Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

28.05.2010

Что осталось за рамками последних договоренностей Медведева-Януковича?

Пример Украины, казалось бы, доказал, что необратимых процессов в постсоветской политике практически нет. От взаимных претензий стороны перешли к созданию общих холдингов, разговоров об объединении монополий, написанию единого учебного пособия по истории и идее совместных проектов с третьими странами. Предел ли это? Или президенты «забыли» о чем-то? В каких еще отраслях Россия и Украина могли бы сотрудничать и объединяться? На эти вопросы «Политком.Ру» отвечают украинские эксперты.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (Киев):

- На мой взгляд, российская сторона умышленно взяла слишком высокий темп в двусторонних отношениях. В случае с Харьковом, учитывая неадекватную реакцию украинских "патриотов", это было оправдано. Сейчас же расчет делается на то, что украинцы потеряют нить происходящего и все сдадут не разбираясь. Это неправильно, потому что:

1) создает проблемы для администрации Януковича что, в конце концов, может привести к внутриполитическому кризису в Украине;

2) вызывает настороженность украинского общества;

3) сами россияне могут утратить контроль над ситуацией и случайно договориться о чем-то, что им не нужно.

Поэтому, как мне представляется, не охваченным остается момент стратегического соглашения о сотрудничестве - то ли Россия втягивает Украинув серьезный интеграционный процесс, то ли она интегрирует ее по частям, с определенными шансами потерять и Украину, и вроде бы интегрированные части. А отраслей для сотрудничества сколько угодно. В СССР ведь не было конкуренции между предприятия Украины и России. В Свердловске, Челябинске и Омске делали Т-72, а в Харькове - Т-64/Т-80. И всем находился сбыт.

Антон Финько, эксперт Киевского Центра политических исследований и конфликтологии:

- Достигнутые соглашения очень важны именно как сигнал, свидетельствующий о стремлении к кардинальному улучшению двусторонних отношений. Соглашение "газ - флот", кооперация в авиационной промышленности, достройка крейсера "Украина", сотрудничество между "ВТБ" и "Укрэксимбанком", договоренности в гуманитарной сфере - все это имеет особое значение, но носит, скорее, точечно-прорывной характер.

Остается много неясностей, которые могут оказывать влияние на двусторонние отношения. Это вопросы о принципах взаимодействия в энергетической сфере – взаимоотношениях между "Газпромом" и НАК "Нафтогаз Украины", будущем ГТС, обходных энергопроводах, принципах достижения контрактов с Центральной Азией и т.д.

Главное - пока не просматриваются очертания оптимальной моделивзаимоотношений в треугольнике "Запад (ЕС) - Россия - Украина". Для Украины чрезвычайно важны оба направления - и западное, и российское, и согласовать их крайне непросто.

Не вполне понятно, каким образом, обе стороны предполагают обезопасить себя от возникновения серьезных трений такого рода, которые мы наблюдаем сегодня в диалоге между Москвой и Минском.

Представляется важным учитывать то обстоятельство, что нынешняя власть в Украине отражает позиции национальных финансово-промышленных групп (в иной терминологии - "олигархов"), интересы которых далеко не всегда могут совпадать с интересами такого же рода игроков (по большей части обладающих заметно большими средствами) по другую сторону границы и зачастую стремящихся к экспансии.

Что касается возможных направлений дальнейшего сотрудничества, то речь может, например, идти (ссылаюсь тут на мнение эксперта Киевского центра политических исследований и конфликтологии Александра Кошика) о сельском хозяйстве (в Украине активно дискутировался вопрос о "зерновом ОПЕК" – здесь были мнения как "за", так и "против"); наращивании кооперации в машиностроении, причем не только в энергетическом и транспортном; развитии сотрудничестве на рынках производства ОВТ; во всем, что касается транспортных коридоров, портов, транзита; строительстве; модернизации транспортных систем, включая железные дороги и т.д.

Особый интерес вызывает идея создания совместных холдингов и корпораций для работы на рынках третьих стран.

Если еще раз вернуться к проблемным аспектам, то существует кардинальная неясность в том, в чем стороны видят свою общность в гуманитарной сфере и на каких принципах может развиваться здесь их сотрудничество и в целом - в чем они видят общность своих интересов и ценностей, а в чем - различия и несовпадение.

Я напомню, что отношения между англо-саксонскими странами длительное время строились на жесткой конкуренции между Британией и Соединенными Штатами. Однако с конца 30-ых годов ХХ века эта конкуренция резко ослабла и началось формирование, как отмечает, Александр Еремеев, "англо-американско-канадского политического союза, известного как "североатлантический треугольник", который стал основой Североатлантического альянса, созданного в 1949 году.

При этом совокупная политическая, дипломатическая, экономическая, военная и гуманитарно-идеологическая мощь англо-саксонских стран оказалось достаточной для того, чтобы на протяжении длительного времени не приспосабливаться под интересы иных стран, а приспосабливать интересы других стран под свои собственные, продвигая собственную гегемонию.

Восточнославянским же странам приходиться приспосабливаться к правилам игры на глобальных капиталистических рынках, которые не они устанавливали, поэтому в их отношениях ныне всегда зримо или незримо присутствуют интересы западных игроков как третьей стороны, так или иначе доминирующей в сегодняшнем мироустройстве, несмотря на развитие тенденций многополярности.

Виктор Пироженко, кандидат философских наук, член Экспертного совета Фонда стратегической культуры (Киев):

- Украина и Россия могут и обязаны объединяться в экономике, координировать свои усилия в гуманитарной области и внешней политике. В принципе, вся экономика России и Украины, и, кстати, иных стран бывшего СССР может и должна рассматриваться в контексте выгод будущего объединения. Происходящее сейчас возвращение РФ и Украины к объединению усилий в передовых отраслях промышленности на базе производственной кооперации должно быть дополнено в будущем более ярко выраженной промышленной и отраслевой специализацией.

Проблема в том, что экономики наших стран по структуре были и остались осколками единой и могучей некогда экономики СССР. К России это применимо в меньшей степени, к Украине - в большей, но суть проблемы от этого не меняется. Совершенно очевидно, что причиной жесточайшего кризиса 90-ых гг. и трудности нулевых гг. в наших странах был не переход к рыночной экономике сам по себе, а развал единой экономики Союза, которая представляла собой единую и сложнейшую систему. В ней республиканские экономики имели определённую специализацию, а все отрасли и каждое предприятие в отдельности были связаны между собой тысячами нитей на основе взаимодополняющего производства. В рамках Союза они все образовывали замкнутые технологические цепочки. Развал Союза, происшедший по политическим мотивам, экономически был противоестественным и самоубийственным для всех республик в него входивших.

За 19 лет постсоветского развития они так и не стали полноценными и конкурентоспособными. Поэтому, необходимо восстановить там, где это возможно отраслевую специализацию и взаимодополняющий характер экономик двух стран, а в перспективе перейти к тесной экономической интеграции и созданию единого экономического пространства. Это практически все основные отрасли экономики и все основные направления фундаментальных научных исследований и прикладных разработок, которые имелись в СССР и те, которые возникли после его развала.

В этом смысле огромные возможности для наращивания взаимовыгодного сотрудничества имеются в наукоёмких и высокотехнологичных отраслях. Странно и противоестественно, что Украина, принимавшая вместе с Россией основное участие в создании космической отрасли СССР до сих пор не имеет совместных с РФ космических программ и не участвует в российских. «Морской старт» не в счёт. Во время визита Медведева подписано соглашение по ГЛОНАСС, но, видимо, это лишь начало. Кому, как не Украине участвовать в программе МКС, в пилотируемых полётах на российских Союзах, в создании совместно с РФ космического челнока нового поколения (а его создание в России, судя по сообщениям прессы, уже проходит стадию НИОКР) для орбитальных и пилотируемых полётов на Луну и Марс. Сотрудничество двух стран в области космоса – это научные и технологические прорывы в сотнях отраслей и в самых важных производствах.

Видимо огромные возможности даст объединение усилий в материаловедении, в исследовании наносвойств и создании производств на основе нанотехнологий. Результативным было бы совместное создание на территориях двух стран инновационных центров по типу российского Сколково и обмен учёными для работы в них.

Для России и Украины необходимо восстановить кооперацию в области кораблестроения. Известно, что единственные сухие доки, необходимые для строительства кораблей с очень большим водоизмещением, в частности, авианосцев, в которых нуждается Россия, остались в Николаеве.

РФ и Украина могут перейти к систематическому согласованию политики в области производства и сбыта металла, чтобы оптимизировать структуру ГМК двух стран и совместно выступать на рынках третьих стран.

Уже начавшаяся кооперация в авиапроме может быть распространена на военную область, например, на военные самолёты пятого поколения. Огромные перспективы существуют в военно-техническом сотрудничестве, например, в совместном производстве танков и средств ПВО.

В аграрной отрасли Украине стоит рассмотреть возможность создания вместе с Россией и Казахстаном зерновой ОПЕК и установить собственное доминирование на международном рынке зерна.

Из неэкономических областей наиболее тесное и широкое сотрудничество необходимо и возможно в гуманитарной области. Образование, культурные обмены, туризм, сотрудничество СМИ, создание совместных проектов электронных и печатных СМИ.

Здесь перспективны самые широкие и насыщенные студенческие обменные программы, а также создание на территории России и Украины филиалов вузов.

Естественной для наших стран стала бы координация внешней и оборонной политики в рамках, например, ОДКБ, где Украина, учитывая её внеблоковый статус, могла бы принимать участие, как наблюдатель; либо в рамках двусторонней российско-украинской постоянной структуры.

Наконец, имеет смысл тесная интеграция в области спорта. Первым проектом здесь может быть объединение чемпионатов по ряду видов спорта и, в первую очередь, по футболу. О выгодах проведения совместных чемпионатов по футболу аргументировано говорят некоторые высокопоставленные украинские спортивные чиновники.

Сергей Барышников, директор Центра политологического анализа и технологий (Донецк):

- Если говорить о потенциале двустороннего уровня, то вполне уместным выглядело бы рамочное соглашение по совместному реагированию и координации действий в условиях глобальных финансовых сдвигов. В частности, назрел совместный механизм по противодействию международным финансовым спекуляциям и т.д. И, конечно же, пора подступаться к реальным договоренностям о консорциуме по ГТС.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net