Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

09.07.2010 | Максим Логвинов

Подрезать крылья

Чиновники наступают на хвост авиаперевозчикам: все многомиллиардные инвестиции последних в свои базовые аэропорты могут оказаться выкинутыми на ветер. Глава Минтранса Игорь Левитин в среду на правительственном совещании по вопросу строительства и реконструкции аэропортов заявил, что считает возможным объединение ряда российских опорных аэропортов "под крылом" государства. Дескать, это поможет повысить качество обслуживания, безопасность пассажиров и устранит конкуренцию между портами. Однако в министерстве забывают, что все крупнейшие московские порты изначально ориентировались на конкуренцию и взаимодополнять друг друга они смогут только в том случае, если станут специализированными. Шереметьево должно превратиться в грузовой терминал, массовые пассажирские перевозки останутся Домодедово, а из Внуково будут вылетать только бизнес-джеты. Собственно такой сценарий развития московского авиаузла и предполагался еще в советские времена, однако, затем, когда аэропорты по большей части стали частными, инвесторы вложили огромные деньги в то, чтобы сделать порты универсальными.

Последние события вокруг перекрытия Ленинградского шоссе - это лишь слабые отзвуки той широкомасштабной войны, которая идет последние 15 лет на рынке авиационных перевозок. Многие эксперты полагают, что московские власти специально ограничили пассажиропоток в Шереметьево, чтобы дать возможность развиваться подконтрольному Внуково, которое к тому же открыло новый терминал. Примечательно, что еще с момента начала развития аэропорта Внуково в качестве крупного транспортного узла, эксперты говорили, что данный порт не совсем подходит для массовой перевозки пассажиров. Причин тому несколько. Во-первых, рядом Внуково-2, который является правительственным, и из-за постоянных перекрытий дороги кортежам с мигалками, доступ к этому аэропорту является достаточно сложным. Во-вторых, и это основная причина - взлетно-посадочное поле данного аэропорта из за его "перекрестной структуры" не совсем подходит для приема большого количества крупных лайнеров. Было бы более целесообразно использовать данный аэропорт для базирования бизнес-авиации, к тому же перекрестная структура полос им была бы только на руку, так как маленькие самолеты очень подвержены воздействию воздушных потоков при посадке, а перекрестная структура позволяет им оперативно выбирать именно ту полосу, которая наиболее удобна в отдельный момент времени. Тем не менее, близкие столичному правительству коммерческие структуры активно вкладывают деньги и развивают аэропорт как крупный международный хаб, рассчитанный на прием миллионов пассажиров в год.

Что касается конкурирующего Шереметьево, то, рассматривая его, в первую очередь, стоит вспомнить о новом терминале D. Его строительство планировали начать еще в феврале 2001 года. На самом деле "Аэрофлот" взялся за строительство собственного терминала в 2005 году, закончив его лишь в конце 2009 года. Возводил терминал "Аэрофлот" на деньги госбанков, первоначальная смета в 500 млн. долларов была превышена примерно в два раза. Но, несмотря на завершение строительства, оказалось, что "Аэрофлот" не сможет перевести в "Шереметьево-3" все рейсы. Этот терминал рассчитан на 9 млн человек, а у перевозчика с "дочками" уже в этом году ожидается пассажиропоток до 12 млн. В итоге "Аэрофлот" предложил "Международному аэропорту Шереметьево" (МАШ) передать в управление авиакомпании в том числе второй терминал. В случае отказа авиаперевозчик пригрозил уйти в Домодедово. Однако аэропорту идея отдать "Шереметьево-2" "Аэрофлоту" не нравится. "Это не совсем верно с точки зрения развития бизнеса, - считает генеральный директор аэропорта Михаил Василенко. - Государство потратило много сил и времени, чтобы разделить аэропортовый и перевозочный бизнес". У аэропорта есть встречное предложение - отдать ему в управление "Шереметьево-3". Из сказанного выше, становится очевидно, что конкурентная война ведется не только между аэропортами, но и внутри них.

Напоследок, мы оставили самый "вкусный" пример - "Домодедово". Этот ничем не примечательный в начале 90-х аэропорт стараниями группы Ист Лайн превратился в крупнейший хаб не только на территории России, но и Восточной Европы. Туда на обслуживание перешли многие авиакомпании из Шереметьево. Однако триумф инвесторов длился недолго. Как только аэропорт начал генерировать прибыль, появились претенденты на роль собственников, которые утверждали, что конкурс, в ходе которого группа ИСТ получила в управление аэропорт, был проведен незаконно. Не сложно догадаться, что истец представлял интересы московского правительства. После длительных судебных разбирательств, аэропорт все же остался в управлении Группы Ист Лайн, но московские власти не оставляют попыток завладеть этим "лакомым куском". Напомним, что еще с советских времен аэропорт Домодедово рассматривался в качестве альтернативы Шереметьево, у последнего были отличные возможности развития в качестве грузового терминала, а Домодедово как нельзя лучше подходило для перевозки пассажиров.

Подводя итог, можно сказать, что в московском авиаузле сложилась абсолютно рыночная ситуация, когда аэропорты конкурируют между собой, тем самым стремясь предоставить перевозчикам лучшие тарифы и услуги. Теперь представим, что будет, если все аэропортовое хозяйство отойдет государству. Условия перехода прав рассматривать не имеет смысла, так как в каждом случае они будут индивидуальны, но с применением административных рычагов. Резкое изменение конкурентной среды явно не пойдет на пользу терминалам, может начаться рост цен и тарифов. Правда, здесь есть и положительный момент. На том же совещании, где была озвучена идея "национализации" портового хозяйства, было предложено обнулить ввозные таможенные пошлины на оборудование для аэропортов. Очевидно, что получив их в собственность, госуправленцы платить пошлины не захотят. Вот только станут ли в результате дешевле билеты? Второй большой вопрос - что будет со специализацией аэропортов. Если исчезнет конкуренция, то будет весьма логичным шагом разделить потоки между терминалами, как уже было сказано в самом начале. Но в этом случае, опять же повторимся, инвестиции, вложенные в развитие пассажирских терминалов, окажутся выброшенными на ветер. В этой ситуации правительству логичнее было бы не забирать у "частников" портовое хозяйство, а найти способы ограничения конкурентной борьбы, от которой страдают в первую очередь пассажиры и перевозчики. Что касается перекрытия Ленинградского шоссе - то это лишь частный случай хозяйственной деятельности столичной мэрии. Из него не следует делать далеко идущих выводов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net