Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.05.2010 | Татьяна Становая
Правительство поддержало акцию протеста
19 мая нынешнего года российское правительство приняло решение о создании Федерального бюджетного фонда по строительству и ремонту автодорог. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Путин по итогам совещания по вопросам строительства ремонта и содержания автодорог в России. «Принято решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда», — сказал он. 28 мая вице-премьер правительства Сергей Иванов подтвердил, что транспортный налог может быть отменен с 2011 года.
По словам главы правительства, в данном фонде будут сконцентрированы «минимальные средства» для поддержания дорожной сети в России. Путин также добавил, что право создания аналогичных фондов будет предоставлено также и субъектам Российской федерации. «Возможно, будут и другие источники, которые увеличат доход бюджета и повысят возможности фонда», - заявил министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, средства будут расходоваться не по мере поступления налогов и сборов, а могут быть использованы в полном объеме уже с начала года. Также, отметил министр, фонд получит право заключать долгосрочные контракты на срок до 3 лет и право переноса неиспользованных средств на следующий год.
Дорожный фонд уже существовал в России, но был упразднен, а финансирование автодорожного строительства началось напрямую из бюджета. Судя по всему, мотивы нового решения связаны с набором причин.
Во-первых, это рост социального недовольства политикой правительства. Федерация автовладельцев России (ФАР) постоянно проводит акции протеста против платных дорог и повышения транспортного налога. Автовладельцы призывали включить транспортный налог в стоимость топлива, отменить постановления о повышении таможенных пошлин на иномарки, разрешить использование в автомобилях ксеноновых ламп, а также реформировать ГИБДД. Проблема транспортного налога была одной из главных причин всплеска протестных настроений в Калининграде в начале этого года.
Под давлением «снизу» власть постоянно вынуждена уступать. Так, в ноябре прошлого года Минфин отказался от идеи повышения базовой ставки транспортного налога в два раза: таким образом планировалось компенсировать регионам потери на фоне перераспределения бюджетных поступлений в рамках антикризисной политики правительства. Предложение сразу же встретило резкое недовольство со стороны автолюбителей, которые по всей стране, особенно в крупных городах, начали проводить акции протеста, выдвигая комплекс требований: помимо протеста против повышения налога, это отмена пошлин на ввоз подержанных иномарок. В Москве 7 ноября были задержаны около 130 человек, участников несанкционированного автопробега. Кроме того, была предпринята попытка перекрытия МКАДа. Против принятия законопроекта выступили и все политические силы, кроме партии власти: ЛДПР, КПРФ, «СР» голосовали в Госдуме против законопроекта, а СФ России в лице спикера Сергея Миронова пообещал наложить на законопроект вето. Тем не менее, несмотря на протесты, законопроект успел пройти все три чтения в Госдуме.
В итоге решение было пересмотрено по решению администрации президента, которая рекомендовала не принимать законопроект в таком виде. Газета «МК» написала, что первый замглавы администрации президента Владислав Сурков назвал законопроект о транспортном налоге «феноменальной подставой Минфина». Правда, в итоге потом все же был принят другой вариант: новый закон сохранил базовую ставку, но позволил региональным властям повышать тариф в 10 раз, вместо 5. Таким образом, как и в случае с тарифами в сфере ЖКХ, федеральный центр попытался переложить ответственность за принятие непопулярных мер на региональные власти. В то же время поднятие налога в Калининграде привело к мощному протесту, в ходе которого резкой критике подверглась не только областная, но и федеральная власть, в том числе и лично Владимир Путин. После январского 10-тысячного митинга в городе власть пошла на ряд уступок в налоговой сфере. На прошедшей неделе Верховный суд признал законным решение Калининградского областного суда об отмене закона о новом транспортном налоге в регионе. Таким образом, ставки транспортного налога в Калининградской области остались на уровне 2008 года.Транспортный налог крайне важен для региональных властей, которые в рамках федерального законодательства могут устанавливать разные уровни налогообложения и пополнять бюджеты. В кризис во многих регионах власти были вынуждены пойти на пересмотр ставок, что создавало социальную напряженность.
Минтранс выступил с предложением увеличить ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла и ввести новое перераспределение зачисленных акцизных сборов. Свои предложения Минтранс уже представил в правительство. Половину доходов от увеличения акцизов планируется перечислять федеральной части дорожного фонда. По подсчетам Минтранса, в год возможно аккумулировать в фонде до 475 миллиардов рублей. Этих денег как раз должно хватить на содержание и ремонт бесплатных федеральных дорог.
На прошедшей неделе Госдума в первом чтении отклонила законопроект, который предусматривал включение транспортного налога в цену бензина. Один из аргументов - ветераны войны, инвалиды и другие льготники потеряют свое право на «скидку», которая предусмотрена для транспортного налога. Для целевого использования денег на дороги необходимо внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Против законопроекта уже высказался депутат Госдумы Валерий Язев. «В России не нужно создавать дорожных фондов. Их создание негативно скажется на финансировании ремонта дорог, Гораздо перспективнее финансировать ремонт дорог за счет бюджетных средств, одновременно добиваясь увеличения доходов казны. Если финансировать через фонды, тогда на каждую задачу нужно фонд создавать. Нефтегазовый комплекс дает 40% бюджета. Что для него, фонд создавать? Есть дорожное агентство, которое вносит свои «хотелки» в правительство», - резюмировал депутат Госдумы. Однако в данном случае речь, похоже, идет о позиции конкретного депутата, а не Думы, которая в законотворческом процессе полностью лояльна правительству.
Заметим, что во главе Росавтодора с нынешнего года стоит Анатолий Чабунин, который считается креатурой министра транспорта Александра Левитина. Левитин как куратор агентства заинтересован в максимизации ресурсов для решения проблем состояния федеральных дорог, и создание дорожного фонда – его идея. Понятно, что в этом случае именно Росавтодор получит право определять, куда и сколько средств будет направлено из этого фонда. При этом если транспортный налог был чисто региональным налогом, то новая налогооблагаемая база будет распределяться между региональными и федеральным бюджетом, что, видимо, позволило Левитину получить в союзники Минфин. Окончательным элементом успеха стала возможность снизить социальную напряженность, недовольство политикой правительства в этой сфере, что позволило заручиться политической поддержкой. Возникает только одна, но очень серьезная проблема – регионы лишаются гибкого инструмента пополнения своих бюджетов, и это может стать одной из серьезных проблем в посткризисный период.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.