Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.07.2010 | Екатерина Поспелова

Бумажный авиапром

Российские авиапроизводители рапортуют о своем успехе на авиасалоне «Фарнборо-2010». Им удалось заключить контрактов на сумму более 10 млрд долларов. Локомотивом этого успеха стали контракты на поставку Superjet 100 и самолетов МС-21 на общую сумму чуть более 9,5 млрд долларов. Казалось бы, успех российских компаний на «Фарнборо» дает повод говорить о начале возрождения гражданской авиации России. Однако по существу все контракты подписаны на еще не существующие самолеты, да и сами компании вызывают определенные сомнения…

Напомним, компания «Иркут» подписал контракт на сумму в 3 млрд долларов на поставку малазийской Crecom Burj Resources 50 самолетов МС-21. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс» также подписала с «Иркутом» соглашение о намерениях приобрести 50 самолетов МС-21. Сделка оценивается в 3 млрд долларов. Как отметил глава «Ильюшин Финанс» Александр Рубцов, на самом деле цена в твердом контракте будет значительно меньше каталожной цены – 31 млн долларов. Остальные 3 млрд долларов заработала компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Среди ее заказчиков – «Газпромавиа», бермудская авиакомпания Pearl Aircraft, тайская Orient Thai Airlines и индонезийской Kartika Airlines.

Неужели мы являемся свидетелями начала возрождения гражданской авиации России? Однозначно ответить на этот вопрос позитивно мешают некоторые обстоятельства. Дело в том, что все контракты подписаны на еще не существующие самолеты (так, МС-21 запустят в лучшем случае к 2016 году), да и сами компании вызывают определенные сомнения.

На «Фарнборо» «Иркут» заключил твердый контракт только с малазийской Crecom Burj Resources, которой он должен поставить 50 самолетов с 2016 по 2019 годы. Контракт с «Илюшин Финанс» - только предварительный.

Если мы попытаемся, найти хоть какую-то информацию про малазийскую компанию Crecom Burj Resources, то ничего не найдем, кроме имени владельца - Crecom Burj Berhad, который был учрежден в июне прошлого года. О финансовых показателях компании ничего неизвестно, впрочем, как и о ее деятельности. Однако, по данным Reuters, Crecom Burj Berhad создана специально для продажи МС-21 на азиатском рынке.

Теперь рассмотрим контракты на поставку Superjet 100. Из четырех контрактов, только один является твердым – с малоизвестной индонезийской компанией Kartika Airlines, парк самолетов которой насчитывает всего пять штук: три Boeing737, еще один Boeing737 на приколе, один полусписанный MD-83. Авиакомпания осуществляет рейсы всего по 7 направлениям. Известно, что у компании есть определенные проблемы с обеспечением безопасности полетов, что может лишить компанию лицензии. Соответственно, возникает вопрос, откуда компания возьмет 3 млрд долларов на обновление своего парка? Причем она готова потратить деньги на еще несуществующий самолет.

Orient Thai Airlines также малоизвестная компания, у которой есть определенные проблемы с безопасностью. В парке всего шесть Boeing737, два их которых на приколе. Про Pearl Aircraft Corporation опять же ничего неизвестно, простой запрос по Google выдает только ссылки на новости с Фарнборо как русских, так и иностранных изданий. Есть предположение, что это американский оффшор на Бермудах.

Отметим, что с учетом успеха на «Фарнборо», компания «Гражданские самолеты Сухого» заключила 15 контрактов на поставку 280 Superjet100, из них – только семь твердых контрактов. Однако все контракты оказались сомнительны – за исключением Аэрофлота, контракты были заключены с фирмами-банкротами.

Так, в декабре 2006 года были заключены твёрдые контракты с альянсом AiRUnion (15 самолётов и опцион на 10 машин) и авиакомпанией «Дальавиа» (6 самолётов и опцион на 4 машины), однако по причине банкротства этих компаний сделки так и не будут реализованы.

Еще один твердый контракт был заключен с Финансовой Лизинговой компанией, которая сейчас банкрот, поэтому вопрос с контрактом – под вопросом.

На прошлом авиасалоне, «Сухой» рапортовал о заключении контракта с венгерской авиакомпанией Malév Hungarian Airlines (было заключено предварительное соглашение на поставку 30 самолетов), которая потом оказалась банкротам.

Еще один крупный твердый контракт «Сухой» заключил с Superjet International – аффелированная структура компании «Гражданские самолеты Сухого», которая должна заниматься обслуживанием Superjet100 за границей. Контракт был заключен в 2008 году на поставку 20 самолетов.

Твердые контракты были заключены с Аэрофлотом – в 2005 году (на поставку 30 самолетов), а также с ИФК «Авиализинг», которая занимает лидирующие позиции в сегменте лизинга воздушных судов Ту-154, контракт был заключен в 2009 году на поставку 29 самолетов.

Впрочем, и здесь есть подозрения, что эти контракты могут повиснуть из-за уже ставшего традиционным переносом запуска Superjet100 и, соответственно, срывов первых поставок. Всем известны проблемы с двигателем и получением на него международного сертификата. Так, в мае 2010 года в цехе окончательной сборки действительно стояли фюзеляжи пяти машин, но без двигателей. В конце июня сертификат на двигатель был все-таки получен. Теперь «Сатурн», который производит двигатели для Superjet, готов поставить 13 двигателей до конца года. Однако говорить о том, что все обязательства перед партнерами будут выполнены в срок, не приходится. Массовое производство тех же двигателей еще не успели сформировать. Конечно же, «Сатрун» обещает нарастить производство в 2011 году до 48 двигателей, но этого явно недостаточно с учетом заказов. Всего заказано 218 самолетов, большинство поставок приходится на 2010-2011 годы.

Поэтому к проекту Superjet 100 больше вопросов, чем ответов. Во-первых, интересно, каким образом и, собственно, когда будут оправданы инвестиции в разработку самолета. Сейчас уже потрачено порядка 3,5 млрд долларов. Грубо говоря, заключенных контрактов в «Фарнборо» не хватит на то, чтобы покрыть существующие расходы. Не добавляет оптимизма и просьба «Сухого» к правительству России предоставить дополнительно 20 млрд рублей.

Кроме того, стоит отметить, что сейчас самолеты «продаются» с большим дисконтом – реальная цена намного меньше официальной цифры в каталоге. Это значит, что компания будет работать себе в минус еще долгое время. Да, и ждать контрактов с надежными иностранными партнерами не приходится, по крайней мере, до начала стабильных поставок Superjet 100 российским авиакомпаниям.

Екатерина Поспелова – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net