Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.04.2010 | Сергей Расов
Вердикт Freedom House: «несвободны»
Международная правозащитная организация Freedom House опубликовала ежегодный доклад «Свобода СМИ 2010». Согласно рейтингу - в России ситуация со свободой слова ухудшилась и теперь она разделяет 176-177 места с Гамбией по уровню свободы прессы. В очередной раз, оказавшись в категории «несвободных стран»…
Напомним, что в 2008 году организация Freedom House также признала российские СМИ «несвободными». Тогда Россия занимала 170-е место и делила его с Казахстаном. Годом позже в июле 2009 года Freedom House обнародовала доклад «Nations in transit 2009» («Страны, переживающие переходный период - 2009»), в котором Россия вместе с Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменией, Таджикистаном, Азербайджаном и Белоруссией была включена в список государств с авторитарным режимом. В свежем рейтинге FH Россия признана, как и в прошлом году, одной из самых опасных стран для журналистов. При этом особенную тревогу экспертов организации вызывает «неспособность правоохранительных органов» защитить представителей СМИ, а также рост самоцензуры журналистов, не желающих стать «объектом преследований и даже убийства». Авторы доклада полагают, что власти России «систематически посягают на пока еще относительно свободные интернет и новые средства массовой информации». Как отметил «Новым Известиям» руководитель Фонда защиты гласности Алексей Симонов, «у нас предпринимаются только словесные усилия по улучшению ситуации со свободой слова, но никаких действий пока не видно». С этим можно согласиться частично - все-таки недавно пленум Верховного суда РФ вынес вердикт, что владельцы сайтов теперь не обязаны регистрировать новостные порталы как СМИ, не обязаны отвечать за сообщения на форумах.
Освобождаются от ответственности авторы фельетонов, допустивших преувеличение, журналисты не должны предоставлять на согласование полные тексты статей упоминаемым в них фигурантам и так далее. Пусть и небольшой, но подарок российским журналистам к всемирному Дню свободы печати…Но вернемся к докладу Freedom House. Коротко остановимся на постсоветских республиках. «Особые опасения», кроме России, у составителей документа вызывает положение СМИ в Азербайджане и Казахстане. Казахстан вновь признан страной несвободной для прессы, что неудивительно, учитывая блокировки сайтов независимых СМИ, многомиллионные иски к прессе, судебные преследования журналистов, тотальное неприятие свободы слова председателем ОБСЕ. Буквально на днях в Алма-Ате завершился IX Евразийский медиафорум. На Форуме, в частности, рассматривалась возможность создания некой наднациональной структуры по разработке универсальных механизмов регулирования Интернета. И сразу после завершения работы медиафорума провайдер «Казахтелком» заблокировал внутри Казахстана доступ к оппозиционному интернет-порталу «Республика» и сайту газеты «Голос республики». Причем никаких извещений по этому поводу от казахстанского провайдера ни московская, ни казахстанская редакции портала и газеты не получали. По мнению редакций, «единственным поводом для блокировки портала является критика правительства Карима Масимова и президента Нурсултана Назарбаева». Увы, но надежда, что, заняв кресло председателя ОБСЕ, власти страны будут способствовать изменению ситуации со СМИ в республике к лучшему, не оправдалась.
Впрочем ситуация у соседа тоже далеко не блестящая. Показатель Киргизии понизился, продолжая негативную тенденцию, хотя еще в 2008 году республика входила в категорию «частично свободные». На две позиции по сравнению с прошлым годом поднялась Украина и заняла 115 место, разделив его с Кувейтом и Мексикой, «в виду многообразия представленных мнений и собственников средств массовой информации». По уровню свободы прессы эксперты отнесли Украину к категории «частично свободных» стран. Также положительные тенденции зафиксированы в Армении и Молдове, где отмечается уменьшение «случаев цензуры, а также уменьшение контроля над выпусками новостей», - говорится в докладе Freedom House. «Заклятый друг» Армении – Азербайджан находится в категории несвободных стран, однако занимает худшую позицию. В рейтинге Азербайджан «уступил» Украине, Грузии, Молдове, Армении, Кыргызстану, Казахстану, Таджикистану, но опередил Россию, Беларусь, Узбекистан и Туркменистан. Три последние страны традиционно замыкают рейтинги FH. Также традиционно Узбекистан и Туркмения не реагируют и не комментируют выводы правозащитников. По мнению заместителя председателя Белорусской ассоциации журналистов Андрея Бастунца, данный доклад «только подтвердил тот факт, что так называемая либерализация в Беларуси, начавшаяся в прошлом году, не коснулась сферы СМИ». Лучшие показатели на Кавказе среди постсоветских стран у Грузии (126 место), которая причислена к группе частично свободных стран. Однако обвинения по поводу того, что в Грузии нет полной свободы слова, президент страны Михаил Саакашвили категорически отрицает. Выступая на днях на конференции в Лос-Анджелесе, он заявил, что в Грузии «95% прессы против правительства, в Грузии говорят обо всем, табуированных тем не существует». Впрочем, у экспертов не осталось сомнений, что власти страны контролируют ведущие телеканалы, после того, как телекомпания «Имеди» показала смоделированный антироссийский информационный выпуск о якобы вторжении российской армии на территорию Грузии.
Если брать показатели всех бывших советских республик, то свежий мировой рейтинг Freedom House выглядит следующим образом. Наилучшие условия для работы журналисты имеют в Эстонии (14-19-е места), Литве (32-е) и Латвии (55-е). Пресса во всех этих странах признана «свободной». Частично свободные – Украина и Грузия. Все остальные расположились в конце списка, то есть, признаны несвободными - Молдова (144 место), Армения (146), Кыргызстан (159), Казахстан и Таджикистан (169), Азербайджан (172), Россия (176), Беларусь и Узбекистан (189), а замыкает рейтинг Туркменистан (194).
В докладе Freedom House в десятку самых свободных стран вошли Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Андорра, Швейцария. А, соответственно, «худшие из худших» - это Беларусь, Иран, Ливия, Мьянма, Северная Корея, Туркменистан, Узбекистан, Эритрея, Экваториальная Гвинея и Куба. Иран получил самый низкий рейтинг за тридцать лет исследований и его назвали самой репрессивной страной по отношению к независимой прессе.
Можно конечно не принимать эти рейтинги всерьез и заявлять, что они политически мотивированы, но от этого лучше со свободой слова не станет.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.