Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.06.2010 | Ольга Мефодьева
Град неземной, град инновационный
Вчера Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу пакет законопроектов об особом правовом режиме инновационного центра «Сколково». Инноград будет обеспечен эксклюзивными условиями для научных исследований – вводится особый статус участника «Сколково», обеспечиваются широкие налоговые льготы, упрощается процедура принятия градостроительных документов. Ранее Фонд содействия развитию жилищного строительства, согласно принятому закону, обязали безвозмездно и без аукциона передавать земельные участки под приоритетные проекты. По сути, российское руководство в очередной раз после создания государственных корпораций прибегает к практике воплощения концепции «технократической изоляции».
С самого начала обсуждения иннограда «Сколково» стало ясно, что российское руководство стремится вывести сокровенный проект из-под влияния российской институциональной среды, а именно, регулирующего законодательства, делающего невозможным функционирование бизнеса, технических регламентов, норм землепользования, влияния бюрократии и силовых структур. Ясность в институциональную и содержательную конструкцию иннограда еще в апреле в интервью «Ведомостям» внес Виктор Вексельберг. Тогда бизнесмен отметил: «Хотелось бы, чтобы милиция, которая будет служить в иннограде, была бы немного другой, чем во всей стране». «Немного другим», по информации Вексельберга, будет все в иннограде – от местного самоуправления до правил землепользования и механизмов налогообложения.
Вексельберг не обманул, разве что чуть-чуть поскромничал – все аспекты функционирования «Сколково» будут не просто «немного другими», чем во всей России, а «кардинально другими», что уже подкреплено серьезным аргументом президентских законопроектов, в принятии которых не стоит сомневаться. Сперва был инициирован, а потом и подписан президентом закон о передаче земель под приоритетные проекты, который учреждал упрощенные способы (безвозмездно и без аукционов) передачи государственной земельной собственности юридическим лицам. И, наконец, в понедельник Медведев внес еще один законопроект «Об инновационном центре «Сколково» и проект поправок в ряд законодательных актов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Детали президентской инициативы пока не раскрываются, однако, некоторые выводы уже можно сделать по справке Государственно-правового управления, опубликованной на сайте президента.
Законопроекты вводят статус участника проекта «Сколково», который позволяет пользоваться широким набором привилегий и накладывает определенные обязательства. Период действия данного статуса ограничен 10 годами. Участник проекта не будет платить НДС и налог на имущество, не будет облагаться налогом на прибыль в течение 10 лет, либо до достижения определенного уровня окупаемости, либо при потере статуса «участника» проекта, что возможно при невыполнении требований. Требования будут устанавливаться управляющей компанией, которая будет вести всю хозяйственную деятельность в «Сколково» - от распределения земель до возможного выполнения функций местного самоуправления. Помимо этого социальный налог для участников проекта составит 14%, а не 34% как для всех остальных экономических субъектов. Упрощена для «Сколково» и градостроительная процедура, для участников – упрощен бухгалтерский учет и способы привлечения иностранных специалистов (сейчас работодатель должен доказать, что ему нужны именно иностранные кадры, после того, как на вакансию в течение нескольких месяцев не откликнулся никто из россиян). Судя по пояснению Государственно-правового управления, главным субъектом, осуществляющим инфраструктурное и оперативное управление, будет некая «управляющая компания», которая «отбирается в соответствии с решением Президента Российской Федерации». При этом на это юридическое лицо «возлагается полная ответственность за последствия применения выбранных ею требований». Однако остается пока непонятным, является ли управляющая компания тем самым «фондом «Сколково», о котором говорил в интервью Вексельберг и которая, по его словам, должна как раз и осуществлять строительство и оперативный контроль над проектом. Или же управляющая компания будет заниматься хозяйственной деятельностью, а фонд, возглавляемый Вексельбергом и соучрежденный «Роснано», ВЭБом, Российской венчурной компанией и НКО из ВУЗов и лабораторий, будет определять стратегию развития, привлекать инвесторов и заниматься выработкой общих критериев к участникам по 5 основным приоритетным направлениям «Сколково». Помимо этого совершенно неясно, каким образом будет проходить аудит управляющей компании, что имеет принципиальное значение с учетом колоссального количества ресурсов, задействованных в проекте.
В целом, проект иннограда «Сколково» свидетельствует о том, что приверженность российского руководства к «технократической изоляции» не исчезла, после критики формы государственных корпораций в ней просто сместились акценты. Концепция «технократической изоляции» начала использоваться применительно к азиатскому опыту учреждения институтов и проектов развития. Ярким примером ее воплощения является Южная Корея, и суть ее заключается в том, что стратегически важные для развития государства проекты, инициируемые государством, выводятся из-под удара возможных политических и конъюнктурных колебаний путем делегирования им особых правовых и институциональных возможностей с низким уровнем контроля. В России этот опыт был впервые воплощен на примере государственных корпораций, которым была дарована особая юридическая форма, не поддающаяся систематическому контролю. В случае со «Сколково» используется та же практика только с рядом уточнений – в управление проектом привлечены не только политические элиты, но и бизнес с учеными, что уменьшает коррупционные риски и потенциально может повысить эффективность. О том, насколько власть учла ошибки «госкорпорирования», можно будет судить исходя из конкретных кадровых решений по комплектации управляющей компании.
Ольга Мефодьева – эксперт Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.