Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.05.2010 | Татьяна Становая
«Распадская» ответственность
Празднование Дня Победы было омрачено двумя взрывами на крупнейшей в стране угольной шахте «Распадская» в Кемеровской области. Число погибших перевалило за полсотни, пострадавших – более 80. Взрывы произошли в ночь на 9 мая, хотя политическая реакция последовала только во вторник и была достаточно острой. Премьер-министр России Владимир Путин прибыл в Кемеровскую область, чтобы лично разобраться в ситуации. Он также вызывал на место аварии главу СКП России Александра Бастрыкина. Однако последние несколько лет российские политические власти в значительной мере ограничены в возможностях устраивать разносы в кризисных случаях: губернаторы назначаются, а бизнес все чаще выступает партнером власти. Сложившийся режим вплотную подошел к тому, что перекладывать ответственность за происходящее в стране не на кого.
Два взрыва произошли на угольной шахте «Распадская» в Кемеровской области в ночь на 9 мая с интервалом в четыре часа, повторный взрыв был значительно сильнее из-за поднятия угольной пыли. Изначально в шахте находилось 359 человек. К 4-5 часам утра, когда произошел второй, значительно более мощный взрыв, из шахты удалось вывести 295 горняков, основная часть которых поднялась на поверхность в первые часы после взрыва. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на свидетельства шахтеров, выходить приходилось в полной темноте, иногда спотыкаясь о тела погибших товарищей. Части горняков удалось выбраться на поверхность самостоятельно через запасные выходы, устройство которых исключает доступ метана и дыма. В шахте в момент второго взрыва оказались заблокированными несколько десятков человек, в том числе 19 горноспасателей, которые опустились туда для вызволения пострадавших от первого взрыва. Неизвестной остается судьба 47 шахтеров.
Премьер-министр России Владимир Путин прибыл на Кузбасс и посвятил свое время попыткам разобраться в произошедшем. Он встретился с родственниками погибших и пропавших горняков, что само по себе для Путина является непростым после весьма негативного опыта общения с родственниками погибших моряков подводной лодки «Курск». Как пояснил Путин, если при первом взрыве на шахте версия неаккуратного обращения с огнем или с оборудованием рассматривалась, то второй взрыв это полностью исключает, заявил премьер. Глава правительства также потребовал разобраться, почему погибли люди, выведенные на поверхность после первого взрыва, но убитые вторым.
В то же время именно неисправность оборудования и нарушение технологии угледобычи рассматриваются пока две возможные версии взрыва. Об этом сообщил «РИА Новости» источник, близкий к расследованию ЧП. Заместитель гендиректора Распадской угольной компании по капитальному строительству Владимир Горячкин заявил «Новым известиям», что датчики метана в шахте не фиксировали превышения концентрации опасного газа. Это очень важно, потому что именно это имело место во время взрыва на шахте «Ульяновская» в марте 2007 года. Как говорил тогда глава Кемеровской области Аман Тулеев, систему газоконтроля на шахте заблокировали умышленно, чтобы увеличить добычу угля.
Сейчас российские власти заметно ограничены в возможн6остях перекладывать политическую ответственность на кого-либо. Выбор тут и без того не велик: это региональные власти, чиновники и бизнес. Критиковать губернаторов всегда было удобно. Однако с годами это становится все труднее: губернаторский корпус легитимирован президентским доверием. Аман Тулеев как раз совсем недавно был переназначен на новый срок в исключительном порядке, вопреки правилу «не более трех сроков». Это знак особого доверия.
Интересно, что в 2007 году, после двух взрывов на шахтах компании «Южкузбассуголь», возник конфликт между Тулеевым и главой Ростехнадзора Константином Пуликовским. Последний обвинил губернатора в трагедии на шахте, а Тулеев подал на Пуликовского в суд, обвинив во взяточничестве. Конфликт накладывался на борьбу вокруг угольного актива: после трагедии «Южкузбассуголь» с дисконтом купил один из совладельцев - «Евраз-групп», принадлежащий Роману Абрамовичу. Суть состояла в том, что региональные власти выступили союзниками «Евраз-групп», а Пуликовский – союзником прежних собственников. Тулеев открыто угрожал отзывом лицензии в случае невозможности сменить собственника, Ростехнадзор мешал этому. Трагедия на шахте обострила борьбу и довела ее до логического конца – политически более слабые владельцы шахты проиграли более крупным конкурентам.
Сейчас вместо Пуликовского, который занимал пост в качестве «отступного» за уход с должности полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе, на должности Николай Кутьин, считающийся человеком, близким к Игорю Сечину. Обвинять Ростехнадзор в том, что ведомство недосмотрело, вряд ли получится.
Обвинять бизнес в этот раз тоже нельзя: если в 2007 году это был относительно некрупный бизнес локального влияния, то сейчас это «Евраз-групп», с прочными отношениями как на региональном, так и на федеральном уровне.
Ситуация политически чем-то похожа на то, как власть справлялась с последствиями трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, которая контролируется «РусГидро». Совет директоров компании возглавляет министр энергетики России Сергей Шматко – протеже вице-премьера Игоря Сечина. Здесь также было затруднительно возлагать вину на региональные власти и тем более чиновников, курирующих энергетику. В итоге совершенно неожиданно досталось частным инвесторам, вложившим средства в электроэнергетику: на совещании в Хакасии, посвященному как раз трагедии на ГЭС, Путин неожиданно обрушился с критиков на инвесторов за невыполнение своих обязательств. Обыватель не будет разбираться в тонкостях энергетической отрасли: он получает по телевизору четкий сигнал, четко увязывающий трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС и плохих частных инвесторов. И ничего, что ГЭС находится под контролем государства, а «Интер РАО ЕЭС», чьей совет директоров возглавляет Сечин, ведет активную экспансию на рынке, вытесняя как частных инвесторов.
Поэтому и в этот раз «виновниками» могут оказаться сами неожиданные персонажи. Ведь называли же главным ответственным за катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС Анатолия Чубайса (правда, потом эта версия за своей чрезмерной политизированностью и абсурдностью была отвергнута). Все меньше возможностей у власти винить в трагедиях кого-либо, кроме прямых ответственных по всей вертикали власти. Трагедий много, а Чубайс один.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.