Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.08.2010 | Татьяна Становая
Пожары как испытание системы «ручного управления» и «вертикали власти»
Критическая ситуация с пожарами показала, что государство оказалось не готово к таким масштабам бедствия причем как в политическом, так и в управленческом смысле. С политической точки зрения попытки переложить ответственность на местных чиновников и офицеров оказались не очень продуктивными: сами «виновные» в СМИ здесь же выступали с критическими заявлениями в адрес всей «вертикали» и существующего положения дел в целом, не признавая своей вины и считая свою ответственность несправедливой.
Стало ясно, что механизмы управления, инфраструктуры и институты обеспечения безопасности просто неадекватны реальности: советские практики разрушены, а новые не созданы. Причем это обостряется доминированием «ручного управления» и плохо проработанной современной законодательной базой. Пожары стали своего рода испытанием системы «ручного управления» и «вертикали власти», актуализируя вопрос о повышении эффективности госуправления.
В августе были побиты абсолютные рекорды показателей температуры. Горит более 200 тысяч гектаров леса. По данным МЧС на 5 августа, из 589 очагов пожаров 73 - крупных. За последнюю неделю число жертв пожаров выросло до 48 человек. Обострилась и новая угроза – проблема незащищенности стратегических военных объектов, большинство из которых располагается в районах лесных массивов. В Подмосковье сгорела база ВМФ, после чего было заведено уголовное дело, уволены офицеры высокого ранга, а главкому ВМФ Владимиру Высоцкому и ряду других военных были вынесены предупреждения. Президент России Дмитрий Медведев прервал свой отпуск в Сочи, вернувшись в Москву. Одновременно фиксируется и резкий рост критичности в отношении власти в блогосфере, что заставило реагировать на это премьера Владимира Путина.
Главным катализатором столь масштабных пожаров на территории России стала аномально жаркая погода, которая продолжается уже второй месяц. В числе же главных причин глава МЧС Сергей Шойгу называет «человеческий фактор» (до 95%, что впрочем кажется явно преувеличенным) и возгорание торфяников. Торфяники достались России в наследство от советского периода, когда в период после Великой Отечественной войны активно осушались болота для добычи торфа. Однако с освоением Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, роль торфа в энергетике СССР постепенно снижалась, а в 80-е годы от использования торфа и вовсе отказались. Как следствие – наличие крупных площадей осушенных торфяных болот, которые теперь нуждаются в обводнении. Только на прошедшей неделе правительство признало, что необходимо приступить к реализации соответствующей программы по обводнению, на что планируется выделить около 25 млрд рублей.
Среди других проблем – юридическая и инфраструктурная. Как оказалось, в России вообще никак не регулируется вопрос о пожарной безопасности лесов. Соответствующий вопрос был проигнорирован новым Лесным кодексом, вступившим в силу в 2007 году, а ответственность в итоге не ложилась ни на органы лесного надзора, ни на органы пожарной безопасности (старый кодекс предусматривал ответственность специально уполномоченных и региональных, и федеральных органов). В итоге только 6 августа правительство утвердило положение о пожарном надзоре в лесах. Эти функции возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную служба по надзору в сфере природопользования и их региональные отделения.
Наконец, инфраструктурная проблема, по сути, носит системный характер. Разрушенная существовавшая в советское время система предупреждения и борьбы с последствиями пожаров так и не была восстановлена в современной России. Яркое свидетельство – комментарий блогера из поселка Тверской области (на который затем последовал комментарий Путина, подробнее об этом чуть ниже). «После распада Союза пруды засыпали, места, где они находились, продали под застройку, пожарную машину «тоже куда-то дели», а рынду заменили на телефон. «Только он... не работает, потому что забыли подключить. Остался пожарник, правда у него ничего нет кроме шлема и робы, которые остались еще от всех тех же плохих коммунистов», – писал блогер. Глава МЧС Сергей Шойгу также докладывал президенту, что в советское время садовые общества создавались от предприятий, «то есть завод выделял или получал землю, дальше он обеспечивал электричеством, водой, подъездными путями, в том числе и пожарными водоёмами, где можно было брать воду. Сейчас предприятий нет, а эти общества остались».
При наличии таких системных проблем фактически разгорелась своего рода дискуссия между представителями власти и общества о том, является ли источник внутренним или внешним. Блоггеры, СМИ, критики часто указывают на проблемы «ручного управления». Показательно видео в «Ведомостях», где завотделом комментариев издания Максим Трудолюбов критикует власти за игнорирование проблемы торфяников, отсутствие нормативной базы по защите лесов и подмене полноценной работы институтов «ручным управлением». Со стороны власти, напротив, исходят иные сигналы. Владимир Путин сравнил пожары с набегами печенегов, половцев, рыцарей и даже Великой Отечественной войной. «Россия все выстояла, все пережила. Конечно, сейчас тоже испытание, оно не носит глобального характера – это не какое-то нашествие, но это испытание и, конечно, мы его преодолеем, если будем работать слажено, консолидировано и эффективно», - сказал Путин.
Иными словами, вопрос о том, в чем суть столь масштабных бедствий в связи с пожарами в России – в форс-мажорных обстоятельствах (погодные аномалии) или сбоях в работе государства - актуализирует целесообразность проведения структурных изменений политического режима. «Снизу» активнее звучат запросы на системные изменения, а власть избегает признавать внутреннюю природу «сбоев».
В критической ситуации оба участника тандема проявили достаточно высокую степень активности. Однако характер такого участия оказался весьма различным. Так, например, известно, что 30 июля президент Дмитрий Медведев провел телефонный разговор с премьер-министром Владимиром Путиным, дав ему напрямую поручение по ликвидации последствий пожара и заметив, что за целевым расходованием средств будет следить Генпрокуратура и полпреды президента в округах. До сих пор президент не взаимодействовал в таком ключе с премьером, избегая отношений в виде начальник-подчиненный.
В целом Медведев взял на себя вопросы непосредственного управления «системными» проблемами: он поручил главе МЧС России Сергею Шойгу разработать программу создания новых современных пожарных частей и материально-технического переоснащения существующих. Он проводил совещания СБ, встречался с министром обороны Анатолием Сердюковым, принимал кадровые решения (об ответственности руководства ВМФ и увольнении ряда офицеров из-за сгоревшей базы ВМФ в Подмосковье). На прошедшей неделе президент объявил ЧС в 7 регионах России. Через несколько дней Медведев обсуждал эту же проблему с Путиным на личной встрече, запросив поддержку в виде финансирования программы создания новых пожарных частей и оснащения действующих. Интересно, что пообещав содействие Минфина, Путин при этом обратил внимание, что к разрешению кризиса просил бы «подключить возможности Администрации президента». Медведев готовность задействовать АП подтвердил, оговорившись, что «они и так работают». Пожалуй, такую стилистику межличностного общения двух участников тандема можно видеть впервые: президент вынужден публично просить премьера дать денег, а премьер - просить администрацию президента начать, наконец, действовать.
Владимир Путин, тем временем, активно ездил по регионам и лично беседовал с пострадавшими и жителями поселков, встречался с главами субъектов федерации, посещал больницы. Он затрагивал гораздо более социально актуальные вопросы компенсаций, условия содержания пострадавших от пожаров, вопросы строительства нового жилья (этому также уделял внимание и Медведев, тем более что появилась проблема сознательных поджогов домов с целью получения новых). Таким образом, деятельность Путина несет в себе более электорально значимое содержание. Важно также отметить, что Владимир Путин впервые ответил лично на крайне критичный комментарий ставшего сразу известным блогера, имеющего дачу в Тверской области. Премьер хотя и иронизировал по поводу обращения, но пообещал решение проблем и признал критичность ситуации. До сих пор интернет-среда была своего рода привилегией Медведева. В то же время стоит напомнить и тот факт, что Медведев не так давно потребовал от чиновников лично «мониторить» интернет на предмет «обратной связи».
Крупные пожары также поставили проблему политической ответственности. На прошедшей неделе было возбуждено первое уголовное дело в отношении чиновников в связи с пожарами. Руководителей Выксунского района Нижегородской области заподозрили в халатности, приведшей к гибели людей. В результате пожаров в районе погибли 20 человек. В рамках поездки в Нижегородскую область премьер Владимир Путин встретился с пострадавшими жителями, от которых выслушал жесткую критику, в том числе и в адрес местных властей. На совещании в здании районной администрации премьер предложил главам муниципальных образований, к которым есть претензии населения, добровольно сложить с себя полномочия. Однако в итоге местные депутаты отказались рассматривать вопрос об отставке главы Выксунского района области Алексея Соколова. Соколов вскоре принял решение о добровольной отставке, указав в интервью «Коммерсанту», что виновным себя не считает. Таким образом, в целом политическая ответственность опускается с федерального и даже регионального уровней на местный.
Гораздо более серьезные последствия коснулись руководства ВМФ, которое понесло ответственность за сгоревшую базу в Подмосковье. Дмитрий Медведев 4 августа предупредил о неполном служебном соответствии главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого, начальника главного штаба ВМФ - первого заместителя главкома Александра Татаринова. Были уволены начальник тыла ВМФ Сергей Сергеев, начальник морской авиации ВМФ Николай Куклев, замначальника авиации ВМФ полковник Сергей Рассказов, временно исполняющий обязанности заместителя начальника морской авиации по тылу Манаков, начальник базы №2512 Виктора Биронта, где произошел пожар. При этом президент заявил, что в момент пожара «руководство базы вообще неизвестно где находилось». Против Биронта было возбуждено уголовное дело.
Тем временем, вокруг увольнения последнего быстро разгорелся скандал. Он дал интервью Life News, в котором рассказал, как он вместе с матросами и гражданским персоналом базы в течение десяти дней до пожара боролся с огнем в лесу. При этом он утверждает, что не дождался помощи ни от начальства, ни от МЧС. По словам Биронта, все кинулись спасать многомиллионные дачи, которые находились в области. В итоге только спустя несколько часов прибыли пожарные, а затем приехала машина из Москвы. К ночи прибыл замминистра обороны. Пожарную команду, по словам Биронта, которому поручили руководство базой в мае, ликвидировали еще в феврале. Правда, по версии следствия, начальство базы слишком поздно сообщило о критичной ситуации и при этом не обеспечило всех мер противопожарной безопасности.
В целом ситуация вокруг сгоревшей базы ВМФ ставит вопрос о сохранности объектов военного, стратегического значения, о способности государства защитить потенциально опасные и режимные объекты химического и атомного производства. При этом министра обороны Анатолия Сердюкова личная, персональная критика со стороны главы государства обошла (хотя в целом Медведев выразил негодование неспособностью Минобороны защитить свой объект). Более того, знаком продолжающегося его укрепления аппаратных и политических позиций стало назначение на пост замминистра Татьяны Шевцовой, которая ранее работала в органах налоговой службы, то есть является кадром Сердюкова.
Татьяна Становая - руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.