Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.08.2010 | Борис Макаренко
Выйти из Химкинского леса
Поворот федеральной власти от жесткого противодействия защитникам Химкинского леса к откладыванию и возможному пересмотру решения кажется приятной неожиданностью. На самом деле все гораздо сложнее. Прав Юрий Шевчук и его товарищи по организации «акции на Пушке» - мы все действительно живем в Химкинском лесу: как в социологическом исследовании, этот лесной массив кажется «микромоделью изучаемого объекта» - отношений общества и государства по острой проблеме.
Трасса между двумя столицами стала символом нашего варварства еще со времен Радищева. Полтора десятилетия после падения коммунизма российское государство не замечало проблемы: автодорога, связывающая столичный мегаполис с его международным аэропортом и вторым мегаполисом, не дает ни скорости, ни безопасности, ни комфорта движения, потребного для начала XXI века. Ремонтировать старую дорогу – не решение: она пролегает через деревни и города: ни скорости, не безопасности, не экологичности на старом маршруте не прибавится. Строить новую мешало не только отсутствие денег, но и проблема маршрута. К моменту принятия решений уже появились и крупные бизнес-структуры, прикупившие землю вдоль одного из возможных маршрутов трассы, и собственники домов и участков. Т.е. появилось то, что есть в любой нормальной стране. И там умеют договариваться о выкупе земли у собственников под государственные нужды. Наши же decision-maker’ы из бизнеса и государства пошли самой простой дорогой – бульдозером через лес. Лес на демонстрацию не выйдет и денег не попросит. Благо, что все решения можно принять в тиши кабинетов власти исполнительной, а если что – отбить протестующих в залах власти судебной. А раз так – аппетиты разгулялись – первые проекты трассы, судя по опубликованным сегодня хроникам развития конфликта, предусматривали просеку шириной в километры: место-то золотое для всяких торговых комплексов и прочих вкусных недвижимостей. Что это, как не микромодель российского экономического развития? Люди и природа – досадные помехи на пути аппетитов «деловых людей» и всевластия начальства.
Зверская расправа с журналистом Бекетовым, разгулявшийся административный ресурс на городских выборах, бычьеголовые отморозки, пугающие защитников леса, и бездействующая против них милиция, победоносные задержания Евгении Чириковой, не менее славная победа над гитарами и усилителями Юрия Шевчука и его коллег, горстка ряженых, зазывающая людей на уборку мусора в Химкинском лесу, государственный телеканал, который радостно показывает этих ряженых, но не тех, против кого они агитируют, бесстыдные намеки в прессе на корыстную заинтересованность Чириковой в альтернативном маршруте трассы – все это звенья одной цепи. Старый принцип римского права – Qui Prodest – ищи, кому выгодно – уверенно записывает авторов и исполнителей этих действий в один лагерь – лагерь вырубальщиков Химкинского леса.
Что же сплотило их противников и придало им силы и мужества? Не просто нормальное стремление сохранить лес вблизи жилья – ресурс ценный и конечный для любого мегаполиса, не просто возмущение бесцеремонностью, с которой отклонялась каждая их попытка вернуть на повестку дня альтернативные варианты трассы, не просто наглость и дуболомство (и в прямом, и в переносном смысле), продемонстрированная «партией вырубальщиков». Взятые вместе, все эти действия оскорбили человеческое достоинство людей – а символ гибнущего леса и ощущение «затыкания рта» - все это придало «партии хранителей леса» широкую симпатию и поддержку. Не экология как таковая, но прочувствованная людьми политическая значимость ее защиты породила «партии зеленых» на Западе. Средний класс столичного мегаполиса проявил тот же политический инстинкт.
Могу догадываться, как именно происходило изменение позиции власти, но не буду об этом: главное, что власть отказала в поддержке «партии вырубальшиков» и сделала шаг навстречу «партии хранителей», потому что ситуация поляризовалась на глазах, и выбор надо было делать. Хорошо, что он сделан правильно.
Однако Химкинский лес остается микромоделью российской политики, и любая оптимистичная новость в ней не прогоняет пессимизма. Во-первых, новое рассмотрение ситуации не гарантирует, что приостановленное решение не вернется в повестку дня (ну, например, после выборов). Во-вторых, пока решение будет «перерассматриваться», путь из Москвы в Петербург так и будет лежать по главным улицам Дурыкина, Дубинина и Черной Грязи – деревень на первых верстах от Москвы. В-третьих, журналисту Бекетову не вернуть здоровья, а через Химкинский лес уже пролегла просека в 80 метров шириной – и новый лес даже в самом оптимистичном варианте зашумит на ее месте лишь спустя десятки лет. Боюсь, что это самый оптимистичный диагноз и для всей российской модернизации.
Борис Макаренко - Председатель правления Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.