Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Экспертиза

11.10.2016 | Максим Артемьев

Всегда незаменимый: штрихи к портрету нового куратора внутренней политики

Сергей КириенкоНазначение Сергея Кириенко первым заместителем главы администрации президента вызвало у ряда наблюдателей скептические замечания о том, что он скорее ассоциируется с управлением экономическими процессами, считается успешным менеджером госкорпорации, а его ставят на политическую должность. Но это возражение мимо цели. Кириенко давно и успешно занимается именно политикой, переход его в бизнес был скорее вынужденным, а сейчас он возвращается к тому, к чему шел всю свою жизнь.

Новый кремлевский куратор внутренней политики рано перешел на комсомольскую работу - в двадцать четыре года, и это с вычетом двух лет перед тем на службу в армии. Таким образом, «на производстве» он почти и не работал, сразу пойдя по общественной линии. Кстати, любопытно заметить, что Кириенко повторил путь своего земляка и бывшего шефа Бориса Немцова – из Сочи в Горький (Нижний Новгород).

В ВЛКСМ карьера Кириенко была стремительной - от секретаря комсомола одного из крупнейших заводов города «Красное Сормово» до секретаря Горьковского обкома, буквально за 3-4 года. Этому способствовали не только несомненные организаторские и коммуникативные качества, но и условия перестройки, когда взлет наверх, особенно при способностях к самопрезентации, стал куда легче, чем прежде. Плюс, в это время перестали обращать внимание на «пятый пункт», который прежде мог притормозить карьеру.

Важно отметить, что Кириенко как комсомольский руководитель активно участвовал в т.н. «Сургутской альтернативе» - инициативе ряда молодежных номенклатурщиков по переводу ВЛКСМ на новые рельсы. Это характеризует его как человека, поставившего на изменения и реформы в довольно смутное время позднего Горбачева, когда было непонятно, чем закончится эксперимент с «демократией». В будущем многие активисты «Альтернативы» стали видными бизнесменами, создав свое влиятельное в некоторых регионах неформальное объединение, с которым Кириенко активно сотрудничал на рубеже девяностых-двухтысячных, раскручивая собственное политическое движение «Новая сила».

При этом, что также важно, из комсомола он не выходил, и на номенклатурной должности оставался вплоть до развала СССР. Это свидетельствует о Кириенко как о человеке, при всей склонности к новациям, достаточно осторожном. Если Ходорковский (практически ровесник) довольно быстро перешел с комсомольской работы в только что разрешенное предпринимательство, то Кириенко ушел в бизнес только после того как комсомол самораспустился.

Его фантастический взлет в столице – за один год от замминистра до премьера – стал возможным только и исключительно благодаря совпадению ряда обстоятельств, от него не зависящих. Это и перевод в Москву Немцова, потянувшего за собой доверенных людей из Нижнего, и кадровые игры ельцинской Семьи, решавшей тактические задачи по удержанию власти, и провернувшей в ходе них комбинацию с отставкой Черномырдина. Разумеется, от Кириенко требовалось хорошо себя показать – вспомним, что второй выходец из Нижнего – Борис Бревнов, которому поначалу достался более значимый пост главы РАО «ЕЭС», себя не оправдал, и покинул должность со скандалом.

Дефолт, случившийся при нем, не стал для Кириенко концом карьеры. Как теперь становится понятным, он заработал во главе правительства самый ценный капитал – личное знакомство и доверие Владимира Путина. Именно Кириенко объявил ему о назначении директором ФСБ в тяжелейший момент шахтерских забастовок, перекрытия Транссиба, саботажа губернаторов и подготовки Рохлиным похода на Москву. И тогда же они перешли на «ты» в личном общении, при том, что Кириенко на десять лет моложе Путина.

В отличие от многих рано взлетевших, он удержался в большой политике и не сгинул в безвестности. Кириенко сыграл важную роль при передаче власти преемнику, поучаствовав в разгроме альтернативного центра влияния в лице Лужкова-Примакова и обеспечении безопасности Ельцина. Как лидер СПС он принял участие в избирательной кампании 99-го года, где его партия была частью пропутинской коалиции наряду с «Единством», своего рода альтернативной колонной сторонников Кремля. Кроме того, он выступил на выборах мэра Москвы, решая задачу минимизации влияния Юрия Лужкова. Кириенко эффектно презентовал программу СПС Владимиру Путину под объективы телекамер, а его соратники заявили, что в «Чечне происходит возрождение российской армии».

Получив более 8% голосов, СПС прошел в Думу, а Кириенко стал лидером фракции. Рыночные реформы начала двухтысячных, начиная с «плоского налога», во многом обеспечивались мозгами и голосами депутатов фракции. Правда, в самом начале вышло небольшое недопонимание с Кремлем: Кириенко то ли не пригласили участвовать в «слиске с коммунистами», то ли он сам отказался, эспээсовцы прибегли к демаршам наподобие бойкота пленарных заседаний, но вскоре все наладилось, и уже в мае 2000-го года Путин доверил Кириенко пост полпреда в одном из сложнейших округов – Приволжском.

Таким образом, у Кириенко имеется громадный опыт непосредственного участия в публичной политике (еще в 90-м он стал депутатом облсовета на альтернативных выборах). Однако он с удовольствием ушел в полпредство, ибо предчувствовал, что в России политика отныне возможна только аппаратная, и лучше управлять процессами из кабинета, а не фигурировать на виду.

Как полпреду ему пришлось решать много сложных задач в условиях, когда еще не вся рычаги власти перешли под кремлевский контроль. Среди них отметим отстранение (через выборы) неугодных центру губернаторов Ульяновский, Кировской областей и главы Марий Эл, выстраивание диалога с М.Шаймиевым и М.Рахимовым – тогда еще полновластными хозяевами в своих регионах. Кириенко показал способность перестраиваться на ходу – когда в Марий Эл прокремлевский кандидат не вышел во второй тур, поддержка была оказана Л.Маркелову. Наиболее хитрая комбинация была разыграна на президентских выборах в Башкирии в 2003 году. Сверхзадачей являлось показать Рахимову, что его власть в республике отныне не абсолютна, и его сохранение в должности зависит от доброй воли Кремля. С этой целью против него был выдвинут банкир С.Веремеенко, который провел блестящую кампанию, вышел во второй тур с отличными шансами, но получил сигнал свернуть кампанию и выйти из игры. Напротив, лояльных губернаторов Кириенко сохранял для Центра, как, например, в 2002 году пензенского В.Бочкарева от казавшегося фаворитом В.Илюхина, или Н.Федорова в Чувашии в 2001.

Единственный прокол с губернаторами ожидал Кириенко в родном Нижнем Новгороде, где к власти пришел в 2001 Г.Ходырев, которого, впрочем, тут же переманили на сторону Кремля, и он вышел из КПРФ. Когда было необходимо, Кириенко прибегал и к самому жесткому административному ресурсу, как в 2002 году, когда за сутки до выборов мэра Нижнего Новгорода был снят с участия безусловный фаворит А.Климентьев. Несмотря на совместное вхождение в команду Бориса Немцова, Кириенко выступил против другого ее влиятельного члена – Дмитрия Савельева, и изгнал его из Нижегородской области.

Поэтому можно сказать, что все технологии проведения выборов в современной России Кириенко известны до мельчайших подробностей, равно как иные манипулятивные стратегии. В этом плане он ни в чем не уступает предшественникам – Владиславу Суркову и Вячеславу Володину. Но вот чем он от них отличается, так это более основательным бэкграундом и любовью к методологии и прочим новомодным штучкам.

Едва Кириенко был назначен полпредом (а он проработал им, напомним, пять с половиной лет) как привлек к себе т.н. «методологов» из школы Г.Щедровицкого - в т.ч. Петра Щедровицкого, а также Ефима Островского. Полпредство увлеклось проведением всякого рода семинаров, обучающих мастер-классов, а, главное, – кадровых конкурсов, в которых мог принять участие любой желающий. Подоьным путем на государственную службу на высокие должности попали такие экзотические фигуры как нынешний губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников, в двадцать четыре года ставший федеральным инспекторов в Вятке, Валентин Пугач или Сергей Чикуров. Получал важные задания в округе и Вячеслав Глазычев, крупнейший российский урбанист, баллотировавшийся в паре с Кириенко на пост вице-мэра Москвы.

Именно из-за слабости к разного рода организационно-деятельностным играм и методологам Кириенко в начале своего пути соприкоснулся с сайентологами, тогда еще не получившими отрицательного имиджа в России, чем его впоследствии упрекали. Эти наукообразные увлечения Кириенко можно объяснить комплексами из-за не полученного в свое время хорошего образования – он окончил всего лишь институт инженеров водного транспорта, где к тому же преподавал его отец.

Стоит заметить, что назначение самого юного губернатора в истории России совпало в приходом в Кремль Кириенко, любящего подобные кадровые решения. Хотя это случайное совпадение, но оно по-своему символично. От нового куратора внутренней политики вполне можно ожидать чего-то подобного, а именно выдвижения неизвестных молодых людей на большие должности. Также, скорее всего, к Кремлю будут приближены всякого рода технологи-методологи, «игровики», урбанисты и т.п. публика. Аппарат управления по внутренней политике ожидает потому основательная чистка.

В отличие от 1998 года, в кресло садится умудренный жизнью человек - одиннадцать лет во главе «Росатома», стоят многого. Придя в это ведомство на волне скандала вокруг Е.Адамова, арестованного в Швейцарии по обвинению в коррупции, он преобразовал бывший Минатом в одно из самых успешных госкорпораций России. Решения будут приниматься более обдуманно чем восемнадцать лет назад. Главная проблема для Кириенко заключается в том, что ему предстоит работать с Думой, не им подобранной. Впрочем, в современной России в условиях отсутствия независимых центров власти, это легко купируется.

Поскольку Кириенко, начиная с 1998 года, всегда выполнял особо доверительные и важные поручения Кремля, можно сказать, что его появление в АП означает то, что политическую систему РФ ожидает основательная перетряска. В какую сторону она будет эволюционировать – мы узнаем уже скоро.

Максим Артемьев – журналист, политолог

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net