Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.08.2010 | Анатолий Медведев

Кавказ – дело обреченное

На днях Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр) опубликовал результаты проведенного к годовщине начала второй чеченской кампании опроса, который как нельзя кстати иллюстрирует отношение россиян к самому проблемному региону России. Общество по-прежнему считает, что никаких позитивных изменений нет и не будет, а нынешняя власть в северокавказских проблемах вообще не виновата, и, если честно, то лучше было вообще закрыть границу с Чечней в 1999 году…

В конце июля 2010 года Левада-центр провел опрос 1600 россиян в 130 населенных пунктах по всей стране, приуроченный к годовщине начала второй чеченкой кампании. В рамках исследования были заданы вопросы не только связанные с реконструированием мотивов и целей федеральной власти по началу новой войны в Чечне, но и с общим отношением к судьбе Северного Кавказа. Опрос представляется крайне интересным с нескольких точек зрения. Во-первых, позволяет оценить отношение россиян к политике федерального центра на Северном Кавказе и то, какие из предпринимаемых мер общество приветствует. Во-вторых, интересно, как оценивает общество перспективы развития Северного Кавказа, что актуально в контексте социально-экономического развития региона. В-третьих, опрос иллюстрирует отношение россиян к извечному «кто виноват?».

На вопрос о том, «кто в наибольшей степени ответственен за развязывание войны в Чечне в 1999 году?», 37% респондентов ответили «чеченские боевики, бандформирования», 21% главными виноватыми считают «руководство Чечни» (напомним, что тогда это был Аслан Масхадов, позднее объявленный одним из главных лидеров террористического подполья), 18% винят во всем Бориса Ельцина, и, наконец, 16% считают, что ответственно «российское руководство в целом».

Как известно, начало второй чеченской кампании в публичном пространстве связывалось с нападением боевиков 23 июля 1999 года на Дагестан, которое повторилось с 7 августа по 14 сентября, но уже в формате ожесточенных боев в разных частях республики. Для подавления боевиков федеральная власть приняла решение о нанесении 25 августа авиационного удара по объектам укрепления бандитов в Чечне, что и стало началом новой операции. В связи с этим Левада-центр задал следующий вопрос, «Почему стало возможно вторжение чеченских боевиков в Дагестан в августе 1999 года». Треть респондентов (35%) по-прежнему считает, что дело в «экономических интересах тех, кто хотел «поживиться» на этой войне». В 2004 году тех, кто так думал, было 41% опрошенных. Причиной таких измышлений была раскручиваемая в СМИ информация о том, как еще с первой чеченской кампании некие «олигархи» поддерживали сперва Дудаева, а потом спонсировали Басаева. 27% респондентов полагает, что нападение было возможно из-за «попустительской политики российских властей в отношении чеченских сепаратистов», в данном случае в качестве власти упоминаются элиты, связанные с Ельциным. 23% считают «некомпетентность российских спецслужб, упустивших подготовку вторжения» основной причиной, создавшей возможности для нападения на Дагестан.

И, наконец, 31% респондентов поддерживают введение войск в Чечню в 1999 году, 41% - уверены, что нужно было закрыть границу с республикой. Ответы на данный блок вопросов свидетельствуют о том, что российское население, по сути, снимает ответственность с нынешнего руководства страны за ситуацию на Северном Кавказе в начале 2000-х гг. и абсолютно поддерживает вариант силового решения проблем с терроризмом вплоть до изоляции очага его распространения.

Другой блок вопросов был связан с общим отношением населения к Северному Кавказу. 55% опрошенных считают, что в настоящее время обстановка в этом регионе ничуть не изменилась, 22% уверены, что напряжение там только нарастает. 63% охарактеризовали обстановку на Северном Кавказе как напряженную, 11% - как «критическую, взрывоопасную», 12% - как «спокойную». 53% респондентов уверены, что в течение ближайшего года обстановка в регионе «останется без изменений» и только 14% думают, что она улучшится.

Таким образом, опрос демонстрирует высокий уровень инертности в восприятии Северного Кавказа как неблагополучного региона с высоким уровнем напряженности. В то же время население не видит никаких перспектив к улучшению ситуации, к бандитизму в этом регионе большая часть населения привыкла, некоторые колебания оценок связаны со взрывами в метро. Такие настроения создают достаточно комфортные условия для федеральной власти, с которой изначально снята ответственность за беды на Кавказе, а неэффективность ее политики не будет расценена как провал, так как нет завышенных ожиданий. В целом, восприятие Северного Кавказа российским населением можно образно выразить словами – «несу свой крест».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net