Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

18.03.2016 | Сергей Слободчук

Вокруг кабмина: 4 вероятных преемника Яценюка

Наталья ЯреськоУкраинский политический кризис завис в точке неразрешения. Прогресс демонстрирует разве что список кандидатур в председатели Кабинета Министров – в дополнение к Саакашвили и Яресько, с подачи президента Петра Порошенко зазвучала фигура Андрея Садового, мэра Львова и главы партии «Самопомощь» с собственной фракцией в Верховной Раде. Рассмотрим звучащие кандидатуры с точки зрения преимуществ и недостатков.

Натали Энн Яресько: внешнее управление

Детали биографии: родилась в США в семье выходцев из Украины, гражданка США, управляющий партнер и соучредитель инвестиционной компании Horizon Capital.

Верховная Рада назначила Натали Энн Яресько на должность министра финансов 2 декабря 2014 года, вместе с еще несколькими иностранцами, занявшими министерские посты во втором правительстве Арсения Яценюка – Александром Квиташвили (министерство здравоохранения) и Айварасом Абромавичюсом (министерство экономического развития и и торговли). По украинскому законодательству, только гражданин Украины может занимать государственные должности. И хотя миссис Яресько с первых же слов заявила, что отказалась от гражданства США в пользу украинского, в ее слова верится с трудом. И вот почему – настоящая процедура отказа от гражданства занимает несколько недель, а то и месяцев. Поэтому есть обоснованные подозрения, что министр финансов Украины так и осталась владелицей родного паспорта гражданина США.

Яресько не является выходцем из политической среды Украины и ориентируется на МВФ и США. Данный факт можно оценивать и как преимущество, и как минус потенциального кандидата в премьеры. Тот факт, что Яресько является фигурой, равноудаленной от всех олигархических групп влияния в Украине – это скорее плюс. И одновременно – минус, потому что в условиях парламентско-президентской республики премьер-министр должен находиться в постоянном контакте с Верховной Радой. И какие бы силы не стояли за фигурой председателя Кабинета Министров, если потенциальный премьер Яресько не сможет договариваться с депутатскими фракциями и владельцами пакетов депутатских голосов в Верховной Раде, то все заявленные реформы так и останутся на бумаге. И отсюда проистекает еще один важный недостаток, который обязательно проявит себя, случись вдруг назначение Яресько – это отсутствие политического опыта.

Если же оценивать фигуру Яресько с точки зрения планов США, МВФ и ЕС в отношении Украины, то она будет дисциплинированно воплощать в жизнь бизнес-план по запуску рынка земли, приватизации крупных государственных предприятий и т.д.

Владимир Гройсман: ставка на украинского менеджера

Детали биографии: в 27 лет стал секретарем городского совета, а затем и.о. мэра такого крупного города как Винница. С 2006 по 2014 годы трудился в качестве мэра Винницы, выиграв на выборах 2006 и 2010 года. 27 ноября 2014 года депутаты украинского парламента избрали Владимира Гройсмана (избран по списку партии «Блок Петра Порошенко») председателем Верховной Рады Украины.

У Гройсмана имидж давнего соратника президента Порошенко, поэтому неудивительно, что его кандидатура зазвучала из среды фракции «Блок Петра Порошенко». Назначение Гройсмана – это усиление позиций президента Украины. Модель парламентско-президентской республики отдает все ключевые решения по части экономики кабинету министров, президент же как глава государства отвечает за внешнюю политику и оборону (квота Порошенко в составе нынешнего кабмина – это министр обороны и министр иностранных дел). Поэтому с назначением Гройсмана, Администрация президента получит возможность напрямую влиять на весь спектр полномочий кабинета министров. Другой вопрос, согласится ли сам Гройсман работать в качестве «начальника экономического отдела» Администрации президента. Сейчас же администрация Порошенко влияет на экономические решения – через депутатов своей фракции (насчитывает 135 парламентариев), которая входила в парламентскую коалицию «Европейская Украина» до момента безвременной кончины последней. Плюс с точки зрения Администрации президента – это одновременно и минус с точки зрения олигархических групп, заинтересованных в более зависимой фигуре на посту главы правительства.

Кстати, если сравнивать с тем же Яценюком, в свое время тоже работавшем на посту спикера Верховной Рады, Гройсман за полтора года работы продемонстрировал более эффективное умение договариваться с депутатскими группами влияния. Стоит напомнить, что во время недолгой работы Яценюка на посту председателя ВР, он сумел восстановить против себя даже соратников по партии «Наша Украина – Народная самооборона» и Администрацию президента под руководством Виктора Балоги. В результате, Яценюк стал вторым спикером Верховной Рады (первым был Александр Ткаченко), которого депутаты сняли с должности до завершения созыва. В случае с Гройсманом, о подобном варианте даже речи не идет, что свидетельствует о его умении находить общий язык с группами влияния, контролирующими пакеты депутатских голосов в Верховной Раде.

Михаил Саакашвили: перспективный политик, но слабый аппаратчик

Детали биографии: президент Грузии с 2004 по 2013 годы с конца весны 2015 года пытается интегрироваться в украинскую политику. Президент Петр Порошенко пожаловал ему гражданство Украины, а 30 мая 2015 года назначил Саакашвили председателем Одесской областной государственной администрации.

Если Яресько – это фигура, близкая к внешним силам, без привязки к украинской политической элите, то Саакашвили движется путем интеграции в украинскую политику. С точки зрения Администрации президента, его плюс – это независимость от основных олигархических групп. А значит зависимость от АП, потому как главная проблема любого большинства в Верховной Раде – это нехватка голосов для принятия законов.

Сегодня Саакашвили активно пытается интегрироваться в украинскую политику, разыгрывая популярную тему борьбы против коррупции и озвучивая нападки на премьер-министра Яценюка. А также подтягивая к себе украинских политиков – не первого ранга, но все же. Небезуспешно, потому как социологические исследования группы «Рейтинг», обнародованные в феврале 2016 года, свидетельствуют – украинские избиратели готовы голосовать за гипотетический «Блок Саакашвили»: 11,4 % от тех, кто намерен голосовать на досрочных выборах в Верховную Раду и 13,5 % - от определившихся со своим выбором.

Главный минус Саакашвили – отсутствие собственной фракции в Верховной Раде, а также конфликтные отношения с фракцией «Народный фронт» Яценюка-Турчинова (81 депутатский «штык»). Если бы он контролировал собственную фракцию, его шансы стать премьером резко бы возросли. Но для этого необходимы досрочные выборы в Верховную Раду. Вот такой получается замкнутый круг.

Андрей Садовый: с фракцией, но без опыта

Детали биографии: энергетический и медиа-бизнесмен победил на выборах мэра 26 марта 2006 года. С тех пор Садовый не только является бессменным градоначальником Львова, но и вырос за это время до статуса самого известного мэра (естественно, после мэра Киева Виталия Кличко). Садовый поддерживал хорошие отношения со всеми президентами – Ющенко, Януковичем, Порошенко. На последних выборах в Верховную Раду 26 октября 2014 года Садовый сумел раскрутить и провести в парламент собственную партию «Самопомощь», поэтому сегодня контролирует фракцию из 26 депутатов (плюс заместитель председателя ВР Оксана Сыроид).

С одной стороны, Садовый – миноритарный игрок, опирающийся на собственную фракцию, что является несомненным плюсом, особенно, если сравнивать, к примеру, с Михаилом Саакашвили и Натали Энн Яресько. И в то же время политическое влияние и дальнейшие амбиции – это минус в глазах окружения премьер-министра Арсения Яценюка и главы партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко. И, наоборот, для Администрации президента Порошенко «миноритарный» премьер – это плюс. Потому что премьер Садовый будет зависеть от депутатских голосов «Блока Петра Порошенко» - и возможностей администрации президента, когда голосов будет не хватать. А так как мотивация руководителей партии и фракции «Народный фронт» вступать в новое большинство просматривается слабо, есть большой риск, что голосов будет не хватать еще хуже, чем Яценюку.

И, наконец, отсутствие опыта работы – как на госслужбе, так и на руководящих государственных должностях – минус кандидата Садового в глазах США и МВФ. Собственно, риск нехватки голосов в Верховной Раде – тоже минус, снижающий стоимость акций мэра Львова как кандидата в премьеры. Именно поэтому отказ Садового рассматривать его кандидатуру был предсказуемым ходом с самого начала, как только его фамилия прозвучала из администрации Порошенко.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net