Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

18.03.2016 | Сергей Слободчук

Вокруг кабмина: 4 вероятных преемника Яценюка

Наталья ЯреськоУкраинский политический кризис завис в точке неразрешения. Прогресс демонстрирует разве что список кандидатур в председатели Кабинета Министров – в дополнение к Саакашвили и Яресько, с подачи президента Петра Порошенко зазвучала фигура Андрея Садового, мэра Львова и главы партии «Самопомощь» с собственной фракцией в Верховной Раде. Рассмотрим звучащие кандидатуры с точки зрения преимуществ и недостатков.

Натали Энн Яресько: внешнее управление

Детали биографии: родилась в США в семье выходцев из Украины, гражданка США, управляющий партнер и соучредитель инвестиционной компании Horizon Capital.

Верховная Рада назначила Натали Энн Яресько на должность министра финансов 2 декабря 2014 года, вместе с еще несколькими иностранцами, занявшими министерские посты во втором правительстве Арсения Яценюка – Александром Квиташвили (министерство здравоохранения) и Айварасом Абромавичюсом (министерство экономического развития и и торговли). По украинскому законодательству, только гражданин Украины может занимать государственные должности. И хотя миссис Яресько с первых же слов заявила, что отказалась от гражданства США в пользу украинского, в ее слова верится с трудом. И вот почему – настоящая процедура отказа от гражданства занимает несколько недель, а то и месяцев. Поэтому есть обоснованные подозрения, что министр финансов Украины так и осталась владелицей родного паспорта гражданина США.

Яресько не является выходцем из политической среды Украины и ориентируется на МВФ и США. Данный факт можно оценивать и как преимущество, и как минус потенциального кандидата в премьеры. Тот факт, что Яресько является фигурой, равноудаленной от всех олигархических групп влияния в Украине – это скорее плюс. И одновременно – минус, потому что в условиях парламентско-президентской республики премьер-министр должен находиться в постоянном контакте с Верховной Радой. И какие бы силы не стояли за фигурой председателя Кабинета Министров, если потенциальный премьер Яресько не сможет договариваться с депутатскими фракциями и владельцами пакетов депутатских голосов в Верховной Раде, то все заявленные реформы так и останутся на бумаге. И отсюда проистекает еще один важный недостаток, который обязательно проявит себя, случись вдруг назначение Яресько – это отсутствие политического опыта.

Если же оценивать фигуру Яресько с точки зрения планов США, МВФ и ЕС в отношении Украины, то она будет дисциплинированно воплощать в жизнь бизнес-план по запуску рынка земли, приватизации крупных государственных предприятий и т.д.

Владимир Гройсман: ставка на украинского менеджера

Детали биографии: в 27 лет стал секретарем городского совета, а затем и.о. мэра такого крупного города как Винница. С 2006 по 2014 годы трудился в качестве мэра Винницы, выиграв на выборах 2006 и 2010 года. 27 ноября 2014 года депутаты украинского парламента избрали Владимира Гройсмана (избран по списку партии «Блок Петра Порошенко») председателем Верховной Рады Украины.

У Гройсмана имидж давнего соратника президента Порошенко, поэтому неудивительно, что его кандидатура зазвучала из среды фракции «Блок Петра Порошенко». Назначение Гройсмана – это усиление позиций президента Украины. Модель парламентско-президентской республики отдает все ключевые решения по части экономики кабинету министров, президент же как глава государства отвечает за внешнюю политику и оборону (квота Порошенко в составе нынешнего кабмина – это министр обороны и министр иностранных дел). Поэтому с назначением Гройсмана, Администрация президента получит возможность напрямую влиять на весь спектр полномочий кабинета министров. Другой вопрос, согласится ли сам Гройсман работать в качестве «начальника экономического отдела» Администрации президента. Сейчас же администрация Порошенко влияет на экономические решения – через депутатов своей фракции (насчитывает 135 парламентариев), которая входила в парламентскую коалицию «Европейская Украина» до момента безвременной кончины последней. Плюс с точки зрения Администрации президента – это одновременно и минус с точки зрения олигархических групп, заинтересованных в более зависимой фигуре на посту главы правительства.

Кстати, если сравнивать с тем же Яценюком, в свое время тоже работавшем на посту спикера Верховной Рады, Гройсман за полтора года работы продемонстрировал более эффективное умение договариваться с депутатскими группами влияния. Стоит напомнить, что во время недолгой работы Яценюка на посту председателя ВР, он сумел восстановить против себя даже соратников по партии «Наша Украина – Народная самооборона» и Администрацию президента под руководством Виктора Балоги. В результате, Яценюк стал вторым спикером Верховной Рады (первым был Александр Ткаченко), которого депутаты сняли с должности до завершения созыва. В случае с Гройсманом, о подобном варианте даже речи не идет, что свидетельствует о его умении находить общий язык с группами влияния, контролирующими пакеты депутатских голосов в Верховной Раде.

Михаил Саакашвили: перспективный политик, но слабый аппаратчик

Детали биографии: президент Грузии с 2004 по 2013 годы с конца весны 2015 года пытается интегрироваться в украинскую политику. Президент Петр Порошенко пожаловал ему гражданство Украины, а 30 мая 2015 года назначил Саакашвили председателем Одесской областной государственной администрации.

Если Яресько – это фигура, близкая к внешним силам, без привязки к украинской политической элите, то Саакашвили движется путем интеграции в украинскую политику. С точки зрения Администрации президента, его плюс – это независимость от основных олигархических групп. А значит зависимость от АП, потому как главная проблема любого большинства в Верховной Раде – это нехватка голосов для принятия законов.

Сегодня Саакашвили активно пытается интегрироваться в украинскую политику, разыгрывая популярную тему борьбы против коррупции и озвучивая нападки на премьер-министра Яценюка. А также подтягивая к себе украинских политиков – не первого ранга, но все же. Небезуспешно, потому как социологические исследования группы «Рейтинг», обнародованные в феврале 2016 года, свидетельствуют – украинские избиратели готовы голосовать за гипотетический «Блок Саакашвили»: 11,4 % от тех, кто намерен голосовать на досрочных выборах в Верховную Раду и 13,5 % - от определившихся со своим выбором.

Главный минус Саакашвили – отсутствие собственной фракции в Верховной Раде, а также конфликтные отношения с фракцией «Народный фронт» Яценюка-Турчинова (81 депутатский «штык»). Если бы он контролировал собственную фракцию, его шансы стать премьером резко бы возросли. Но для этого необходимы досрочные выборы в Верховную Раду. Вот такой получается замкнутый круг.

Андрей Садовый: с фракцией, но без опыта

Детали биографии: энергетический и медиа-бизнесмен победил на выборах мэра 26 марта 2006 года. С тех пор Садовый не только является бессменным градоначальником Львова, но и вырос за это время до статуса самого известного мэра (естественно, после мэра Киева Виталия Кличко). Садовый поддерживал хорошие отношения со всеми президентами – Ющенко, Януковичем, Порошенко. На последних выборах в Верховную Раду 26 октября 2014 года Садовый сумел раскрутить и провести в парламент собственную партию «Самопомощь», поэтому сегодня контролирует фракцию из 26 депутатов (плюс заместитель председателя ВР Оксана Сыроид).

С одной стороны, Садовый – миноритарный игрок, опирающийся на собственную фракцию, что является несомненным плюсом, особенно, если сравнивать, к примеру, с Михаилом Саакашвили и Натали Энн Яресько. И в то же время политическое влияние и дальнейшие амбиции – это минус в глазах окружения премьер-министра Арсения Яценюка и главы партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко. И, наоборот, для Администрации президента Порошенко «миноритарный» премьер – это плюс. Потому что премьер Садовый будет зависеть от депутатских голосов «Блока Петра Порошенко» - и возможностей администрации президента, когда голосов будет не хватать. А так как мотивация руководителей партии и фракции «Народный фронт» вступать в новое большинство просматривается слабо, есть большой риск, что голосов будет не хватать еще хуже, чем Яценюку.

И, наконец, отсутствие опыта работы – как на госслужбе, так и на руководящих государственных должностях – минус кандидата Садового в глазах США и МВФ. Собственно, риск нехватки голосов в Верховной Раде – тоже минус, снижающий стоимость акций мэра Львова как кандидата в премьеры. Именно поэтому отказ Садового рассматривать его кандидатуру был предсказуемым ходом с самого начала, как только его фамилия прозвучала из администрации Порошенко.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С окончанием летних каникул итальянские партии приступили к подготовке к парламентским выборам, которые предварительно должны состояться весной 2018 года. Этот процесс проходит на фоне ряда вызовов для правящей «Демократической партии», связанных с проблемами неконтролируемой миграции, терроризма и усиливающегося экономического кризиса, в частности в сельском хозяйстве.

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net