решения принимает не формальная власть, а курултаи племен и родов.
Именно поэтому клановое происхождение вчерашней власти и взявших власть оппозиционеров гораздо четче прояснит ответы насчет истинных пружин и движущих сил третьего дубля «революции», чем все демократические лозунги и политическая риторика вместе взятые.
Третий дубль
Кто же пришел к власти в Киргизии в результате драматических событий весны 2010-го, сбросив «южного» президента Курманбека Бакиева (клан ичкилик) и «северного» премьер-министра Данияра Усенова (его относят к чуйско-иссыкульскому клану, племя саруу)? Итак, глава временного правительства Роза Отунбаева. Временный премьер-министр родилась в городе Ош и происходит из южной клановой группы отуз уул («тридцать сыновей»), но большую часть административной карьеры сделала на севере страны и в столице, что объясняет ее восприятие кланами Севера.
Отунбаева - компромиссная и приемлемая кандидатура, как для северных, так и для южных кланов, что позволяет ей маневрировать между интересами «северных» и «южных» в зависимости от того, кто находится на коне. Как тут не вспомнить и не провести параллели с Юлией Тимошенко, которая родилась и большую часть жизни провела в русскоязычном Днепропетровске, однако наибольшую базу поддержки завоевала именно на Западе и в Центре Украины.
При этом Отунбаева старается поддерживать имидж политика, равноудаленного от интересов всех клановых групп.
Заместитель Отунбаевой по конституционной реформе, экс-спикер Омурбек Текебаев, как и Бакиев, принадлежит к южному клану ичкилик, но к конкурирующему с Бакиевым роду (на Юге кристаллизация кланов еще не завершилась).
Финансовый вице-премьер, бизнесмен Темир Сариев – представитель северных кланов.Заместитель Отунбаевой по экономике, бывший премьер-министр (2007) Алмазбек Атамбаев – также выходец с севера.
С заместителем главы правительства по органам прокуратуры и финансовой полиции Азимбеком Бекназаровым (бывший генпрокурор и соратник Бакиева по «революции тюльпанов») может возникнуть путаница. Бекназаров по происхождению южанин, но его относят к той части северных таласских кланов, которые когда-то переселились на юг, в Аксыйский район Джалалабадской области. Здесь проживает община его соплеменников из рода саруу.
Ставший министром обороны Исмаил Исаков традиционно пользуется поддержкой южных кланов.Нынешний Министр внутренних дел Болотбек Шерниязов, один из главных организаторов уличных протестов в Таласе, представляет таласские кланы и является одним из влиятельных предводителей Севера (наряду с Кубатбеком Байболовым, Темиром Сариевым, Феликсом Куловым и другими).
Главой Службы национальной безопасности стал бывший деятель времен Акаева, бывший министр внутренних дел и бывший и.о. вице-премьера Кенешбек Дуйшебаев, который происходит из Чуйской области и относится к северному кеминскому клану. На прошлых президентских выборах кеминцы выдвигали своим кандидатом авторитетного Темирбека Акматалиева (род сарыбагыш), именно его доверенным лицом являлся Дуйшебаев.
Авторитетным «южанином» является глава МЧС Дуйшенкул Чотонов – он происходит из Советского района Ошской области. В 2005-м именно он вместе с другими влиятельными «южанами» - покойным криминальным авторитетом Баяманом Эркинбаевым и экс-депутатом Бектуром Асановым - организовывал массовые протесты против Акаева на юге страны.
Стая товарищей
Как видим, экономически более развитому Северу достались рычаги управления экономикой страны, включая финансовую систему. В данном случае мы наблюдаем попытку с первого шага снять постоянные противоречия между северными областями и центральной властью. Северные кланы традиционно выказывали недовольство распределением экономических ресурсов, считая, что с учетом их вклада в экономику, они заслуживают большего. То же самое можно сказать про силовиков – посты главы МВД и Службы национальной безопасности получили «северяне» Шерниязов и Дуйшебаев, хотя над ними и поставили куратором силового вице-премьера, формального «южанина» Бекназарова. В то же время полномочия Бекназарова не распространяются на армию, которую отдали выдвиженцу Юга Исакову – таким образом «южане» подстраховались, получив подконтрольную только «своим» часть силового ресурса. Как видим, в плане дележа постов во временном правительстве наблюдается четкий перекос в сторону интересов Севера, хотя в состав и внедрили несколько формально «южных», а на деле опять-таки близких «северным» фигур.
Итак, новое руководство страны - результат ситуативного расклада сил. Настораживает только, что до последнего момента пришедших к власти объединяли не общие цели или программы для всей Киргизии, а борьба за интересы своего клана. На одной стороне баррикад эта разношерстная группировка оказалась лишь благодаря общему противнику, который стоял на пути этих интересов – бывшему президенту Курманбеку Бакиеву. В логике борьбы оппозиции жестко просматривается антитезис – их объединили усилия не «за», а «против». А ни одна программа реформ не может строиться на антитезисе.
Поэтому следующим яблоком раздора, что спровоцирует борьбу внутри уже новой власти, станет выработка совместной программы действий и разное видение дальнейшей формы правления в стране. У части кланов, чувствующих себя наиболее уверенно, существует соблазн максимально закрепиться во власти и оставить все как есть. То есть, либо «новый Бакиев», либо «коллективный Бакиев». Другие, скажем, Азимбек Бекназаров, уже озвучили идею перехода Киргизии к парламентской республике. Борьбу между этими двумя вариантами развития событий – схватка внутри временного правительства и приз для победителя в виде очередной семейной олигархии в стиле «новый Акаев» (Бакиев) или клановая демократия под видом парламентской республики - мы и будем наблюдать в ближайшее время.
Сергей Слободчук - политолог
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.