Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.06.2010 | Татьяна Становая
Модернизация в рамках стабильности: противоречие или взаимодополнение?
18 июня президент России Дмитрий Медведев выступил на Санкт-Петербургском экономическом форуме с программной речью. Главной темой его выступления стала модернизация, которая уже легла в основу всей политико-экономической стратегии развития государства. Для Медведева это и персонально важная тема – концепция модернизации является своего рода альтернативой концепции энергетической державы. И, несмотря на то, что разворот в сторону модернизационного развития происходил консенсусно, сейчас это направление все равно тесно ассоциируется именно с именем президента.
Медведев в своем выступлении дал понять, что модернизация является безальтернативным вариантом развития страны и при этом вполне достижимым. По его словам, для достижения целей модернизации прежде всего нужна «умная политика», позволяющая, с одной стороны, «использовать наши возможности и конкурентные преимущества, а с другой - создающая механизмы постоянного самосовершенствования и развития».
Президент обозначил несколько важнейших направлений для реализации стратегии модернизации. Во-первых, это реформа бюджетной политики. «С 2011 года мы серьезно меняем бюджетную политику: переориентируем бюджет на реализацию конкретных программ и усиливаем акцент на основные приоритеты развития, - объявил президент. - Мы приняли сложное и важное решение уйти от практики финансирования бюджетных учреждений, не связанного с результатами их работы». Меняются и приоритеты финансирования в пользу более прогрессивных. Медведев также указал на важность постепенного снижения дефицита бюджета. «Самое главное, что бюджетный дефицит контролируется. Он находится в разумных пределах. Не подавляет задачи развития и с каждым годом будет уменьшаться», - сказал он.
Во-вторых, это реализация крупнейших инициатив в финансовой сфере: поддержка рубля как резервной региональной валюты и создание международного финансового центра. Тем более что президент констатировал начало выхода из кризиса. Как заявил Медведев, несмотря на кризис, размер активов России по итогам прошлого года составил около 1 трлн долларов. В Москве, по словам президента, уже достаточно хорошо развит финансовый рынок, на котором обращаются акции и облигации многих сотен эмитентов.
В-третьих, это снижение налогов для бизнеса в целях стимулирования экономического роста. Если бюджетная реформа была поддержана в интересах нынешнего министра финансов России Алексея Кудрина, то снижение налогов – это именно та линия, против которой Кудрин активно выступал последнее время. Несколько месяцев назад он утверждал, что потенциал для снижения налогов исчерпан. Медведев, напротив, заявил, что в ближайшие годы может быть рассмотрен вопрос общего снижения налогов для бизнеса в России и предоставлены дополнительные преференции инновационным компаниям.
В-четвертых, борьба с инфляцией остается одной из самых важных задач для властей России. По выражению Медведева, российскому правительству сейчас удалось «убить» инфляцию до 8-9% в год, и сейчас темп роста цен установился в районе 6%.
В-пятых, Медведев выступил с инициативой в течение года создать специальный инвестиционный фонд для привлечения стратегических инвесторов, в котором госсредства будут дополняться частным капиталом. «Я поручаю правительству проработать идею создания специального инвестиционного фонда, в котором государственные средства будут дополнены частным капиталом. Скажем, на один рубль государственных вложений рассчитывали бы привлечь три рубля частных инвестиций. Фонд будет заниматься привлечением в проекты стратегических инвесторов и софинансировать такие проекты», - сказал президент. Для Медведева было политически важно, чтобы эта инициатива прозвучала на форуме, в котором приняли участие целый ряд мировых лидеров (президент Франции Николя Саркози, генсек Лиги арабских государств Амр Муса, главный редактор газеты The Wall Street Journal Роберт Томсон, экс-председатель совета директоров Intel Крейг Баррет, глава Citigroup Викрам Пандит, управляющий Банком Израиля Стэнли Фишер, министр торговли Индии Ананд Шарма и др.) и где обсуждались проблемы развития не только российской, но и мировой экономики.
В-шестых, важнейшим обнародованным решением Медведева стало подписание указа, о чем рассказал в ходе своего выступления, о сокращении числа стратегических предприятий в пять раз, с 208 до 41, федеральных унитарных предприятий - с 230 до 159. Перечень стратегических предприятий утвержден указом президента в августе 2004 года. Предприятия из перечня могут быть включены в прогнозный план приватизации федерального имущества после принятия президентом РФ решения об исключении предприятий из числа стратегических или об уменьшении доли государства в уставном капитале акционерных обществ. Это также означает значительное облегчение доступа иностранных инвесторов на российский рынок. В пакете с этими мерами принято решение об облегчении визовых правил для иностранцев, в том числе бизнесменов, сообщил президент.
Наконец, важнейшим заявлением стало подтверждение приоритета о вступлении России в ВТО и ОЭСР. «Это не противоречит созданию Таможенного союза и ЕЭП», заявил Медведев.
Показательно, что Медведев в целом дал достаточно высокую оценку работе правительства, не концентрируя, правда, внимания именно на своем отношении к работе правительства, но указав на неплохие результаты как факт. Вопрос об отношениях между Медведевым как президентом и Путиным как премьером в последнее время активно обсуждается в СМИ, тем более что сами участники тандема давали для этого повод. Так, Владимир Путин в интервью французским СМИ перед визитом в Париж сказал, что у него нет проблем в отношениях с Медведевым. Правда, при этом он дал почву для множественных спекуляций в публичном пространстве, указав, что он обращается к президенту на «ты», в то время как президент к нему – на «вы».
На прошедшей неделе отношения с Путиным прокомментировал уже Медведев, причем также в весьма двусмысленном виде, если учесть «диархический» характер управления страной. В интервью WSJ президент заявил, что «с формальной точки зрения» его отношения с Путиным сильно изменились: «потому что я стал президентом, а он премьер-министром, и этим все сказано». «И я неоднократно об этом говорил. Потому что президент - это глава государства, верховный главнокомандующий. Премьер-министр занимается экономикой. Если же говорить о персональном факторе, то, наверное, они никак не изменились. У нас добрые и товарищеские отношения, общаемся, регулярно встречаемся, обсуждаем самые разные вопросы, а их достаточно. То есть с формальной точки зрения изменились очень сильно, а с личной, надеюсь, не изменились почти никак», - сказал он. Пожалуй, впервые Медведев также жестко указал на разницу в формальных статусах обоих. Еще год назад акцент делался совсем на другом: на достаточности полномочий премьера.
Сейчас все более обсуждаемой становится проблема противоречия между курсом Медведева и приоритетами Путина. На протяжении первого года тандемократии это решалось в основном за счет того, что оба соправителя указывали на разницу в стилистике и акцентах при подчеркивании консенсусного видения основных задач, которые стоят перед государством. Однако разница в самих подходах, методах управления и принципах, на которых строится политика, выглядит все более глубокой. Создается впечатление, что противоречие уже далеко не только стилистическое. Возникает вопрос: до какой степени обоим лидерам удастся действовать в рамках «единого курса», не войдя в конфликт подходов? Судя по всему, граница между возможностью совмещать оба подхода (стабильность и консерватизм, с одной стороны, и развитие, модернизация, с другой) и риском конфликта лежит в определении границы перемен. Эта граница лежит в плоскости политических преобразований: до тех пор, пока Медведев не затрагивает фундаментальные основы политического режима, его курс может более или менее сосуществовать с путинской системой. Однако как только будет затронута политическая составляющая, конфликт в этом случае может оказаться неизбежным.
Нынешний экономический форум отличается гораздо большей публичной активностью Медведева и его большей «зрелостью» как главы государства. Если в 2008 году новый курс воспринимался как курс тандема, то сейчас закрепилась «медведевизация» модернизационной повестки дня, в то время как «интеграция» Путина, его окружения и публичных приоритетов в новую повестку дня в полной мере пока не состоялась.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.