Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

13.05.2010 | Татьяна Становая

Бизнес в помощь

Вчера прошло заседание правления РСПП по вопросам инновационного развития, в котором принял участие первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков. Он призвал бизнес активнее вкладывать в инновационные проекты, покритиковал предпринимателей за отсутствие «дерзости мысли» и выразил готовность государства поделить ответственность вместе с бизнесом. В ответ бизнесмены выдвинули набор своих «требований», большинство из которых были в том или ином виде отклонены. Проблема развития инноваций ставит перед властью и крупным бизнесом вопросы политического характера, которые власть, в свою очередь, старательно выводит из дискуссии.

Модернизационный вектор развития, который Кремль, как минимум, декларирует, заставляет власть по-новому взглянуть на проблему отношений власти и бизнеса. Модель отношений меняется: для решения амбициозных и политически значимых задач власти нужны ресурсы, в которых государство, на фоне кризиса, оказалось весьма ограничено. Это заставляет искать определенные подходы к предпринимательскому сообществу, убеждая его в необходимости вложиться в инновации.В ответ на это бизнес выдвигает вполне понятные требования, который осторожно были сформулированы в докладе главы РСПП Александра Шохина. Он сосредоточился на барьерах, которые мешают компаниям вкладывать в инновации, в числе которых – недоступность кредитов и недостаточное количество квалифицированных работников. Это те проблемы, которые носят объективный характер и не политизированы.

В действительности, гораздо более важным для бизнеса являются именно вопросы политического порядка. В числе таковых Шохин назвал «неуверенность бизнеса в завтрашнем дне, недостаточная защищенность прав собственности, в том числе интеллектуальной и т.д.» Проблема прав собственности и незащищенности лежит в фундаменте всего комплекса проблема отношений власти и бизнеса. «Дело ЮКОСа» и неофициальная позиция власти, состоящая в том, что крупные бизнесмены недоплатили за полученные активы в 90-е годы и сегодня должны компенсировать это за счет активного участия в политически значимых проектах, выводят частный бизнес в России в состояние «подвешенности». Государство с 2004 года (разгар «дела ЮКОСа») установило новые правила отношений: «долг» «олигархов» должен быть заплачен, или, как говорится, по всей строгости закона…

На этом фоне бизнес предлагает власти политическую сделку: пересмотр этих правил в обмен на возможные (!!) инвестиции в инновации. В частности, Шохин предостерег от рисков злоупотребления антимонопольным законодательством. «Любая инновация для того, кто ее разработал или использует, это временное преимущество, фактически краткосрочная монополия. Пока прецедентов «борьбы» с инновационными компаниями с использованием антимонопольного законодательства в России практически не было. Зато на Западе крупнейшие компании в полном объеме ощутили на себе тяжесть борьбы с монополизмом - реальным или мнимым. Нужно ли использовать нам этот опыт, переписывая их законы – вопрос», - сказал глава РСПП.

Еще одна «инструментальная проблема», которая позволяет функционировать сложившейся модели власти и бизнеса, - это отсутствие ясных формулировок в законодательстве, возможности для широких трактовок. Давно стало понятно, что в России далеко не так плоха законодательства база, сколько ущербна правоприменительная практика. Конфликтные ситуации в условных спорах между чиновником и бизнесменом разрешаются не на основе писанных правил, а на основе воли чиновника, опирающегося на многочисленные проблемы в законах, противоречия, возможности широких трактовок. Шохин осторожно указал, что и базовый закон об инновационной деятельности не должен быть рамочным.

РСПП осторожно обвинило государство и в отсутствии продуманной комплексной стратегии инновационной политики. «Необходимо помнить, что модернизация, повышение производительности труда ведет к сокращению неквалифицированных рабочих мест – нужно уже сейчас создать условия для переобучения работников и думать о том, где будут созданы для них новые рабочие места», - сказал Шохин, явно давая понять, что не видит подобных изысканий со стороны власти.

О противоречиях говорил и глава ТПП Евгений Примаков, который задал Суркову несколько вопросов. Как пишут «Ведомости», он спросил, как разрешаются несколько явных противоречий сколковского проекта: между тезисом о создании инновационной среды в стране и территориальной замкнутостью проекта; между инноградом и сотней уже существующих наукоградов, НИИ, технопарков и ОЭЗ; между теми бизнесменами, кто будет пользоваться особым правовым режимом, и всеми остальными.

В итоге создается впечатление, что пока нет ответов на большинство вопросов и сомнений и скепсиса у бизнесменов больше, чем оптимизма. На этом фоне решение назначить «куратором» Сколково именно Виктора Вексельберга кажется более чем разумным. Ему придется исполнять роль посредника между властью и бизнесом, снижать уровень взаимного недоверия и вводить в проект принципы эффективного управления. Это абсолютно уникальная роль, без реализации которой при нынешней модели отношений власти и бизнеса не обойтись. Остается только надеяться, что во все это поверит сам Вексельберг.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net