Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.07.2010 | Алексей Макаркин
Рустэм Хамитов – «свой» выдвиженец
Новым главой Башкирии стал Рустэм Хамитов, сменивший на этом посту первого президента республики Муртазу Рахимова. Появление сравнительно малоизвестного топ-менеджера ОАО «РусГидро» в качестве преемника одного из наиболее влиятельных региональных лидеров вызвало много вопросов. В СМИ появилась версия, что Хамитов – человек Игоря Сечина, но она основана лишь на том, что этот вице-премьер является куратором «РусГидро» в правительстве (а совет директоров компании возглавляет протеже Сечина, министр энергетики Сергей Шматко). В то же время в прессе упоминалось, что Хамитов входил в список возможных кандидатов в преемники Рахимова, предложенном самим башкирским президентом. Таким образом, Хамитов мог считаться сторонником Рахимова, но этому противоречит информация о том, что в 2003 году он поддерживал его оппонента банкира Сергея Веремеенко, бывшего реальным конкурентом Рахимова на состоявшихся в том же году президентских выборах. Вся эта отрывочная и противоречивая информация нуждается в осмыслении, опирающемся на факты биографии нового президента.
В команде Рахимова
Рустэм Хамитов родился 18 августа 1954 года в Кемеровской области в смешанной башкиро-татарской семье. Это немаловажно для республики, где башкиры являются титульной нацией, но роль татарской общины также очень высока (согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, в Башкирии проживали 36,3% русских, 29,76% башкир и 24,14% татар). Отметим, что жена Хамитова – русская.
Отец Хамитова Закий был ученым, заведующим кафедрой ремонта машина, деканом факультета механизации сельского хозяйства Башкирского сельскохозяйственного института (ныне – Башкирский государственный аграрный университет). Занятно, что накануне официального оглашения решения Дмитрия Медведева о выдвижении кандидатуры Хамитова на должность президента республики, один из деятелей башкирского национального движения, руководитель центрального совета МОО «Башкирское народно-патриотическое движение» Фанит Муратбакиев предложил назвать в честь Закия Хамитова улицу в одном из городов республики (семья Хамитовых происходит из Балтаческого района республики). Похоже, что башкирские националисты уже начали искать подходы к новому руководителю республики.
Рустэм Хамитов получил образование в Москве - в МВТУ имени Н.Э. Баумана. Работал заведующим лабораторией по наземному использованию авиадвигателей, затем руководил научно-производственным отделом Восточного филиала Всесоюзного НИИ по строительству магистральных трубопроводов, расположенного в Уфе. Нет ничего удивительного в том, что выходец из семьи ученого делал карьеру – и весьма успешную – именно в научной сфере; в то же время опыт хозяйственного руководителя у него отсутствовал и к номенклатуре он не принадлежал. В конце 80-х годов для выходцев из научной среды создались благоприятные возможности участия в политической деятельности – результатом перестройки стало создание многочисленных общественных организаций, в том числе в области экологии, ставшей особенно актуальной после чернобыльской аварии. Хамитов стал одним из активных деятелей экологического движения в Башкирии, что способствовало его избранию в 1990 году депутатом Верховного совета республики, в котором он возглавил комиссию по экологии и рациональному использованию природных ресурсов.
Председателем Верховного совета Башкирии в этот период был Муртаза Рахимов, избранный на эту должность также в 1990 году. Ранее он руководил Уфимским нефтеперерабатывающим заводом, то есть, хотя и занимал значимый пост в республике, но не входил в состав ее высшей номенклатуры. Поэтому ему необходимо было создавать эффективную коалицию, включающую в свой состав местных влиятельных политиков. Активный эколог, председатель парламентской комиссии (и, к тому же, выходец из известной в республике семьи) стал закономерным участником такой коалиции. В 1993 году Рахимов избирается президентом республики, а вскоре в исполнительную власти переходит и Хамитов. После недолгого (1993-1994 годы) пребывания на посту только что созданного директора Института прикладной экологии и природопользования Республики Башкортостан, он становится министром по охране окружающей среды, природопользованию, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в республиканском правительстве. В 1996 году его министерство было переименовано – оно стало называться «по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности». Это было связано с ликвидацией федерального министерства по охране окружающей среды (в связи с общим снижением интереса к экологической тематике, как в обществе, так и во власти) – «патроном» преобразованного башкирского ведомства на общероссийском уровне стал МЧС. По должности Хамитов входил в состав Совета безопасности республики.
Таким образом, практически все 90-е годы Хамитов был членом команды Рахимова. Однако в 1999 году он перешел на работу в федеральный МЧС – на должность руководителя департамента предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для республиканского министра с пятилетним стажем пребывания эта должность не могла считаться повышением. В любом случае, команду Рахимова он покинул и в ее состав с тех пор уже не возвращался. Более того, последовавшее вскоре назначение Хамитова главным федеральным инспектором по Башкирии свидетельствовало о том, что федеральный центр возлагал на него надежды как на чиновника, способного принять участие в процессе ограничения прерогатив башкирского президента.
Федеральный чиновник в Башкирии
Хамитов был назначен на пост главного федерального инспектора в 2000 году – в этом качестве он подчинялся полпреду президента в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко. Одной из основных задач Хамитова стала организация работы по пересмотру целого ряда положений принятой при Рахимове республиканской конституции, противоречивших Основному закону России и гарантировавших суверенитет Башкирии. С учетом того, что Рахимов был одним из наиболее активных противников политической экспансии федерального центра, это было непростой задачей.
Однако федеральный центр смог найти в Башкирии союзника – председателя Верховного суда республики Марата Вакилова. Именно по его инициативе весной 2002 года республиканский Верховный суд признал противоречащими действующему законодательству большинство оспариваемых конституционных положений, а вскоре Верховный суд России завершил процесс, опротестовав остальные спорные статьи. В ответ Рахимову пришлось осуществить пересмотр Конституции, но Вакилов с этого времени стал его врагом – по данным СМИ, он даже публично угрожал ему «стереть в порошок и уничтожить весь его род». В течение нескольких лет происходил процесс вытеснения Вакилова, прозванного «могильщиком суверенитета», из республики, на него был собран компромат (в частности, по «квартирному вопросу» - хорошо известному уязвимому месту многих российских чиновников). В результате, после напряженной борьбы, продолжавшейся несколько лет, Вакилов в 2007 году был вынужден покинуть свой пост, хотя федеральный центр дал ему определенную компенсацию – пост начальника управления Министерства юстиции по Пермскому краю.
Что касается Хамитова, то он также почувствовал немилость Рахимова. В августе 2002 года в Казани состоялся III Всемирный конгресс татар, на который он был первоначально делегирован по квоте Башкирии (как татарин по матери). Однако затем он был исключен из состава делегации и попал на конгресс только по квоте Саратовской области (видимо, при участии федерального центра). Факт исключения своей кандидатуры из списков делегатов от Башкирии, Хамитов расценил как «политический и заранее спланированный акт». Он отметил, что, «судя по всему, это отголоски скандала вокруг фигуры Марата Вакилова, которого за отмену ряда статей башкирской Конституции пытались отстранить от должности». Хамитов тогда подчеркнул, что он, «как и раньше, готов к диалогу с руководством Башкирии и предпочитает открытому противостоянию переговорный процесс».
К тому же во время работы конгресса Хамитов высказал идеи, прямо противоположные приоритетам Рахимова. В частности, он позиционировал себя как противник «излишней суверенизации» и приверженец курса «на интернационализацию общества». Он считал, что необходимо «отказаться от лозунгов националистического толка вроде самостийного развития наций и этносов и снять напряженность с такой деликатной материи, как национальные вопросы».
Характерно, что Хамитов негативно отзывался и о кадровой политике Рахимова, о дискриминации русскоязычного населения. По его словам, «процентные соотношения башкир, русских, татар во власти не могут быть выдержаны, но они должны соблюдаться хотя бы в рамках приличия. А ситуация в том виде, как сейчас, приносит больше вреда, нежели пользы. Я имею в виду диспропорции в сторону тюркоязычного населения. Ведь иногда не лучших берут на руководящие посты, а по пятой графе, по национальной принадлежности, не самых способных… все это понижает уровень и качество управления, в конечном итоге ухудшает жизнь всего населения». Впрочем, Хамитов стремился смягчить свою критику с тем, чтобы не вступить в конфликт с собственным этносом: «Хотя объяснение такой политике есть. Чем больше давление извне, тем сильнее народы стараются защититься от внешнего влияния. Часто такая защита принимает искаженные формы. Как, например, в кадровом вопросе». Понятно, что подобные формулировки вряд ли могли смягчить негативное отношение Рахимова к позиции Хамитова, ставшего из членов его команды «государевым человеком».
Так что диалога не могло получиться – такой авторитарный лидер, как Рахимов, не был склонен договариваться со своим недавним министром. Поэтому Хамитов уехал из республики даже существенно раньше, чем Вакилов – еще в конце 2002 года. Кремль в то время еще недостаточно уверенно чувствовал себя в отношениях с региональными элитами и в ряде случаев шел на компромиссы, если они не затрагивали «генеральной линии». В конце 2002 года он был переведен на должность и.о. заместителя полпреда президента в Приволжском округе, что рассматривалось как повышение. Возможно, что именно в этот период он занимался политическими проблемами Башкирии – отсюда и версия о том, что он во внутрибашкирском электоральном противостоянии 2003 года находился на стороне Веремеенко. Примечательно, что, уже исполняя обязанности заместителя Кириенко, Хамитов в декабре 2002 года демонстративно посетил торжественное заседание, посвященное 80-летнему юбилею Верховного суда республики – это мероприятие бойкотировали власти республики, запретившие предоставлять «неблагонадежным» судьям зал местного дворца культуры. Тогда этот шаг выглядел демонстрацией поддержки центром деятельности судьи Вакилова.
Однако в политической борьбе в ходе избирательной кампании в Башкирии 2003 года Хамитов участия не принимал – он так и не был утвержден на посту заместителя полпреда и должен был вообще покинуть Поволжье, переместившись в Москву. Возможно, это также стало частью компромисса центра и Рахимова, который не был заинтересован в том, чтобы Хамитов занимался контролем за ситуацией в республике из Нижнего Новгорода. В любом случае, его отношения с Кириенко остались позитивными – в 2004 году полпред в Приволжском округе и Хамитов вместе участвовали в открытии форуме «Великие реки» в Нижнем Новгороде. Показательно, что когда Хамитов занимал пост главы Росводресурсов, ключевые должности в ведомстве – вначале начальника управления, а затем заместителя руководителя – занимала Марина Селиверстова, ранее работавшая в полпредстве под началом Кириенко (в 2009 году она сменила Хамитова на его посту).
Деятельность в Москве
После отъезда из Поволжья Хамитов в феврале 2003 года неожиданно сменил сферу деятельности, став чиновником министерства по налогам и сборам, хотя никогда не занимался данными вопросами. Он был руководителем межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (инспекция курировала предприятия топливно-энергетического комплекса), а затем начальником управления крупнейших налогоплательщиков. Столь необычный этап карьеры Хамитова может объясняться тем, что министерство возглавлял Геннадий Букаев, знакомый с ним по работе в Башкирии (Букаев долгое время возглавлял налоговую службу республики). Отставка Букаева в начале 2004 года и реорганизация министерства в Федеральную налоговую службу привела к тому, что Хамитов покинул данное ведомство – глава ФНС Анатолий Сердюков стал расставлять на ключевые посты своих людей.
Хамитов же был назначен руководителем вновь созданного Федерального агентства водных ресурсов, подведомственного министерству природных ресурсов. На этом посту он пробыл пять лет. Хамитов участвовал в проведении через Думу Водного кодекса, вступившего в действие 1 января 2007 года, разработкой серии подзаконных актов в развитие этого документа. Кодекс был подготовлен, исходя из рыночных принципов: приоритета гражданского и земельного законодательства над природно-ресурсным; введения всех форм собственности, в том числе и частной, на водные объекты; возможности судебных разбирательств при лишении прав доступа к воде и т.д.
В качестве правительственного чиновника Хамитов не делал политических заявлений. Примечательно, впрочем, что в 2005 году он выступил против жесткого подхода к «самострою», находящемуся в водоохранных зонах. По мнению Хамитова, «вокруг водоохранных зон было очень много правового и бюрократического «тумана», что в конечном итоге обернулось массовыми застройками на берегах». Он считал, что «существующие постройки надо узаконить с оформлением всех необходимых документов при обязательном соблюдении экологических и санитарных правил. Береговая линия при этом должна быть освобождена от построек, заборов, частных пирсов и доступна для всех без исключения… Должны обязательно выполняться требования экологической, водоохранной экспертизы. Это должно быть понятно всем, кто «прибился» к берегу. Иначе узаконивания не будет». Видимо, тогда речь шла о конкуренции между двумя ведомствами – Росводресурсами и Росприроднадзором (последний занимал гораздо более жесткую позицию по данному вопросу). Впрочем, эта проблема стала политизированной только в нынешнем году, после конфликта вокруг «Речника».
Менее популярным было высказанное Хамитовым в 2008 году предложение утроить цену на воду в течение ближайших нескольких лет. По его словам, полученные средства необходимы для проведения водохозяйственных работ, восстановления плотин, укрепления берегов, расчистки русел. По расчетам главы Росводресурсов, на такого рода работы требуется «порядка 40 миллиардов рублей в год, самое большее – 50» (по данным Хамитова в виде платежей и налогов собиралось порядка 15 миллиардов рублей).
В 2009 году Хамитов покинул пост главы Росводресурсов и перешел на должность зампреда «РусГидро». В этом качестве он мало успел проявить себя, так как уже в нынешнем году получил предложение возглавить Башкирию.
Первые шаги
Таким образом, Хамитова в качестве президента Башкирии нельзя считать выдвиженцем его предшественника. Другое дело, что по сравнению, к примеру, с бывшим руководителем администрации Рахимова Радием Хабировым фигура Хамитова была относительно более приемлема для многолетнего башкирского лидера. Напомним, что после того, как у Хабирова произошел конфликт с Уралом Рахимовым, сыном первого президента республики, в 2008 году против Хабирова было возбуждено уголовное дело, его отстранили от должности, исключили из «Единой России». Хабирова взяло под защиту федеральное руководство партии (разумеется, решение о его исключении не вступило в силу), вскоре он был назначен на руководящий пост в управлении президента России по внутренней политике, деятельность которого курирует Владислав Сурков. Понятно, что на этом фоне уход из республики Хамитова представлялся достаточно спокойным.
В качестве временно исполняющего обязанности главы республики Хамитов предпринимал только популярные меры, что в его положении вполне естественно. В частности, он подписал указ об установлении ежемесячной надбавки к заработной плате воспитателей детских садов. На встрече с редакторами ведущих СМИ Башкирии Хамитов сказал, что рад возможности снова оказаться в Башкирии: «Я дома. В Москве был в продолжительной командировке, которая завершается». Таким образом, он стремится показать, что является для республики «своим», а не только федеральным выдвиженцем. Решению этой же задачи должно служить и еще одно заявление Хамитова: «Я буду ориентироваться на людей, живущих и работающих здесь. Может, приглашу кого-то и извне, но это будет редкое исключение и их позиции не будут главными». Для него было важно, по возможности, минимизировать напряжение в элитах, связанное с уходом Рахимова. Хамитов заявил также о намерении работать в открытом информационном режиме, завести свой блог в Интернете, часто общаться с журналистами и представителями общественных организаций.
Понятно, что Хамитов будет куда менее самостоятельным и амбициозным руководителем Башкирии, чем его предшественник. Он долгое время был федеральным чиновником, а сейчас направлен в республику по решению Москвы, которая заинтересована в уменьшении самостоятельности региональных лидеров. В то же время Хамитов вряд ли будет только «исполнителем» - сам президентский пост в одной из наиболее сложных республик в составе Федерации придает его обладателю дополнительные возможности.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.