Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.08.2010 | Максим Логвинов
Долг дефицитом красен
Несмотря на кризис, правительство не готово отказываться от взятых на себя социальных обязательств, а также финансирования крупных инвестиционных проектов. В результате дефицит бюджета растет, "проедается" стабилизационный фонд и недостающие деньги нужно где-то брать. Можно было бы повысить налоги, но это приведет к снижению темпов экономического роста, чего в Кремле допустить никак не могут. Вторым способом является наращивание госдолга, тем более что время для этого сейчас довольно благоприятное. Минфин уже заявил, что к 2013 году размер внутреннего долга может увеличиться в 5 раз и достигнуть отметки в 10 трлн. рублей…
Тем не менее, сравнительные размеры дефицита бюджета России пока невелики, по сравнению с США и Еврозоной. При текущей динамике цен на нефть дефицит и вовсе может составить 3-4% ВВП. Правительством запланировано плавное наращивание долга с ожиданиями эффекта от программы приватизации, налоговой политики и так далее. Но важно не раздуть дефицит до критических размеров. Сырьевая направленность российской экономики не позволяет увеличивать внешний долг до таких размеров, как развитые страны. Вот только где находится эта грань, никто точно сказать не может. Расплачиваясь по долгам новыми долгами, есть опасность сформировать неподъемную ношу. Вдобавок, увеличение госдолга в долгосрочной перспективе ведет к ускорению инфляции. Наращивая дефицит, мы отвлекаем доходы будущего в настоящее, что может оказать медвежью услугу экономике в период восстановления. Как уже неоднократно советовали эксперты, проще было бы сократить расходы на непрофильные для текущего состояния экономики, пусть и такие "красивые" проекты как "Сочи-2014", инновационный фонд, финансирование нанотехнологий и ряд других. Если суммировать вложения в них, то Россия вполне сможет обойтись без столь значительных заимствований, которые предлагает Минфин.
Главный экономист UBS по России и СНГ Клеменса Графе:
Мы полагаем, что увеличение внутреннего государственного долга на самом деле является положительным моментом. Россия нуждается в ликвидном рынке государственных облигаций для развития кривой доходности, которая может быть использована банковской системой для управления своим риском изменения процентной ставки. Им придется это делать с учётом увеличения кредитования в долгосрочной перспективе. Россия, несомненно, в гораздо более выгодном финансовом положении, чем большинство других стран. Тем не менее, мы согласны, что расходы должны постепенно сокращаться после повсеместного увеличения в условиях кризиса. После повышения пенсий до уровня прожиточного минимума, государству следует предпринимать последующие действия более целенаправленного и, к примеру, повысить пенсионный возраст для женщин для управления расходами в будущем. В целом, при увеличении средней продолжительности жизни, мы считаем, что пенсионный возраст следует индексировать с учетом демографических факторов во избежание тех же проблем, с которыми столкнулась Западная Европа. Во всех статьях бюджета России есть пространство для повышения эффективности. Существует явные возможности для повышения эффективности во всех статьях бюджета России. В кризис расходы национальной экономики возросли весьма существенно. Хотя это был хороший ответ на кризис, большую их часть, на наш взгляд, заняли субсидии, и должны быть четкие временные рамки, в которые они будут поэтапно сокращены. Увеличение задолженности отчасти циклично (доходы падают в рецессию) и является разумной реакцией. Однако, в настоящее время сильно увеличились структурные расходы, которые ответственны за увеличение задолженности. Это второе, что Минфин пытается решить.
Начальник Управления ценных бумаг РосЕвробанка Андрей Ильинский:
Ничего страшного в наращивании государственного долга я не вижу. По сравнению с Европой у нас диаметрально противоположная ситуация. Отношение внешнего госдолга к ВВП в России всего 3-4%, тогда как в некоторых европейских странах соотношение доходит до 120% от ВВП. Более того, в сложившейся благоприятной конъюнктуре было бы большой глупостью не использовать государственные инструменты заимствования, когда ставки снижаются, и спрос у игроков на такие бумаги неизменно растет. У государства весьма большая социальная программа, и за счет таких заимствований можно устранить дефицит бюджета. К сожалению, из-за дефолта 1998 года, которого, безусловно, можно было бы избежать, в обществе сложилось предвзятое отношения к гособлигациям, из-за чего этот рынок в нашей стране очень долгое время не развивался. А между тем, многие другие страны весьма активно и, главное, успешно использую рынок внутренних заимствований для оптимизации своих бюджетов. Сейчас для таких заимствований на российском рынке сложилась самая благоприятная обстановка. Мы видим очень большую нехватку таких инструментов, особенно большим спросом на рынке пользуются краткосрочные гособлигации сроком до одного года, по ним идут самые активные торги, и объемы этих торгов постоянно растут. Так что Минфин РФ сейчас поступает абсолютно логично и правильно.
Заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников:
Внутренний долг небольшой не только по сравнению с развитыми странами, но и по сравнению с развивающимися. По нашим расчетам в 2013 году соотношение внутреннего долга к ВВП составит 25%, что вполне допустимо. Госдолг надо наращивать, потому что у России маленький размер рынка государственных облигаций, что препятствует созданию МФЦ. Бездефицитный бюджет плохо сочетается со слабой внутренней экономикой, поэтому надо наращивать внутреннее потребление расходы домохозяйств и госинвестиции за счет роста внутреннего долга. На мой взгляд, сейчас надо больше думать об эффективности расходов, а не о росте внутреннего долга. Ситуация в Европе совершенно другая: доля государственных расходов на обслуживание долгов растет и это вызывает кризис доверия, что препятствует рефинансированию долгов.
Начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Денис Барабанов:
Увеличение размера госдолга было предсказуемо: резкое сокращение доходов бюджета вынудило власти прибегнуть сначала к расходованию средств Стабфонда, а затем - к наращиванию долга. Изначально было решено занимать как на внешнем, так и на внутреннем рынках, но ухудшение рыночной конъюнктуры несколько скорректировало планы. В итоге, основной упор был сделан на рынок внутренний. Это способствует, ко всему прочему, решению таких задач как ограничение инфляции и связывание излишней ликвидности. Учитывая то, что в бюджете на 2010 год уже были сильно сокращены все неприоритетные направления, дальнейшее сокращение расходов было бы невозможно - пришлось бы "резать" социальные расходы (эту статью очень трудно, почти невозможно, сократить). Далее, есть два подхода: продолжение стимулирования экономики (как это делают США), в ущерб борьбе с дефицитами, либо жесткая экономия (Еврозона), но нужно понимать, что у ЕС не было другого выхода - из-за критической ситуации в наиболее "слабых" странах. Не думаю, что в ближайшие годы власти будут экономить: упор делается на рост цен на ресурсы, повышение налоговой базы. В случае России уровень госдолга является довольно низким, кроме того, у России велики ЗВР. Поэтому нынешняя ситуация особых беспокойств вызывать не должна - при том условии, что в ближайшие годы правительство будет активно бороться с дефицитом (по плану, до 2014 годы дефицит должен быть сокращен в 2 раза)".
Советник председателя правления ОАО "АБ Финанс Банк" Леонид Морозовский:
Размер госдолга всегда увеличивается в двух случаях: при увеличении инвестиций, которое проводится в соответствии с госполитикой, и для покрытия текущих расходов. В данный момент мы видим, что наращивание госдолга происходит за счет увеличения инвестиций: сейчас достаточно много рабочих проектов (в том числе социальных, инвестиционных, таких как Сколково, Сочи),которые требуют дополнительных государственных затрат. Если на текущий момент руководство страны не видит перспективы в развитии инвестиций в какие-то сферы - социальные либо иные, - то, безусловно, единственным правильным решением является сокращение бюджета - чтобы покрыть дефицит. А если компания, как и любая страна, видит, что за счет инвестиций, дополнительных доходов от реализации инвестиционных проектов можно покрыть расходы, она идет по этому пути. Я думаю, что Россия сейчас поступает именно так. Безграничное наращивание долга невозможно - это очень сильно сковывает движение любого экономического организма, как компании, так и страны. Иначе начнет появляться риск дефолта, как это произошло, например, в Греции. Большой государственный долг ведет к проблемам, связанным с внешнеэкономическими отношениями с другими странами - к кризису доверия и т.д. Но в данном случае госдолг увеличивается, как мне видится, планово - за счет тех инвестиций, которые планируются по госпроектам.
Заместитель председателя правления банка "Развитие-Столица" Геннадий Вагабов:
На мой взгляд, некорректно сравнивать подходы к бюджетам стран Еврозоны и России. Средние зарплаты в России значительно уступают европейским уровням, поэтому снижение расходов очень серьезно ударяет по карманам наших госслужащих. А в свете курса на борьбу с коррупцией, который определил президент, сокращение расходов является непреодолимым препятствием для успешного осуществления этой борьбы. Сокращение расходов является раздражающим фактором в предвыборный год для электората. Причем, этот фактор будет не первым в череде непопулярных решений властей. Уже действующим фактором является сокращение госаппарата. Та армия госслужащих, которая вынуждена будет сменить стабильные места своей работы явно не послужит поддержкой нынешним властям в предстоящих выборах. У меня вызывает сомнение представленные в новостях цифры - темпы роста госдолга. Слишком уж гигантские цифры за такой короткий промежуток времени. Наверняка эти цифры будут скорректированы по итогам исполнения бюджета. Ведь ни для кого не секрет, что бюджеты последних лет у нас составляются с учетом самого пессимистического прогноза цен на экспортируемые природные ресурсы.
Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин:
В июне текущего года в рамках обсуждения бюджета на 2011 год проходила дискуссия по трем группам заявок на общую сумму около 2 трлн руб запрошенных бюджетных расходов. Указанные заявки в разное время уже обсуждались у Президента Дмитрия Медведева и премьера В. Путина. В июле т.г. бюджет был в части расходов и доходов принят, при этом, расходная часть увеличилась лишь на 860 млрд. руб, то есть более половины указанных заявок не были удовлетворены. Сохраняются проблемы с финансированием пенсионного фонда, дефицит которого прогнозируется на среднесрочный период в размере 1 трлн. руб. При этом уровень налоговой нагрузки на экономику в 30%/40% от ВВП, а для ТЭК в 55% от выручки соответствует, очевидно, периоду бума. В случае W-образного восстановления мирового спроса при стагнации кредитного рынка который продолжает испытывать "кризис доверия", такая ситуация грозит обернуться масштабными неплатежами и банкротствами.
Наращивание долга, это следствие несбалансированности бюджета и хотя на данный момент его размер для РФ относительно невелик, порядка 15% от прогнозного ВВП на 2013 г. Однако, учитывая общий корпоративный и частный долг России, составляющий уже сейчас порядка 70%/90% ВВП, продолжение политики накапливания долговой нагрузки в ближайшее десятилетие вполне может повести страну по "греческому" сценарию. Сокращение дефицита бюджета на 1% от ВВП означает аналогичное по размерам сокращение госрасходов. В итоге за счет взаимозависимости экономических субъектов сокращение ВВП за год может составить 1,5%. Это регуляторы понимают, планируя оптимизацию бюджета в условиях слабого частного спроса. На данный момент никаких масштабных проектов оптимизации бюджетных расходов в ведущих странах мира не проводится.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.