Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.05.2005 | Дмитрий Багиро

ИЛЬХАМУ АЛИЕВУ НЕ ОСТАВИЛИ ВЫБОРА

Делая прогнозы относительно возможности насильственной ротации властных элит на постсоветском пространстве, комментаторы и эксперты, как правило, не включают в список стран-претендентов на "цветную революцию" Азербайджан, предпочитая говорить об Армении, Белоруссии и государствах Средней Азии. Можно предположить, что это связано с оставшимися со времен Алиева-старшего представлениями о силе и вменяемости азербайджанской власти и с предстоящим в конце этого года вводом в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Его строительство воспринимается как свидетельство не только серьезности экономических связей Азербайджана с Западом, но и относительной лояльности Баку стратегическому курсу США и американских союзников. Между тем обстановка в самом Азербайджане, а также непростые отношения официального Баку с соседними Арменией, Турцией, Россией и Ираном, позволяют говорить о сложном клубке противоречий, который было бы весьма соблазнительно разрубить одним ударом. Действительно, неразрешенный конфликт вокруг Карабаха и агрессивно-реваншистские заявления со стороны руководства Азербайджана таят в себе угрозу для нормальной работе нефтепровода.

А предполагаемый вывод в Армению дислоцированных в Грузии российских баз объективно усилит позиции Еревана, и это не может не беспокоить руководство Азербайджана, которое уже отреагировало на заявление главы российского Генштаба Юрия Балуевского официальной нотой, врученной временному поверенному в делах РФ в Азербайджане Петру Бурдыкину.

Что касается России, то ее позиция по этому вопросу может быть описана формулой: "будем выводить базы долго, а если хотите быстро - выведем в Армению". Так что улаживать этот вопрос неявным образом предложено Баку и Тбилиси или новому куратору кавказских проблем - США.

С другой стороны, интересы администрации Джорджа Буша в Азербайджане вряд ли ограничены нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять стратегические преимущества географического положения Азербайджана, имеющего в отличие от Грузии и Армении протяженную границу с Ираном, который в последнее время является объектом весьма специфического интереса со стороны Вашингтона.

В этой связи определенный интерес представляет якобы подписанный Азербайджаном и Ираном пакт о ненападении, обязывающий стороны не предоставлять свою территорию для размещения вооруженных сил третьих государств, планирующих нападение на одного из участников соглашения. По другим данным, никакого документа подписано не было, и все ограничилось словесными заверениями министра обороны Азербайджана Сафара Абиева, который во время визита в Иран якобы заявил, что Азербайджан не собирается предоставлять свою территорию врагам Ирана.

Судя по комментариям экспертов, этот эпизод вызвал недовольство Пентагона, который не удовлетворился опровержением, озвученным пресс-секретарем военного ведомства Азербайджана, и инициировал подготовку соответствующего официального запроса. В прессу вся эта история о дружеских отношениях между Баку и Тегераном с указанием мест будущего базирования американских военных попала 16 мая, а уже через пять дней власти Азербайджана получили асимметричный ответ со стороны собственной оппозиции и местных СМИ.

21 мая Народный фронт Азербайджана, "Мусават" и Демократическая партия предприняли попытку провести в столице Азербайджана Баку акцию протеста, в которой, судя по сообщениям СМИ, приняли участие около тысячи человек. Власти не дали разрешения на проведение демонстрации, ссылаясь на то, что это мероприятие может помешать подготовке к назначенному на 25 мая торжественному открытию трубопровода Баку-Тбилиси Джейхан.

Кроме того, представители властных структур неоднократно заявляли о том, что подобные акции будут разрешены только после официального начала парламентской избирательной кампании. В итоге несанкционированный митинг был разогнан с применением силы. Есть пострадавшие, часть демонстрантов (45 - по данным правоохранительных органов, и 100 - по данным оппозиции) оказалась за решеткой. Действия власти сразу же осудили посольство США в Баку, Международная правозащитная организация Freedom House и Правозащитный центр Азербайджана.

В тот же день в азербайджанских СМИ появилось сообщение о том, что еще 12 апреля в ходе визита в Азербайджан главы военного ведомства США Дональда Рамсфелда была достигнута договоренность о дислокации на азербайджанской территории американских военных баз. В качестве источника информации был назван американо-израильский Центр стратегических прогнозов Stratfor, который в свою очередь ссылался на некие источники в руководстве Азербайджана.

Впрочем, эта информация была сразу же опровергнута пресс-службой Министерства обороны Азербайджана, и если бы не активность оппозиции и не предстоящие в ноябре этого года выборы в азербайджанский парламент всю эту информационную суету можно было бы списать на геополитические игры в треугольнике США - Азербайджан - Иран.

Однако при более пристальном рассмотрении положение официального Баку выглядит достаточно уязвимым. Еще в апреле этого года в преддверии визита в Азербайджан главы Пентагона Дональда Рамсфелда в азербайджанских СМИ появилась информация о том, что Вашингтон намерен добиваться от Баку согласия на размещения своих баз, угрожая повторением грузинского сценария в случае несговорчивости Ильхама Алиева.

Косвенным подтверждением этой версии стало возросшее внимание США к проблемам демократизации в Азербайджане. Сначала Госдепартамент США в своем докладе о ситуации с правами человека негативно расценил обстановку в Азербайджане. Потом посол США Рино Харниш совершил серию поездок по регионам и провел встречи с представителями оппозиции, активность которой резко возросла после убийства в начале марта этого года главного редактора оппозиционного журнала "Монитор" Эльмара Гусейнова.

Можно сказать, что Азербайджан получил свое "дело Гонгадзе", весьма грамотно используемое оппозицией для консолидации всех сил, недовольных правлением Ильхама Алиева, избрание которого в 2003 году также сопровождалось акциями протеста и жесткими действиями власти по их подавлению.

Два года назад до революции дело не дошло, однако сегодня уже можно говорить о том, что в ходе предстоящих парламентских выборов этого года азербайджанской власти предстоит выдержать гораздо более серьезный напор со стороны внутренней оппозиции, подкрепленный давлением извне. При этом создается впечатление, что дело совершенно необязательно должно кончиться свержением режима Ильхами Алиева.

В сущности, речь идет о стабильности на Кавказе, гарантией которой может стать сговорчивость руководства Азербайджана и Армении по карабахскому вопросу, а также о готовности официального Баку на стратегический союз с США, аналогичный отношениям, установившимся в последнее время между Вашингтоном и Тбилиси.

Так что у Ильхама Алиева пока есть возможность выбора между тремя сценариями: отстранение от власти под давлением народных выступлений, как это произошло с Шевардназде и Акаевым, ожесточенное сопротивление по примеру Каримова или стремительный разворот в сторону "демократии" и Вашингтона.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net