Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.05.2010 | Ольга Мефодьева

Чиновники теряют госкомпании

На днях представители российского руководства в очередной раз подтвердили намерение постепенно сокращать влияние чиновников в управлении государственным имуществом. Еще в 2008 году власть публично сделала ставку в управлении госкомпаниями на профессиональных топ-менеджеров, с этого момента происходит поступательное снижение количества бюрократов в государственном бизнесе. Безусловно, такая смена акцентов является рациональной с точки зрения повышения эффективности механизмов управления госимуществом, однако, пока в этом процессе превалируют прежние практики: назначаются хорошо знакомые представителям власти фигуры, которые достаточно лояльно относятся к решениям, принятым в тех же бюрократических ведомствах.

Механизмы управления государственным имуществом всегда были под прицелом внимания политической власти. Оно и понятно, с расширением влияния государства в экономике, в том числе, в таких ключевых отраслях, как энергетика и оборонная промышленность, важно было найти понимание по ряду направлений. Так, например, необходимо было определиться с тем, каким ведомствам и структурам отдать управление имуществом и на каких основаниях, по каким принципам разделить госсобственность в промышленности и каким элитным группам передать госкомпании. В итоге, в рамках административной реформы 2004 года фактически в разгар вмешательства политической власти в экономику был введен новый способ управления государственным имуществом. Управление имуществом федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в список стратегических предприятий, осуществляется непосредственно правительством при участии Министерства экономического развития и торговли, отраслевыми министерствами и агентствами и Росимуществом. Государственные ОАО стратегического характера также в значительной степени контролируются именно правительством. Это обеспечило колоссальный рост влияния некоторых групп элит на энергетическую и оборонную отрасли с возможностью консолидации активов вокруг одной знаковой персоны. Отсюда, фактически произросла государственная корпорация «Ростехнологии» под руководством Сергея Чемезова. Нестратегические ФГУПы отдавались на откуп отраслевым агентствам и Росимуществу, соответственно, это правило увеличивало влияние бюрократии. Полностью под контролем Росимущества оказалась доля государства в нестратегических ОАО.

Понятно, что такая схема была выстроена для повышения управляемости госимуществом, с одной стороны, и для создания «кормушек» для лояльного чиновничества и значимых групп элит.

С 2008 года эти правила пытаются постепенно пересматривать. Так, в июне 2008 года в ходе Петербургского экономического форума вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что в советах директоров государственных компаний чиновники будут заменены на профессионалов. «Максимально устраним оттуда чиновников, заменив их на профессионалов», - заявил Шувалов. Смена акцентов была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, чрезмерное влияние государства в экономике расширило коррупционные практики, а значит, и снизило эффективность. Во-вторых, упор на профессионализацию в сфере управления госимуществом совпал с общим политическим дискурсом по снижению влияния бюрократии и некоторых силовых групп элит в экономике. Недоверие к чиновничеству ярко проявилось еще при создании государственных корпораций в 2007 году, когда им была дана такая организационно-правовая форма, выводившая их из-под юрисдикции всей структуры госорганов. Помимо этого призывы Шувалова и Медведева по смене чиновников на независимых топ-менеджеров стали частью политики в области профессионализации управленческих механизмов, начатых с проекта президентского «Кадрового резерва».

В апреле 2010 года Игорь Шувалов провел специальное совещание, посвященное приходу профессионалов в госкомпании. Минэкономиразвития поведало об успехах и повышении уровня эффективности управления. По данным министерства, с 2008 года в 36 из 48 госкомпаний присутствуют независимые директора. Однако стоит отметить, что этот процесс пока имеет периферийный характер для системы управления госкомпаниями в целом. Это своеобразный экспериментальный метод, в рамках которого власть осторожно назначает более знакомых себе топ-менеджеров, способных не вступить в конфронтацию с советом директоров. Таким образом, доля профессиональных позиций, ориентированных на принципы корпоративного и финансово эффективного управления, увеличилась, но не настолько, чтобы сделать их правилом. Градуальный способ развития, так сказать.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net