Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

27.05.2010 | Ольга Мефодьева

Куда без Кремля?

Вчера президент России Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О согласовании кандидатур представителей государства в органах управления стратегических предприятий». Своим решением глава государства обязал правительство и Банк России проводить официальные консультации по поводу кандидатур, которые могут потенциально представлять интересы государства в стратегических АО или в коммерческих банках. Несмотря на то, что механизм консультаций и ранее практиковался, центр принятия решений все равно был смещен в сторону более сильного по ряду позиций правительства. Теперь на формальном уровне новые ресурсы согласования появились и у элит, непосредственно связанных с фигурой Дмитрия Медведева.

Вчера Дмитрий Медведев подписал распоряжение, нормативно оформляющее участие администрации президента в консультациях с правительством по кандидатурам, которые призваны представлять государство в стратегических предприятиях. Документ содержит три основных положения. Первое - проекты решений правительства РФ по поводу кандидатур на место представителей государства в стратегических АО должны в обязательном порядке быть согласованы с администрацией президента. А это значит, что АП становится последней инстанцией, которая должна одобрить или, наоборот, отвергнуть правительственного выдвиженца. Второе положение связано с согласованием директив исполнительной власти представителям государства в акционерных обществах, включённых в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. Под директивами подразумеваются – индивидуальные предписания «по голосованию на общих собраниях акционеров и на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов), по вопросам избрания и прекращения полномочий председателей советов директоров (наблюдательных советов), наделения полномочиями единоличных исполнительных органов и прекращения полномочий единоличных исполнительных органов, а также по вопросу передачи функций исполнительных органов указанных акционерных обществ управляющим организациям». И, наконец, третье положение связано с тем, что администрация президента будет участвовать в подборе кандидатур, представляющих Банк России в ряде коммерческих банков, круг которых определен федеральными законами.

По сути, до настоящего времени поиск человека на место представителя государства в стратегических предприятиях был также предметом лоббизма, как со стороны правительственных элит, так и со стороны представителей администрации президента. Однако в силу ряда причин, среди которых можно отметить отсутствие оперативного контроля за ситуацией, более узкий набор рычагов влияния, администрация президента проигрывала в борьбе с правительственными группами. С приходом Дмитрия Медведева и соответственным усилением пролиберальных несиловых элит процесс согласования с правительственными группами стал более острым. Ярким примером борьбы за влияние стал закон о торговле в конце 2009 года. Тогда, вице-премьер Виктор Зубков продвигал проект закона, который расширял регулятивные функции государства в сфере ритейла, что вызвало бурную реакцию администрации президента во главе с Аркадием Дворковичем и главным правовым управлением президента РФ, выступавшими за более либеральный формат функционирования торговых сетей. Дискуссия приобрела конфликтный характер, однако, в итоге, несмотря на некоторые изменения, редакция Зубкова все-таки была принята Госдумой.

Судя по всему, формализация участия АП в согласовании представителей государства и директив их функционирования в рамках стратегических АО - это начало поступательного вписывания в механизм принятия ответственных решений президентских элит. А это может означать смену акцентов в практике назначений, которую от АП, по данным СМИ, будет курировать тот же Аркадий Дворкович. Судя по всему, усиление президентских структур может привести к расширению практики назначения профессиональных топ-менеджеров, о чем Дмитрий Медведев начал говорить еще в 2008 году, связывая с этим повышение эффективности функционирования госкомпаний. Помимо этого стоит ожидать снижение влияния силовых элит на процесс назначения в оборонные стратегические предприятия и банки, до последнего времени эта практика была достаточно широко распространена. В качестве наиболее актуального примера вспоминается назначение 24 мая 2010 года Дмитрия Патрушева, сына экс-главы ФСБ Николая Патрушева на пост председателя правления Россельхозбанка. Одновременно в правление банка был интегрирован еще один руководитель контролирующей структуры «Росфинмониторинга» Юрий Чиханчин. Важно отметить, что до этого достойный сын своего отца выпускник академии ФСБ Дмитрий Патрушев занимал пост вице-президента ВТБ, занимаясь совершенно непрофильной деятельностью по выдаче крупных кредитов предприятиям нефтедобывающей и пере¬рабатывающей промышленности, а также компаниям угольной и горнодобывающей промышленности.

Так или иначе, усиление администрации президента означает формирование еще одного полноценного центра влияния не только на символическую и политическую повестку дня, но и на процесс принятие конкретных решений по оперативному управлению. А это, в свою очередь, ведет к стиранию грани между сферами влияния правительственных и президентских элит, а значит, к формированию новой конфигурации политически весомого ядра.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net